Впервые в Павлодаре состоялся концерт, который профессионалы уже назвали прорывом в оперной музыке Павлодарской области. В год 60-летия музыкального колледжа имени Чайковского в стенах учебного заведения состоялось грандиозное действо, посвященного высокому оперному искусству. Концерт назвали символично и многозначительно – «Опера! Опера? Опера… Опера :)». Для многих юных солистов и музыкантов участие в этом выступлении стало дебютом на оперном пути. О юбилее колледжа, концертах и мероприятиях, и о роли оперы в сегодняшней реальности – в нашем материале.
Об опере, самом богатом и сложном жанре музыки, спорят вот уже 300 лет. Ее нередко называют элитарным искусством, непонятным широким массам. Жанр этот пережил взлеты и падения. И в Павлодаре в масштабной программе «Опера! Опера? Опера… Опера :)» учащиеся колледжа, его педагоги и выпускники на сцене рассуждали – отжила ли свое опера? Является ли она сегодня искусством «не для всех»? В чем ее загадка и секрет?
— В 2019 году музыкальное училище Павлодара празднует 60-летие со дня основания. Юбилей будет отмечен массой грандиозных мероприятий. В том числе – традиционным лекторием. Такой большой концерт проходит раз в год, — рассказывает организатор программы, преподаватель музыкального колледжа Наталья Землякова. — В прошлом году мы справляли 200-летие композитора Гунно и делали концерт классической музыки. В этом году мы решили замахнуться на оперу. Все интересное отражено в названии «Опера! Опера? Опера…Опера :)». «Опера!» — потому что это прекрасный жанр. Опера со знаком вопроса – во время концерта будет показан фильм, и вы увидите, чем многие павлодарцы считают оперу (рестораном, интернет-браузером и т.д.). Есть и многоточия – значит, опера была, есть и будет. А четвертое – опера по-современному отмечена смайликом, значком с улыбкой. Мы решили сделать этот концерт увлекательным: будут звучать хоры, инструментальные произведения из опер, изумительные арии, популярные рингтоны мобильных телефонов и даже рэп!
Опера – определенный уровень культуры. И приучать к нему рекомендуют с юного возраста. В концерте задействован весь колледж, выступают три хора. Два хора — из интерната для одаренных детей. Хор юных исполнителей из оперы Моцарта «Волшебная флейта» в чарующей мелодии говорит о том, что звуки музыки способны как разогнать врагов, так и собрать настоящих друзей.
— Мы поем я хор «Откуда приятный и нежный тот звон?» из оперы Моцарта, — поясняет 7-класница Радмила Павлова. — Это первый раз в жизни, когда наш хор музыкальной школы-интерната для одаренных детей исполняет оперное произведение. Мы репетировали два раза, и вот – участвуем в большом концерте.
Прибыли гости. Для того чтобы спеть 50-секундный хор из оперы Чайковского «Пиковая дама», в Павлодар приехали учащиеся экибастузской музыкальной школы имени Глинки. Мальчики-вокалисты справились со своей задачей блестяще и сорвали аплодисменты публики за яркое выступление. Участие в такой серьезной программе – стимул для ребят. К тому же, дети смогли посмотреть все представление с первых рядов зрительного зала.
Главными действующими лицами концерта стали, по подсказке старинных опер 17 века, герои аллегории. Тогда на сцене в театральном искусстве Любовь, Достоинство или Власть нередко были персонифицированы, разговаривали сами о себе и решали, кто же из них главный. На концерте 21 века в музколледже спорили об опере две аллегории – Предубеждение и Вдохновение.
Так, например, Предубеждение со сцены говорит, что оперу в свое время полюбили снобы, что опера отдалилась от народа. На что Вдохновение отвечает: многие оперные произведения стали важнейшими для мировой истории. Например, знаменитый хор рабов из оперы Верди «Набукко», написанной в период борьбы Италии с Австрией и повествующей о периоде Навуходоносора. Бомарше говорил: «В наше время чего не стоит говорить, то поется». И слова из хора «Ты прекрасна, о родина наша» стали знаковыми. Именно этот хор спустя много лет звучал в театре «Ла Скала» после освобождения Италии от фашизма. И сейчас эта мелодия и слова – гимн освобождения, обновления, возрождения и надежды на будущее.
Многообразие оперного искусства продемонстрировали студенты колледжа. Звучали увертюры и марш из оперы «Аида». Знаменитые и узнаваемые мелодии нашли отклик у публики, как украшенная оперой джазовая композиция Гершвина, так и свадебный хор Вагнера к опере «Лоэнгрин», который живет более ста лет и звучит на бракосочетаниях и поныне.
Рассказали и о популярном рингтоне на мобильном телефоне: «Улетай на крыльях ветра ты в край родной, родная песня наша…». Это песнь невольниц из оперы Бородина «Князь Игорь». Символичный фрагмент с мечтой о свободе и счастье использовали и зарубежные рэп-музыканты. А на концерте прозвучало хоровое исполнение.
В музыкальном лектории знакомились с ариями разных эпох. И прежде всего, говорили о перевороте в искусстве, когда исполнитель хора превратился в актера. Звучали цитаты об оперных вокалистах – «в голосе золото обернуто в бархат». И вспоминали мировую звезду оперы Марию Каллас, которая говорила: «Мы, певцы – главный инструмент оркестра».
— Для Павлодарской области – это прорыв в сфере оперной музыки, и прорыв в культуре нашего города. Такие концерты, я считаю, нужно проводить чаще, — отмечает солистка областной филармонии, педагог Олеся Скорикова, исполнившая в программе каватину Лейлы из оперы Бизе «Искатели жемчуга». — Когда мы углубляемся в тему, детям становится интереснее, тогда ребенок может приблизиться к великому, он растет. Это касается не только юных вокалистов. Для учащихся это очень важно. В этом году отмечается 60-летний юбилей колледжа. Большую планку поставили на сегодняшний день наши теоретики, Наталья Владимировна Землякова. Колледж развивается, преодолеваются разные этапы становления вокального отделения. И такого масштабного концерта раньше не было, этот грандиозный прорыв у нас впервые!
В программе – ансамбли и профессиональные вокалисты. Приглашенной звездой стала выпускница музколледжа Малика Казмагамбетова, в этом году завершающая учебу в КазНУИ «Шабыт» в Астане. Малика очень тонко передала драматизм в знаменитых ариях. Она перевоплощалась из Иоланты Чайковского в полную отчаяния обманутую девушку из «Сельской чести» Маскани.
— Опера была, есть и будет! Особенно, когда есть такие люди, как Наталья Землякова, организовавшая этот концерт, — уверена Малика Казмагамбетова. — Времена меняются, преподносят что-то свое в оперу. Но чтобы исполнителю внедрить в нее что-то новое, публика должна быть готова к этой музыке, публика должна расти. Опера – это живая игра, живая музыка, живые инструменты оркестра. Это огромный труд. Главное сегодня – поддерживать оперу. У нас в театре «Астана Опера» постоянные аншлаги. Люди очень интересуются. Недавно на опере «Евгений Онегин» присутствовал наш президент. И сегодняшний концерт показывает, что и взрослые, и дети идут к высокому искусству, хотят знать о нем больше.
С основной задачей концерта «доказать, что опера – совсем не скучно, а прекрасно» организаторы и исполнители справились. Еще одной «фишкой» концерта стал уникальный инструмент. Арии периода барокко исполнили именно под аккомпанемент того самого живого клавесина. Первая опера, которая шагнула за пределы Италии и покорила весь мир, — «Оранта» венецианца Антонио Чести. И сам термин «опера» появился именно в Венеции. На концерт 21 века прозвучала ария из оперы 1639 года. Воссоздали подлинное звучание: именно так и слышали ла историю о чистой и нежной любви зрители произведения 380 лет назад – под звуки клавесина.
Интересно, что нынешнее поколение вокалистов, принявших участие в концерте, разделяют исконное понимание значение самого термина «опера». Ведь произошло это слово из итальянского языка, и значит — «труд», «работа», «дело», «произведение».
— Сейчас в век информации опера развивается, впитывает многие стили. Я с раннего возраста увлекаюсь оперой, — говорит студент 4 курса музыкального колледжа Алижан Казбеков. — Я не могу сказать, кто мне ближе из персонажей исполненных сегодня арий — Евгений Онегина, Дон Жуан, Граф из «Свадьбы Фигаро», ведь я еще молод. Пока эти произведения не для меня – я еще не вырос для них. Это самое сложное – воплощать то, что еще не доступно, и я это осознаю, стараюсь впитывать знания, чтобы войти в образ. А развивать артистизм помогает любовь к сцене.
Алижан говорит, что у него много друзей, и те, кто не связан с музыкой, нередко говорят – несерьезное это дело. Все эти оперы могут надоесть, и, в конце концов, стоит просто забросить все эти распевки, и заняться чем-то «действительно стоящим».
— Бывает обидно от такого непонимания. Бывали моменты, когда руки опускались, думал – может, это не мое? Но все проходит, нужно просто работать, — уверен Алижан Казбеков. — Многое вдохновляет, и хочется идти дальше. Все приходит с трудом, со временем. И пик моего мастерства тоже настанет когда-то. Я равняюсь на своего учителя. Это мой вдохновитель, мой духовный наставник. Он сам пропел многий арии в операх: Абая – это вершина исполнительского казахского оперного искусства, и Риголетто. Я тоже хотел бы со временем исполнить Абая и Риголетто. К слову, ария Риголетто – концентрация мастерства для баритона. Но в то же время, на этой партии ломались судьбы исполнителей – это самое сложное, трагичное произведение. Смогу ли я? — Время покажет. А пока я занимаюсь, работаю.
Между тем, еще одним из важных этапов проведения в год 60-летия музыкального колледжа стало проведение международного конкурса-фестиваля «Шелковый путь» с 23 по 27 февраля. 700 юных исполнителей разных стран состязались в различных номинациях, в том числе, в мастерстве владения этнографическими редкими инструментами.
Прибыли члены жюри — мировые звезды классической музыки, которые провели серию мастер-классов и концертов. Председатель жюри — звезды мирового уровня, народный артист РФ, профессор РАМ имени Гнесиных Александр Цыганков. Специалисты отмечают, что Цыганков возродил старинный инструмент – домра. Все домристы мира играют его произведения, его потрясающую музыку. 25 февраля прошел его концерт с оркестром русских народных инструментов музыкального колледжа.
А в апреле в Павлодаре начнутся концерты, в которых каждое отделение музколледжа представит своеобразный творческий отчет о своих 60 юбилейных годах. Так, 12 апреля состоится сольный концерт Малики Казмагамбетовой, которая блистала на первом большом оперном концерте музколледжа.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №8, 28.02.19