Суббота, 5 октября
Меню

Романтический настрой: симфония и две сюиты

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 746
Романтический настрой: симфония и две сюиты

Последний концерт 2018 года Павлодарский симфонический оркестр завершил на звучной ноте, дав в одной программе сразу три масштабных произведения: четвертую симфонию Иоганнеса Брамса, сюиты «Кармен» и «Арлезианка» Жоржа Бизе. Накал страстей в эмоциональной музыке, олицетворяющей собой целую эпоху романтизма 19 века, зрители оценили по достоинству. Прекрасные и сложные не только в восприятии, но и в исполнении для самих музыкантов мелодии стали завершающим аккордом середины сезона. Следующий концерт оркестранты представят уже в новом году.

Симфония Брамса – от элегии к трагедии
«Любители ли вы Брамса?» — из этого вопроса развивается непростая история любви в одноименной книге Франсуазы Саган. История, полная противоречий, разочарований, пика страстей и отчаяния, надрыва и умиротворения. И в то же время, как и все истории о любви, — она наполнена красотой. Все это можно отнести и к четвертой симфонии Брамса, которую павлодарцы услышали в исполнении симфонического оркестра областной филармонии имени Исы Байзакова, под управлением художественного руководителя и дирижера – заслуженного деятеля РК Болата Рахимжанова.
— Центр внимания концерта — два великих композитора эпохи романтизма, — рассказывает со сцены музыковед Янина Холина. — Иоганнес Брамс – выдающаяся фигура немецкой музыки 19 века. По масштабу творческой личности его часто сравнивают с Бахом и Бетховеном. Творчество Брамса знаменует собой кульминацию и синтез целой эпохи. Музыкальное наследие композитора обширно, затрагивает многие жанры. Четыре его симфонии, из которых особенно выделяется последняя, — одно из высочайших творений симфонизма второй половины 19 века. В них отражаются разные аспекты мироощущения автора. В первой, наследнице бетховенского симфонизма острота вспыхивающих драматических коллизий разрешается в радостном гимническом финале. Вторую, истинно венскую, у ее истоков – Гайдн и Шуберт, можно было бы назвать симфонией радости. Третья, самая романтичная из всего цикла, проходит путь от восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, которые внезапно отступают пред вечной красой природы, чистого и ясного утра. И четвертая симфония – венец брамсовского симфонизма, развивается от элегии к трагедии.
Премьера 4-й симфонии ми-минор Иоганнеса Брамса состоялась 17 октября 1885 года. Реакция публики превзошла все самые смелые ожидания автора. Крики «бис» прозвучали еще до того, как раздались финальные такты. Это необыкновенное произведение и его торжественная форма были сразу восприняты как дань уважения немецкой симфонической традиции, говорят специалисты.
Павлодарцы смогли сами оценить — музыка этой симфонии очень непроста в восприятии. Эмоциональный диапазон раскрываемых тем в ней велик, и вызывает порой целую бурю ответных переживаний, мыслей и чувств. Да и в исполнении она требует от музыкантов полнейшей отдачи. Впрочем, признанный высокий уровень симфонического оркестра продолжает расти год от года. И серьезные задачи, поставленные в мировом шедевре, павлодарские музыканты поддержали, и наполнили истинным смысловым классическим звучанием симфонии.

Жорж Бизе: «Кармен» из «Арлезианки»
Вторая и третья части программы – произведения Жоржа Бизе, родом из народной жизни. Вначале публике представили четыре части сюиты № 2 «Арлезианка». К слову, «Арлезианка» — популярный сюжет для нескольких известных произведений, по сути, означающее что-то из жизни жительницы французского города Арль. В данном случае, музыка была написана Жоржем Бизе к одноименной пьесе Альфонса Доде, а затем ставшая самостоятельным произведением. После появились и две сюиты из дополнений. Одну из них павлодарцы услышали в исполнении симфонического оркестра.
Суть романтической истории обыденна, если можно так сказать, для романтических книг и постановок тех лет. Деревенский парень Фредери влюбляется в красивую девушку (собственно, из Арля). Все это происходит на юге Франции. Мать Фредери, фермерша, недовольна выбором сына, но делать нечего, готовится к свадьбе. И вдруг становится известно – от внезапно появившегося незнакомца, что невеста неверна, и он был ее возлюбленным прежде  Фредери. Вот и письма, пожалуйста. Свадьбы не будет. Мать юноши, видя его горе, просит влюбленную в него соседскую девушку Виветту помочь ему пересилить боль разлуки и обмана. Но это не помогает, и Фредери сводит счеты с жизнью. Конец.
С этой постановкой связаны несколько удивительных историй. Бизе сочинил музыку из 27 номеров к пьесе за 2 месяца. В Париже в 1872 году должны были открыть новый театр «Водевиль», и премьерой стала именно «Арлезианка», заменив внезапно отменившийся из-за цензуры другой спектакль. Публика постановку не оценила – и пастухи с крестьянками на сцене ей не понравились, и музыки было слишком много. К тому же, в распоряжении Бизе был небольшой по составу оркестр – всего из 26 музыкантов. А еще Бизе решил использовать в музыке новинку тех лет – саксофон. Помимо этого в партитуре была запланирована и фисгармония, на которой играли из-за кулис. Но самым большим разочарованием было то, что зрителям так и не показали Арлезианку! Об этой особе только упоминалось так и эдак, а саму ее никто на сцене не увидел. Вот это была досада.
Мелодии из постановки Бизе объединил в сюиту «Арлезианка» № 1. А после смерти Жоржа Бизе, рассказывают музыковеды, его друг композитор Эрнест Гиро составил из еще четырех фрагментов сюиту «Арлезианка» № 2. Ее-то и услышали на концерте Павлодарского симфонического оркестра.

Многое было удивительно в этой музыке. И в частности, мотивы фрагментов произведения чем-то похожи на «Кармен». И словно в подтверждение умозаключений публики –  в программе прозвучала сюита из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Темы из «Арлезианки» стали основой для драматургии «Кармен».
— «Кармен» — новаторская опера для французской сцены того времени, — рассказывает на концерте музыковед Янина Холина. — Интересно, что первое выступление «Кармен» не имело успеха. Но Чайковский, ознакомившись с оперой, утверждал: «Это шедевр, в котором удалось выразить в сильнейшей степени музыкальное стремление целой эпохи. Я убежден, что лет через 10 “Кармен” станет самой популярной оперой в мире».
Кстати, именно тот факт, что позднее оперу отлично приняли в России, странах Европы и в Америке, стало причиной ее возвращения на французскую сцену. Ее нередко по-разному интерпретировали. Например, хореографическая версия оперы Бизе «Кармен» в 1967 году была создана специально для великой балерины Майи Плисецкой композитором (и ее мужем) Родионом Щедриным.
Но это сейчас сцены из Севильской жизни по новелле Проспера Мериме — самое известное и популярное из мировых оперных произведений. А на премьере зрители так не считали. Они не были готовы к реализму происходящего на сцене действа о судьбе и случае, о работницах табачной фабрики, солдатах и офицерах, цыганах, контрабандистах и тореадорах, кабаках и застенках, знати и простолюдинах. В конце концов, об испанской страсти. Да и вообще, представление посчитали неприличным – для тех лет показанные в опере любовные перипетии были слишком откровенны и смелы, чтобы, знаете ли, водить на них своих жен и дочерей. К слову, у историков есть мнение, что именно полный провал оперы «Кармен» 3 марта 1875 года в «Опера-Комик» в Париже, и душевная рана, нанесенная композитору, послужили причиной его ранней смерти спустя всего три месяца после этого. Жоржу Бизе было 37 лет.

Держите себя в руках!
Подготовив такую масштабную программу, музыканты Павлодарского симфонического оркестра задали непростую задачу – и для себя, как для профессионалов, и для публики. Выступление было продумано, с одной стороны, очень разумно и грамотно, с заботой о зрителе. С замыслом  порадовать и знатоков, и любителей музыки. Концерт построили так, что зрители могли напрячь и мозги, и сердца, понять и прочувствовать солидные произведения. Поразмыслить, осознать и сравнить разные музыкальные произведения, а это рост и развитие.
Привыкает павлодарская публика и к смене музыковеда оркестра. Вместо Натальи Земляковой теперь с композиторами и произведениями зрителей знакомит Янина Холина. Прошли первые программы с ее участием. Манера ведения концертов у Холиной иная. Стоит ожидать раскрытия потенциала, поскольку для концертов симфонического оркестра яркое выступление специалиста-музыковеда – едва ли не половина важного действа, особенно для привлечения в зрительные залы новичков в мире поклонников классической музыки.
С другой стороны, как обычно, увы, не все в зрительном зале были готовы к правилам, царящим в храме искусства. Перед началом выступления сделали объявление, мол, выключайте мобильные телефоны. И подействовало, пара звонков прошли почти незамеченными. Но фраза «части исполняются без перерыва» оказалась понята не всеми. Кто-то даже возмущался: мол, чего, девчата, не хлопаете? Ладошек, что ли жалко? Правда, мягкое замечание, что, мол, не надо пока, после четвертой части симфонии Брамса все похлопаем, помогло.
Но когда отгремел Брамс, и зрители продолжили аплодировать после каждого фрагмента сюиты Бизе, не выдержал сам маэстро Рахимжанов. Сначала он миролюбиво заметил, что, так и быть, в сюите можно и похлопать между частями. Но когда публика стала выражать свой восторг бурными овациями, он пояснил, что музыканты действительно очень устали, исполняя симфонию Брамса, и им очень нужны эти тихие короткие паузы между фрагментами большого произведения, чтобы сконцентрироваться. И это было сущей правдой: мелодии требовали от оркестрантов эмоционального накала и сосредоточенности, которых нельзя упускать. Только так можно достичь высот этой музыки — на пределе душевных и физических сил и усердий. Стоит надеяться, что урок маэстро публика усвоила. Гром благодарных рукоплесканий за радость услышанных шедевров симфонический оркестр получил в финале последнего в этом году концерта.
Традиционное новогоднее праздничное выступление музыканты презентуют уже в Новом году, 13 января. К слову, сразу после окончания нынешней программы в фойе выстроилась большая очередь – за билетами на новый концерт оркестра. Как всегда, симфонический готовит для павлодарцев сюрпризы.
Ирина КОВАЛЁВА, «Наша Жизнь» №48, 06.12.18
фото автора