Понедельник, 7 октября
Меню

Импрессионизм + историзм

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1107
Импрессионизм + историзм

Художественная галерея «Айна» областной библиотеки имени С. Торайгырова, на протяжении 20 лет открывающая новые имена художников, фотографов, дизайнеров, в конце 2018 года представила персональную выставку живописи потрясающего автора. Экспозиция «Жарқын белес» — первое знакомство с павлодарским зрителем молодого казахстанского художника Жениса Молдабекова. Он прибыл к нам из Туркестана, уже год живет в Павлодаре и возглавляет Павлодарский областной музей литературы и искусства имени Бухар жырау. Но с его живописным синтезом свежей экспрессивной манеры и исторических тем Павлодар знакомится впервые. И это настоящее открытие.

Как жаль, что «замыливаются» важные слова, понятия, темы. За многократно затертыми штампами и фразами теряется смысл. Увы, такое бывает все чаще. Все сложнее передать словами «любовь к родине», «красоту родного края», «историю и самобытность», в общем, истинное впечатление от полотен, визуальных композиций. Картины Молдабекова — это гораздо тоньше, глубже. Это стоит увидеть и прочувствовать. Недаром термин «импрессионизм», как течение в искусстве, как раз и означает – «впечатление». Это стойкая печать образа, созданного чувствами и техникой художника, созвучная зрителю, нашедшая отклик в его душе.

— Для многих это имя будет открытием. Это поистине так, — отметила на вернисаже искусствовед, член Союза художников Казахстана Майя Хусаинова. — Как художник, Женис Молдабеков может многое: он работает как график, скульптор, живописец. Этой коллекцией живописных работ многие зрители будут приятно удивлены. Большинство картин – абстрактные, они дают возможность зрителям вместе с художником перенестись в удивительный мир, и у каждого он будет свой. При этом он художник с глубоко национальными корнями, каждая работа говорит о его любви к родине и своему народу. Казахская этника очень сложная. Знать традиции, обычаи, элементы костюма – это целая наука. И Женис Молдабеков прекрасно знает быт и историю родного народа.

Художник Женис Молдабеков родом из Туркестана. Женис с детства рисовал. Первым учителем стала его мама — художник-реалист. Молдабеков стал учителем изобразительного искусства и черчения, затем окончил магистратуру по специальности педагогика и психология. Работал председателем союза молодых художников в Астане, художником-реставратором в военном музее, участвовал во множестве пленэров, выставок, конкурсов. Его работы находятся в частных коллекциях разных стран.
Коллеги Молдабекова из музея литературы и искусства имени Бухар Жырау отмечают, что до его приезда не рассматривали термин «искусство» в названии музея в рамках — «изобразительное». Да, это были поэзия, музыка и пение. Сейчас с приходом в музей нового руководителя, при этом талантливого художника, работа приобрела новую окраску.
Здесь представлены портреты, пейзажи Южно-Казахстанских красот, и уже новые – темы Прииртышья, Баянаула, виды Астаны, Санкт-Петербурга. Манера свежая – импрессионизм, абстракция, где-то даже экспрессионизм, а тема – сакральная, фундаментальная, рассказывающая о традициях и наследии. Как удалось все соединить?

— Меня вдохновляет история, — говорит автор выставки Женис Молдабеков. — Я пишу на исторические темы в современной технике. Абстракционизм или импрессионизм сочетается с национальным казахским видением в моих картинах. Я пропускаю все через себя. Было много исследований, экспериментов, я много пробовал, искал. Поначалу был приверженцем реалистичной манеры исполнения. Но потом произошел слом, я захотел стать более творческим, делать насыщенные стилем, современные  работы.
Туркестан и Павлодар климатически разные регионы, что и в колорите, наверное, тоже отражается. В экспозиции представлены работы и 2018 года, они рассказывают павлодарцам, в том числе, и уже о нашем крае – в цвете и настроении.
— Туркестан – исторический город. В Павлодаре я уже больше года, и здесь тоже есть свое наследие, — говорит Женис Молдабеков. — Есть знаменитые исторический личности, например, Бухар Жырау, Машхур Жусуп – это великие имена. Есть и наши современники, значимые люди искусства. Это Каржасов, Шоранов, Игембаев, Поликарпов и т.д. Я узнал об их творчестве, когда переехал сюда. Благодаря им, их искусству, их поддержке, у меня появляются новые творческие планы. Я хочу показать традиционное и современное искусство, его богатство и важность. Одним словом о Павлодаре и о Туркестане не скажешь. Места сакральные, исторические. Нужно больше путешествовать по Казахстану, павлодарцам ездить в Туркестан, и наоборот, узнавать о своей стране больше. Наша земля большая, и всем нам надо сообща работать на ее благо.

Изображения людей в полотнах Молдабекова – больше символичны, они отражают характер и цельный образ очень тонко и чутко. Художник рассказывает, когда он писал картину, изображающую красивую девушку, был еще холост. Назвал ее «Невеста». А сейчас я он уже женат, воспитывает двоих детей. Говорит жене, что это ее он изобразил на той самой картине. И поясняет – это муза, вдохновение. И как продолжение темы – парная картина, которая встречает зрителей выставки. Портрет мужчины и женщины в национальных костюмах.
Использование декоративных элементов в картинах отсылают нас к традиционным народным казахским промыслам. В косы портреты живописной красавицы «вплетены» настоящие монетки и бусинки. А взгляд другой прелестницы полуприкрыт сплетением нитей. Есть и транскультурные образы, которые не нужно объяснять, они обозначают одно и то же в любой точке мира,  у любой народности. Например, картина «Бесiк» с казахской кроваткой для младенца. Самого ребенка не видно, но ощущение волшебства, самого главного чуда природы, когда в этот мир приходит новая жизнь подчеркивается разными способами на полотне. Это и материальная ощутимость колыбели, символичная птица, севшая на ее верхушку. И золотой свет, придающий всему образу такую торжественность момента, что, кажется, все чуть дрожит и мерцает. Глядите, радуйтесь: новый человек пришел в эту жизнь!  

Таких работ, у которых застываешь надолго, на выставке много. Теряешь чувство времени, находясь в потоке со-творчества с автором, понимая, осознавая его чувства, его видение природы вещей. Удивительное чувство настройки на зрителя, сильной авторской позиции говорит о мощном ресурсе художника, представившего свою первую персональную выставку в Павлодаре. Отмечу, что к экспозиции стоит вернуться, и не раз, чтобы посмотреть картины при естественном освещении. Вход на выставку «Жарқын белес» свободный, время еще есть — работает экспозиция до 15 января 2019 года.
Какие-то работы – ну чистый Сезанн и Матисс! Лучистые сочетания цветов – они горят и светятся, передавая не только очертания предметов, но и их смысл, значение, суть. Другие – футуристические виды нашей павлодарской набережной в свежести утра. Есть и таинственные заводи Иртыша, сказочные и манящие. Все это – через цвет и свет, смелые движения, фактуры и формы. И даже палитры здесь – произведения искусства. В общем, фраза «я художник, я так вижу» приобретает новый смысл. Зрителю тоже захочется смотреть на окружающий мир так, как это делает Молдабеков.
— Очень экспрессивные работы, чувствуется большой потенциал, — говорит о молодом авторе художник, академик, председатель Союза художников Павлодара Ануар Игембаев. — Меня радует, что он не боится экспериментировать, это прекрасно. Видны в картинах молодость, энергия, любовь к жизни! Работы позитивные, и манера своя есть. Организация самого холста, композиция прекрасная. Подача исторических тем через современную технику очень интересна. Он создает свой мир в искусстве, свое видение мира через краски.
Ирина КОВАЛЁВА, «Наша Жизнь» №1, 10.01.19
фото автора