Понедельник, 30 декабря
Меню

Дешево ли тебе, дедушка?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1347
Дешево ли тебе, дедушка?

В стране проводят мониторинг цен на так называемые социально-значимые продукты и грозят пальчиком товаропроизводителям и магазинам. Власти так дают понять населению, что о нем заботятся и голодным никто не останется, а ситуация находится под контролем. Но у рынка свои законы, и чтобы в одном месте прибыло, в другом должно убывать. Крайними в создании благоприятной социальной атмосферы чувствуют себя хлебопеки. На буханку ориентируются как на показатель инфляционных процессов. И как только пекарни пытаются сбалансировать расходы и доходы, установив адекватную для себя цену, начинаются разбирательства и вопросы со стороны акиматов.

На прошлой неделе небольшие хлебопекарни повысили цену на свою продукцию, в том числе на так называемый формовой из муки I сорта.
Хлеб под названием «Пахомовский» подорожал с 66 до 72 тенге, «На сыворотке» – с 64-65 до 75-80 тенге за булку, цена на «Домашний» выросла на 16 тенге. Что касается продукции из муки высшего сорта, то на 5 тенге вырос в цене батон от «Павлодарского хлебобулочного комбината». Поскольку формовой хлеб и мука I сорта входят в список социально значимых продуктов, изменения отметили мониторинговые группы отделов акиматов. Повышению нашлось логичное объяснение: подорожало зерно. Как сообщили в управлении сельского хозяйства, три мукомольных предприятия заявили о повышении цены с 47 тысяч тенге до 52 тысяч тенге за тонну пшеницы. Мука I сорта подорожала на 1-4 тенге.
– Эту причину и цену назвали три мукомольных предприятия –ТОО «Аслан», ТОО «Группа Интер», ИП «Kабдиева», – говорит руководитель отдела заготовки и переработки сельхозпродукции управления сельского хозяйства Татьяна Нагула.
По ее словам, доводы об отсутствии сырья в связи с затянувшейся уборочной компании не состоятельны. На 27 сентября на элеваторах находилось не менее 40 тысяч тонн зерна, часть – прошлогоднего урожая. Постоянно осуществляется подвоз новых партий этого года.
– Возможно, повышение является сезонным, как только стоимость сырья упадет, изменится и цена на хлеб, – говорит Татьяна Нагула.
Но хлебопеки говорят, что расходы на выпечку буханок складываются не только из покупки зерна. Надо учитывать тарифы на воду, электроэнергию, горюче-смазочные материалы, стоимость человеческого труда.
– Солярка подорожала, а это транспортные расходы, плюс стоимость переработки, рентабельность. Ну и товаропроизводители повышают цену на зерно. В убыток мы работать себе не можем ведь, – сказал представитель ТОО «Группа Интер» Федор Белоусов в ходе «круглого стола», организованного департаментом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции на тему сдерживания цен.
Его поддерживает коллега по хлебопекарному цеху, начальник финансово-экономической службы ТОО «ПХБК» Вячеслав Юдин.
– С 2015 года мука подорожала на 43 процента, мазут — в 4 раза, бензин – на 55 процентов, электроэнергия — на 19 процентов, вода – на 156 процентов, уголь — на 34 процента, стоки – на 80 процентов. Не может в такой ситуации цена на хлеб оставаться прежней. Железно будет рост», – говорит он.
Правда, само это предприятие от осеннего повышения цены на формовой хлеб «Тау нан» воздержалось. В последний раз «ПХБК» повысил отпускную цену до 75 тенге, однако возникла шумиха, и в течение нескольких дней цену опустили до 70  тенге, при этом снизив вес булки.
– Сейчас мы работаем себе в убыток с каждой булки 2 тенге минус. «Выезжаем» за счет другой хлебопродукции. Но мы крупные, выпускаем 8 тонн только формового хлеба. Чтобы уложиться в минимальные рамки, в его стоимость не включаем амортизацию оборудования, развитие производства, реконструкцию печей. Что в этом хорошего? – рассуждают представители предприятия.
Здесь уже озвучивали, что и цена хлеба должна быть выше той, что существует на рынке. В ходе «круглого стола» представители департамента по регулированию естественных монополий высказали мысль, что относительно недорогая цена на хлеб формируется рынком, конкуренцией. На что присутствующие хлебопеки парировали: «Не только. Применяется административный сдерживающий ресурс».
Вот и на аппаратном совещании уже аким области Булат Бакауов затронул этот вопрос. Как передает информационный портал pavon.kz, на аппаратном совещании глава области подчеркнул, что «социальный хлеб должен продаваться по установленной цене». Кроме того, он поручил организовать мониторинговую группу по городам и районам. «Цены на все социально значимые товары должны быть на жестком контроле. По инфляции надо смотреть, роста цен не допускать».
Что касается мер, которыми на самом деле располагают власти для сдерживания инфляции – это формирование стабилизационного фонда из социально значимых продуктов и поставки в социальные же магазины, где надбавка на них не должна превышать 10 процентов. Эффект этот действует как успокоительное – временно. Ведь продуктов в этой социальной корзине всего 19: соль, сахар, хлеб из муки первого сорта, сама мука, подсолнечное, сливочное масло, морковь и картофель, окорочка и говядина, молоко, рожки, гречка, лук, капуста, творог, яйцо, рис и кефир. Эффект от разницы в цене на эти нехитрые продукты в «социальных» точках и обычных магазинах затухает, когда приходится покупать лекарства, бензин, оплачивать счета за коммунальные услуги. Так что повышение цены на булку хлеба остается вовсе не замеченным. Тем более, из схемы формирования «социальной» цены этот продукт выпадает. Мукомолы не получают удешевленную муку или дотации на производство. Однако цена на хлеб остается для властей неким показателем стабильности и благополучия в регионе. Устаревшим, считает глава союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган.
– Цену на хлеб мы гордо несем как рудимент из далекого советского прошлого. Но тогда выбор продуктов был невелик. Сегодня ситуация иная, и помимо хлеба бабушке, дедушке хочется и масла поесть, и мяса, и лекарства нормальные купить, и на курорт съездить, и технику купить. Так что доступность хлеб нынче – не показатель социальной стабильности. А сдерживая ее, мы не даем развиваться предприятиям.
Евгений Ган высказал свое личное мнение о том, как действительно можно было бы поддержать социально уязвимые категории граждан.
– Я лично считаю, что тем, кто в трудных условиях, нужны социальные паспорта. Адресно должна оказываться им помощь, в том числе на приобретение продуктов, в медицинском обеспечении. Оказываться она должна государством, – говорит Евгений Ган.
А пока группы сотрудников акимата сравнивают цены в магазинах и отчитываются «наверх». Как правило, ситуацию характеризуют как стабильную.
– За последнюю неделю у нас наблюдается рост цены только на мясо кур на 1,3 процента, или с 633 тенге до 641 за кг. Цены на картофель, плодоовощную продукцию сельхозтоваропроизводители снизили, в связи с чем индекс инфляции по социально значимым продовольственным товарам составил 99,1 процента – говорит заместитель руководителя управления предпринимательства, торговли и туризма Ерлан Калиакпаров.
Ирина Адылканова, «Наша Жизнь» №39, 04.10.18