Воскресенье, 22 декабря
Меню

Уроки житейской мудрости

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1170
Уроки житейской мудрости

В Павлодарском Доме мамы  – кризисном центре для женщин с маленькими детьми прошел необычный мастер-класс. ВК своим подшефным пришли старейшины металлургического производства. Пенсионерки из совета ветеранов АО «Алюминий Казахстана», входящего в состав Евразийской Группы, Павлодарского алюминиевого завода навестили мам и малышей, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, и поделились своими житейскими советами. Например, как лучше замесить тесто для баурсаков, как связать теплую домашнюю обувь, и как поддерживать мир и лад в семье.

Дом мамы – один из проектов общественного фонда «Ана уйi». Есть еще два: Центр поддержки усыновления, и Центр поддержки выпускников детских домов. Все они нацелены на профилактику отказов матерями от новорожденных, и снижение риска социального сиротства, когда дети остаются сиротами при живых родителях. Проект придуман командой бизнесменов Казахстана во главе с председателем холдинга BI Group. Во многих городах республики открыты такие кризисные центры, поддерживаемые  бизнесом. В Павлодаре шефскую поддержку Дому мамы оказывает компания ERG.
Одна из стен большого арендованного двухэтажного дома украшена фотографиями ребятишек. «Это все мои дети», — говорит Асель Абишева, координатор общественный фонд «Ана уйi» в Павлодаре. На снимках – улыбающиеся малыши в самых разнообразных нарядах. В костюмах сборной Казахстана во время Олимпиады, в футбольных майках, только крошечных, как у знаменитых спортсменов. В цветах единой команды – это уже в настоящем чемпионате по ползанию малышей, который проводили в Павлодаре.
Асель Абишева пришла в проект, будучи замужем и воспитывая своих малышей. Когда была в декретном отпуске, как раз искали координатора Дома мамы в Павлодаре. Педагог Абишева взялась за дело, и уже не смогла отойти в сторону.
— Дом мамы работает уже 4 года. За это время здесь побывало 112 женщин, детей чуть больше, — рассказывает Асель Абишева. – Сейчас у нас 12 женщин и 14 детей. Наша миссия – профилактика отказов от детей. Ситуации бывают всякие, и девушки попадают к нам тоже разные – и без работы, и с высшим образованием, городские и сельские. Звонят из роддома – у нас женщина отказывается от ребенка, приезжайте. И мы с психологом пытаемся убедить, что всегда есть выход. Год назад мне позвонила девушка, накануне родов она решила отказаться от ребенка. Родители не знали о ее положении, парень бросил, жилья нет. Я объяснила ей, что она сможет прожить в Доме мамы год, обустроиться, прийти в себя, встать на ноги. Девушка решила подумать. И после рождения ребенка пришла сама со словами – я не могу отказаться от своего сына.
В Доме мам также помогают с оформлением документов, в том числе на установление отцовства – подают в суд, добиваются тестов ДНК. Это нужно не только для того, чтобы папы наконец-то признали свое дитя, а такое бывает нередко, но и для выплаты пособий или алиментов, необходимых для содержания ребенка. К сожалению, признаются сотрудники Дома мамы, за это время три женщины повторно возвращались в кризисный центр. Все они – выпускницы детдомов, и не всегда ориентируются, как быть в сложных ситуациях. Но в четверти всех случаев за эти годы происходит хэппи-энд, когда семьи воссоединяются.

— Нас с папой моего сына специально познакомили, говорили, что хороший парень, — рассказывает Асема. — Но потом он просто исчез, когда узнал о беременности. Говорил, что, якобы, женится на другой, это оказалось враньем. Я снимала квартиру, пока была беременна, работала продавцом, таскала тяжести — надо было как-то выживать, работала до последнего. Сама  я из села, и родители ни о чем не знали. Идти некуда было. Думала малыша отдать в Дом малютки на несколько месяцев, но приходить к нему… А потом мне в поликлинике сказали про Дом мамы. Я согласилась, хотя и не хотела на все общее. Но тут не так оказалось, совсем по-домашнему. После родов поняла, что такое материнство, поехала в Дом мамы с ребенком. О своем выборе не желаю. Сыну уже год, я работаю, ребенок пока с няней здесь остается, в садик сейчас будут возить. Хочу накопить немного денег, чтоб снимать жилье самой потом. Родителям я боялась признаться, что могли они и соседи сказать – нельзя же так рожать, без замужества. Но потом они узнали, и мы к бабушке с дедушкой уже ездили. Родители папы мальчика тоже уже все знают. Сестра его приезжала, говорит, похож .похож. Они не против, чтобы мы поженились, раз ребенок появился на свет. Но папа мальчика сам пока не горит желанием. Но после рождения сына начал помогать.
Сроки пребывания в Доме мамы – от полугода и больше, их нередко продляют. Ведь главная задача – помочь маме вырастить, выкормить своего малыша, прикипеть к нему душой и сердцем, и оставить всякую мысль о том, что ребенок ей не нужен. Для мамочек этого кризисного центра сделали специальную детсадовскую группу при Доме ребенка. Утром малышей отвозят туда, чтобы мамы могли выйти на работу, а вечером привозят обратно. Дома остаются женщины только с совсем маленькими крохами. Также в штате есть медик, психолог, водитель, завхоз, швея. Есть свое швейное производство в несколько машинок. На них мамочки шьют себе и детям, особенно костюмы к многочисленных праздникам. А также тапочки для гостей, которых в доме бывает немало.
Ветераны металлургического производства в гостях у «Дома мамы» приходят не в первый раз. Сейчас жЖенщины из совета ветеранов алюминиевого завода решили организовать полезные мастер-классы для девушек. своих подшефных.
— Проведем, что называется «курс молодого бойца» для матерей, — говорит Галина Петровна Салоникова из совета ветеранов алюминиевого завода, куратор пенсионеров литейно-механического цеха. – В общем, покажем и расскажем, что и как нужно делать по хозяйству и для семьи. Как с детьми  как вести себя, на что обращать внимание. И поделимся мудростью, как хранить мир и лад в семье.
У Галины Петровны двое взрослых сыновей, две внучки и один внук. Муж рано ушел из жизни, с ним они прожили 26 лет. Работали вместе на алюминиевом заводе, сейчас и сын работает там же. «В любой семье случаются трудности, — уверена Галина Салоникова. — Но нужно уважать друг друга и быть внимательным. Важна выдержка и понимание. У нас в семье даже если случались размолвки, то мы не ругались: каждый отмолчался, чтоб не обидеть другого. А потом муж готовил жареную картошку – значит, на мировую идем. Едим, разговариваем, все в порядке. Жизнь маленькая, не стоит ее тратить на дрязги».

Ветеран алюминиевого производства Кайша Кабиденова отработала в литейно-механическом цехе 27 лет. Воспитала пятерых детей, сейчас на пенсии. В гости к подопечным Дома мамы она привела свою сватью. Ведь Гаухар Аубакирова среди всех ее знакомых и родственников – признанный виртуоза по приготовлению баурсаков и пирогов. Кому, как ни ей, учить молодых мам всем тонкостям кухонного мастерства. К примеру, в песочное тесто для пирога с мясом она добавляет майонез — для мягкости. А при готовке баурсаков обязательно кладет в тесто яйцо и пищевую соду, чтобы пышная и румяная выпечка не оседала.
Замешивая тесто, Гаухар Аубакирова поделилась с девчатами из Дома мамы житейскими советами. Говорит, когда печешь что-нибудь, нельзя допускать сквозняков и шума. И ни в коем случае не стоит приниматься за готовку в дурном настроении. Поделилась она и еще одним наблюдением: «В нашей жизни может происходить что угодно, но дети не виноваты в наших неурядицах. Поэтому лучший совет, что бы ни случилось, проявлять терпение – обнять своего ребенка, поцеловать. А потом выспаться, с проблемой ночь пережить, и все обязательно решится».  
А потом взялись за спицы и пряжу. Куляш Якипова научила молодых мам своему хобби, с которым давно не расстается. Раньше, говорит, вязала для всей родни, бывало, что и на заказ. Трудовой стаж у пенсионерки 41 год, а работа была не из легких – крановщица. Поначалу она работала в Омске, на танковом заводе, — теперь, поясняет, уже можно об этом говорить. В литейном цехе 50-тонным краном разливала чугун. Потом приехала сюда, и на Павлодарском алюминиевом заводе ей достался в управление «кран чуть поменьше» – 20-тонный. Сейчас Куляш Якипова на пенсии. Для мастер-класса в Доме мамы она специально связала и принесла с собой образцы теплых домашних чешек. Такие даже новичку можно связать на спицах за один вечер.
— Я раньше тоже вязала носки и пинеточки, вспомнила многое, когда увидела , — говорит 31-летняя постоялица Дома мамы Людмила. — Я по профессии строитель, маляр-штукатур, сейчас подрабатываю, и за ребенком ухаживаю. Живу здесь с годовалой дочкой – родила ее на свой юбилей, это мой лучший подарок в жизни. Семья нужна, чтоб опора была, чтоб было, с кем советоваться, разговаривать. Верю и надеюсь, что у нас все получится снова с папой ребенка. Он знает, что мы живем здесь. На судебные заседания по установлению отцовства не явился. Я думаю, может помочь тест ДНК. Все-таки  хочется, чтоб ребенок рос в полной семье.
Ирина КОВАЛЁВА, «Наша Жизнь» №41, 18.10.18