С 1 января 2019 года в Казахстане захоронение на полигонах твердых бытовых отходов некоторых видов мусора – пластмассы и полиэтилена, макулатуры и картона, стекла и металла — по закону запрещено. Экологически сознательным павлодарцам, правда, пока радоваться рано. Как говорится, «европейские» законы приняты, но соблюсти все условия для их реализации удается далеко не вполне. О всеобщем раздельном сборе отходов пока можно только мечтать. А ручная выборка позволяет перерабатывать лишь 10 % отходов, привозимых на полигон в Павлодаре. Между тем, цех с сортировочной линией в Cеверной промзоне, где можно утилизировать 100 тысяч тонн мусора в год, не может начать работу. Производство из-за недостатка финансов заморозили.
Вторая жизнь пластика
На полигон ТБО, который находится в коммунальной собственности и арендуется ТОО «Спецмашин», ежегодно вывозится около 300 тысяч тонн мусора. Экологи говорят, замеры на полигоне проводятся ежеквартально по графику, есть наблюдательные скважины на границе санитарно-защитной зоны. Заключены договоры с аккредитованными лабораториями. Они берут пробы воды, воздуха, грунта. За последние годы превышений не было.
Строительство нового полигона в Павлодаре не планируется. Развитие темы предлагается в новом ракурсе – меньше мусора для захоронения, больше – для переработки. Полигону более 50 лет, и почти весь «советский» мусор сгнил, говорят специалисты. Сегодня морфология отбросов иная. Нынешние отходы с содержанием продуктов нефтехимии разлагаются долго – есть составляющие, способные распадаться не одну сотню лет. Поэтому важна и необходима переработка.
— Согласно Экологическому кодексу хранение отходов допускается не более трех лет до их восстановления или переработки. В данный момент пластик мы сдаем на переработку. Стекло, бумагу можно хранить три года. Естественно, в течение этого срока нужно будет решение. Нужна будет сортировка, переработка того же стекла, бумаги. Законодательство к этому подталкивает, — поясняет начальник юридического отдела ТОО «Спецмашин» Дина Агибаева.
Экологи говорят, те небольшие цеха по переработке, что есть сегодня в Павлодаре – это мизерный объем. Нужно более серьезное решение.
Уже несколько лет на полигоне работает цех по сортировке и переработке пластика. Из желтых контейнеров для пластика сырье вывозят отдельным транспортом. Подсчитали: после установки спецконтейнеров в два раза увеличили объем собираемого полимера. Но и в основном мусорном баке пластика стало меньше не намного. Впрочем, люди еще мало сортируют отбросы, говорят на предприятии. И все равно приходится выбирать вручную на линии пластиковые отходы, сортировать их.
— На данный момент мы сортируем четыре вида пластика, бумагу, алюминиевую банку и металл, — говорит Александр Попов, начальник участка ТОО «Спецмашин». — Из пластика перерабатываем ПЭТ-бутылки, целлофан, полипропилен, полиэтилен низкого и высокого давления — крышки от бутылок, тазики, ведра. Получаем гранулы для дальнейшего изготовления пластиковых тазов, ведер, крышек. Делаем на предприятии полиэтиленовые пакеты, щетки для уборки улиц для спецтехники. В зависимости от качества пластика мы изготавливаем гранулы. А из неликвида делаем полимерпесчаную плитку. В смену производится порядка 20 кв. метров плитки двух цветов – черного и желтого. На режим еще не вышли, поэтому себестоимость не просчитана. Оборудование сделано своими руками. В экструдер, плавящий пластик при 200 градусах, укладывают массу – 40 % полимеров и 60 % песка.
Срок эксплуатации такой плитки, говорят на предприятии, 100 лет. Антивандальную брусчатку из пластика могут использовать в собственных нуждах, в том числе для оформления площадок под контейнерами согласно требованиям. Такие эскизные проекты уже имеются. А можно укладывать, например, в тех участках покрытия, где под землей проходят коммуникации. Чтобы на время ремонта разбирать плитку, а после просто ставить на место.
«Грохот» молчит
Другое ликвидное сырье собирают, прессуют, складируют, отправляют на переработку. Шины – в Талдыкорган, бумагу – на наш КРЗ, алюминиевая банка идет по Казахстану и России, пластик также забирают разные предприятия в РК. Например, в Шымкенте из переработанных пластиковых бутылок делают утеплитель-синтепон. Изучив состав мусора, выяснили: выбирается и перерабатывается около 10 % отходов. Большего добиться без сортировочной линии не получается.
Журналистам показали, где можно сортировать и перерабатывать до 100 тысяч тонн мусора разных видов в год. Специалисты восстановили приобретенное за 150 миллионов тенге в северной промзоне помещение в 3,5 тысячи кв. метров, заменили крышу, окна, провели асфальтовую дорогу, пристроили дополнительные площади. Поясняют, цех должен представлять собой конвейерную ленту, затем должна идти установка «Грохот» – отделение балластной фракции, которая не перерабатывается, далее опять конвейерная лента. Выборка планируется вручную, но возможна и в автоматическом режиме – при условиях финансирования. В цехе тихо, «Грохот» молчит.
— Сейчас финансовый вопрос у нас – самый главный. Сортировочный цех был куплен за собственные средства. Для начала нам нужно финансирование для сортировочного цеха, если мы отсортируем полимеры, мануфактуру, бутылку, стекло — все отсортируем, то бытовые отходы спокойно уедут на полигон, на захоронение. Какая сумма нужна для запуска — у меня нет ответа на этот вопрос. При строительстве мы рассчитывали, что тариф поднимется. Тариф заморозили, и мы заморозились, — говорит начальник участка ТОО «Спецмашин» Александр Попов.
Раздельный сбор и общее решение
На предприятии говорят: у нас пока ни одна область толком не готова к раздельному сбору мусора. Есть еще масса нюансов, много еще не отработано. Не готово и население к бытовой сортировке отходов. Решить проблему можно сообща – самим жителям города, специализированным предприятиям, исполнительной власти.
— Вопрос не только к предприятию, ведь Экологический кодекс предусматривает это, — ссылается на нормы начальник юридического отдела ТОО «Спецмашин» Дина Агибаева. — Местные исполнительные органы отвечают за организацию раздельного сбора мусора, рациональной и экологически безопасной системы сбора. Должно быть содействие.
Все, что лежит в контейнере, можно сортировать. Если ставить разные контейнеры, нужны разные машины для вывоза. И культура производства, чтобы человек сортировал мусор дома в нескольких ведрах или мешках. Кстати, по раздельному сбору законодательно не оговаривается положение физических лиц – лишь в общих чертах. Но культуру раздельного сбора мусора пропагандировать нужно. На предприятии поясняют: работа «Спецмашин» — забрать из контейнера мусор, перевезти его на полигон ТБО и выгрузить. И на сегодняшний день в сфере переработки вторичного сырья прибыли ожидать не приходится.
— Еще до выхода изменений в законодательстве наше предприятие уже начало работу в сфере сортировки и переработки отходов. Я пришла на предприятие пять лет назад и была приятно удивлена, когда побывала на полигоне. Уже в то время осуществлялась ручная сортировка, — рассказывает эколог ТОО «Спецмашин» Динара Абенова. — Я знаю работу предприятия изнутри. Эта сфера очень затратная. Затем, чтобы соблюсти экологическое законодательство, нужно все правильно оформлять документально. Чтобы получить итоговый документ любого производственного объекта, разрешение на эмиссию, нужно предварительно получить очень много бумаг. Все это требует времени, согласования в разных инстанциях, выполнения разных требований. В экологическом Кодексе прописаны многие требования, но чтобы соблюсти их на 100 % , наверное, подойдут новые полигоны. А нашему городскому полигону ТБО более 50 лет, и когда-то это была свалка.
К слову, прояснили в ТОО «Спецмашин» и то, кто именно должен убирать площадки с контейнерами во дворах. По словам юриста предприятия, по правилам благоустройства территорий городов и населенных пунктов города Павлодара, специализированное предприятие, осуществляющее вывоз мусора, осуществляет подбор просыпавшегося мусора из контейнеров. Для этого на линию вместе с водителем выезжает грузчик. «А есть предприятия, которым выделяют деньги из бюджета, они убирают внутриквартальные территории и земли общего пользования. Крупногабаритный мусор убирать должны они», — сообщили в ТОО «Спецмашин».
На сегодня тариф за вывоз бытового мусора в Павлодар составляет 159 тенге с человека. Он действует с 2013 года. В минувшем году планировалось повышение тарифа, но его не утвердили. А затем и вовсе был введен мораторий на повышения тарифов на регулируемые коммунальные услуги. К слову, в Экибастузе тариф на вывоз мусора составляет 220 тенге (411 тенге в частном секторе), в Аксу — 300 тенге.
— Само предприятие тариф не разрабатывает, — разъясняет тарифообразование начальник юридического отдела ТОО «Спецмашин» Дина Агибаева. — Экологическим законодательством предусмотрено, что разработкой тарифа занимается госорган, акимат – местный исполнительный орган в области ЖКХ совместно с РОП. РОП проверяет все цифры. Утверждает местный представительный орган – маслихат. Есть методика расчета тарифа, утвержденная приказом министра энергетики РК. По формулам тариф зависит от затрат. Затраты запрашиваются на предприятии. Раздельный сбор при наличии переработки будет влиять, потому что сумма затрат на сбор, вывоз, переработку, захоронение отходов — входит в этот тариф. Если на данный момент в тарифе заложен сбор, вывоз и захоронение мусора, то при прибавлении переработки эти затраты плюсуются, и из этой формулы и тариф повысится.
Итак, Закон принят, требования есть, но, чтобы их выполнить, нужно финансирование. На вопрос – кто же должен платить за мусор, во время беседы были даны такие ответы. Во-первых, вывоз того бытового мусора, что накапливают жители города, они же сами и должны оплачивать. Платить должен и оператор РОП (расширенных обязательств производителей, это сервис оплаты утилизационных платежей в Казахстане), ведь ему производители товаров перечисляют деньги за утилизацию упаковки. И исполнительные органы – в бюджет поступают налоги, за счет которых люди хотят решения своих бытовых проблем. Совместно с задачей можно справиться.
Что в результате получит рядовой горожанин? Решение общественно значимого вопроса – недопущения мусорного коллапса. Чистоту во дворе и вторичное использование отходов. И утилизацию отходов на полигоне таким образом, чтобы в будущем они не влияли на экологическую обстановку в городе.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №4, 31.01.19