Павлодарский областной художественный музей приглашает горожан совершить путешествие. Это незабываемое турне — по всему миру, причем, без виз и паспортов. С конца января и до начала апреля работает масштабная выставка из фондов музея «Архитектурные образы». Более сотни разнообразных образцов изображений шедевров мировой архитектуры. В живописи и графике художники рассказывают о своих впечатлениях, о культуре и истории разных стран. И о самом важном для человека месте обитания – доме.
Путешествие это не только по разным странам, но и во времени. Как будто встретился со старыми друзьями, и они рассказали, где когда-то побывали и что видели, что поразило их, и о каких далеких красотах они не могут забыть. «Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания», – писал Н. В. Гоголь. Сегодня эта летопись может быть универсальной, читаемой всеми – поясняют искусствоведы.
Авторы полотен — ведущие казахстанские художники и мастера пост-советского пространства. На картинах выдающиеся образцы мировой архитектуры, в том числе вошедшие в список всемирного наследия.
— У нас в музее никогда не было постоянной экспозиции, — говорит Эльмира Арынова, руководитель экскурсионно-массового отдела областного художественного музея. — Начиная с нынешнего года вводим новую практику: большой зал будет отдан под постоянную экспозицию с частичной заменой в течение года. Посетители смогут ближе знакомиться с нашими фондовыми коллекциями. Открываем этот большой цикл выставкой «Архитектурные образы» из фондовых хранилищ музея – свыше 130 произведений живописи и графики. Многие работы экспонируются впервые.
Немецкий философ Фридрих Шеллинг называл архитектуру «застывшей музыкой», ведь ей присуще свое индивидуальное настроение и ритм. Выставка «Архитектурные образы» — не только о строениях, линиях, камнях и дереве. Она и о доме. У каждого он свой, уникальный, такой родной и знакомый. Великое многообразие образцов форм и материалов жилища человека: величественные дворцы и покосившиеся хижины, теплый войлок сборного дома кочевника – юрты, и прохладные мраморные стены старинных особняков.
— Гордость нашей коллекции – произведения Виктора Батурина, — рассказывает Эльмира Арынова. — Художник 10 лет жил в Павлодаре. Он тесно общался с династией Толстых. На выставке представлены его работы «Цветник в Ясной поляне» и «Крымский пейзаж». Это одни из лучших образцов русской реалистичной школы живописи начала 20 века. Ряом – выполненные в импрессионистской манере Владимиром Эйфертом виды Парижа. Художник в годы репрессий был депортирован в Казахстан, жил в Караганде. Но именно эти работы были написаны в Париже и оказались в фондах нашего музея. А сейчас доступны к просмотру нашим посетителям. На полотне Эйферта мы видим дух парижского Монмартра, динамику мировой столицы Европы, его яркие огни и жителей.
На выставке можно изучать историю не только живописных жанров и архитектурных стилей, но и историю нашего родного края. Другие работы – со сдержанной цветовой гаммой «сурового стиля», авторства лучших художников Москвы и Санкт-Петербурга. Картины учеников Валерия Пименова, тоже имеющего отношение к Казахстану и Павлодарской области. Художник жил и работал в селе 30 лет Казахстана, куда прибыл по приглашению Геринга. Пименов-преподаватель выпустил талантливую плеяду живописцев. Представлены в экспозиции и его работы, написанные в Германии и Греции, и серия из Камбоджи.
В архитектурной выставке можно увидеть большое разнообразие национальных школ, в частности, интересны школы Грузии и Армении. Сакли, притулившиеся на горных кручах, каменные великанские башни среди ярких пятен южного пейзажа. Армянскую школу живописи искусствоведы характеризуют как «праздник жизни»: яркие контрасты и локальные цвета с величием могущественных построек, созданных еще в тимуридском периоде.
Отдельно – реалистичная живопись достопримечательностей, созданная в период СССР. Дом Пушкина на Арбате, Кремль и Красная площадь, закарпатские пейзажи, романтика начала больших строек Алматы и Москвы с надеждами на светлое будущее. Редкие работы — виды Алматы середины 20 века широко известного за пределами Казахстана художника Жанатая Шарденова. И уже экспонировавшаяся серия работ авангардиста Сергея Калмыкова – о театре военных годов. Когда он работал главным художником-оформителем театра оперы и балеты имени Абая, художник не уставал создавать зарисовки, несмотря на суровые времена и дефицит материалов.
Полотна, рассказывающие о постройках, посвящены человеческому труду. Здесь и натюрморт с яркими символами. И классические городские пейзажи, отображающие облик нашей столицы Астаны. Гульмарал Татибаева и Осербай Шоранов показывают нам свое видение города, его новый стиль и узнаваемые элементы. Много работы создано на пленэрах, на натуре, этот вид изобразительного искусства сейчас активно используется нашими художниками.
А картина раннего Александра Бибина восхищает пророческими деталями. Такого Бибина павлодарцы не видели – и по цвету, и по тематике он необычен. Полотно очень светлое, а мы знаем художника по другому, глубокому колориту и по фантасмагорическому реализму. Художник задолго до постройки моста в Аксу через Иртыш будто все предвидел и написал ощущение, которое охватывает тех, кто сегодня пересекает реку через эти мостовые пролеты.
Есть и еще одна фантастическая работа Ерболата Толебаева – его называют казахстанским Сальвадором Дали. Картина «Марокко» с типичными белыми домиками, плотно прилепленными друг к другу на побережье залива, особо показывает и состояние природы. На архитектурной выставке — места обитания людей всего мира: рыбацкие деревушки с домиками на сваях и достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга, Египта, Камбоджи, Кавказа. Мы не просто наблюдаем вид города, но и понимаем, что хотел привнести художник, какие подсказки для восприятия он дает зрителю.
Отдельно представлена печатная и ручная графика. Особое хранение и требования к условиям экспозиции – демонстрировать часто эти работы нельзя, они боятся прямого солнечного света и влаги. Показаны редкие для сегодняшнего дня в исполнении литографии, линогравюры. Например, для цветной линогравюры на каждый цвет требуется отдельная пластина. Очень трудоемкая работа, и, как правило, в этой технике работают мужчины. Но эти работы – выполнены женской рукой.
В экспозиции используется хронологический принцип размещения работ мастеров с безукоризненным вкусом и исполнением. Для того чтобы получить максимально насыщенное впечатление от выставки, лучше воспользоваться помощью экскурсовода. Для разных возрастных групп разработан свой подход. А после можно остаться и заново осмыслить свои эмоции у каждой работы – уже с полученными знаниями о картине и о художнике.
— Разнообразие очень богатое, и сложно выделить какие-то работы, — поделилась личными впечатлениями Эльмира Арынова. — Но мне очень нравятся яркие работы и солнечный колорит художников Грузии и Армении. Я не бывала там. Но увидев такие работы мировых мастеров, хотелось бы познакомиться вживую с природой тех мест, городами и достопримечательностями.
Во время действия выставки говорили и о 90-летии со дня рождения заслуженного архитектора КазССР Георгия Гальченко. Художественный музей находится на первом этаже жилого дома, спроектированного этим известным архитектором. Музей посетили руководитель управления архитектуры и градостроительства области Павлодарской области Нурлан Какамбетов и главный архитектор города Назар Жумабеков. В ходе встречи вспоминали о деятельности проектного института «Казсевсельпроект», директором которого когда-то был Георгий Гальченко, внесший неоценимый вклад в формирование нынешнего облика Павлодара.
В течение года в большом зале запланированы ежегодные выставки художников-павлодарцев. Ближе к осени планируется крупная экспозиция «Юбилейная чаша», посвященная 55-летию музейных фондов. Искусствоведы готовят павлодарской публике сюрприз. А на Наурыз планируется ежегодная выставочная работы. В Павлодаре будет устроен этноаул из семи юрт – каждая юрта отразит одну из «Семи граней». Из вариантов для художественного музея – рассказать о всаднической культуре в произведениях искусства.
Огромное богатство фондов позволяет собрать экспозицию можно практически по любой тематике. Например, в минувшем году появился новый праздник – национальный день домбры. В короткие сроки из фондовой коллекции удалось собрать качественную выставку с отличными произведениями, отвечающими теме праздника. Накоплено много произведений различных национальных школ, причем не только живопись, но и графика, и декоративно-прикладное искусство – весь спектр произведений.
Между тем, отмечают сотрудники музея, интерес к высокому искусству ничуть не меньше, чем к развлечениям, например, проходящей в соседнем зале выставки 3D-картин. Посетители интересуются архитектурными видами в живописи и графике. В то же время для публики проводятся конкурсы и викторины в соцсетях на страничках музея. К 8 марта уже разыгран ряд сувениров среди активных посетителей музея. Продолжение следует – зрителей тематических выставок также ждут подарки.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №9, 07.03.19