Суббота, 21 декабря
Меню

Черная ольха: индикатор чистой природы

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 3794
Черная ольха: индикатор чистой природы

В Год Экологии Павлодарской области общественники и ученые объединились и провели комплексные исследования состояния уникальной реликтовой ольховой рощи на берегу озера Торайгыр в Баянаульском национальном природном заповеднике. Финансирование экспедиции взяло на себя АО «Алюминий Казахстана». К слову, последний раз обследовали этот район более десяти лет назад. В этот раз эко-активисты не только пересчитали все деревья в ольшанике, но и оценили их состояние по специальной методике. А также составили подробный план-схему местности участка и обнаружили новую неожиданную угрозу для растительного мира заповедника. Подробнее — в отчете о ходе экспедиции.

Впереди – анализ и систематизация собранного материала. Однако уже сейчас, по предварительным итогам можно сказать: несмотря на активное влияние человеческого фактора, ситуация обнадеживающая. Тревожились о состоянии черной ольхи биологи неспроста. Проект исследования предполагал сравнить данные с материалами изысканий 2003 и 2005 годов. Тогда состояние рощи было критическим.

— Это тяжелый период после нескольких засушливых лет, — поясняет руководитель экспедиции, биолог, эксперт общественного фонда «Берегиня-био» Татьяна Пономарева. — К тому же у источника был открыт завод – родниковая вода изымалась для бутилирования и продажи. Помню, тогда набрать флягу воды жителям села было тяжело: как только наполнялся бак, приезжала машина и забирала воду. Пока заполнялся резервуар, уже стояла другая машина. Сельчанам приходилось набирать воду только ранним утром. А в рощу влага практически не поступала. Озеро обмелело, берег отступил на 15 метров. И ольха деградировала – без воды у деревьев развивались болезни, их атаковали вредители. К тому же мощные кроны влаголюбивого растения перевешивали неукрепленные подгнивающие корни: ветер просто выворачивал деревья. Тогда нам удалось наглядно изучить клубеньковую систему на корнях ольхи.
За эти годы подобных исследований не проводилось. По поводу деградации редкого ольшаника специалисты обращались с письмами в соответствующие ведомства. Но только сейчас благодаря поддержке Павлодарского алюминиевого завода удалось вернуться к этой теме. В составе экологической экспедиции 2018 года – опытные специалисты в вопросах геологии и гидрогеологии, экологии и биологии, преподаватели и студенты, заводчане и представители прессы. Совместная работа шла в двух направлениях. Биологи запланировали провести оценку жизненного состояния ольхи в роще у озера Торайгыр — от условно-здоровых особей до сухостоя. Внимательно осматривали пни, взрослые материнские деревья и новую поросль. Возраст деревьев не определяли, чтобы не повреждать стволы дендро-хронологическим буром. В целях – инвентаризация деревьев сложившейся биосистеме. А также выяснение степени деградации и вычисление коэффициента восстановления данного участка. Задача членов Павлодарского Дома географии – составить схему территории. Члены ПавГео произвели привязку к точкам на местности для последующих расчетов. Позже по этой карте будет вычислена плотность насаждений по участкам.

Немного о черной ольхе. Это реликтовое растение – живое ископаемое. Такие виды – редкость. Ведь они сохранились с древнейших времен в неизменном виде. Кора дерева темная, с зеленоватым отливом. Да и листва у ольхи опадает зеленой, не желтея. Древесина, находясь в воде, «каменеет» и обладает бактерицидными свойствами – раньше из нее делали колодцы, стоявшие веками, не портясь. Кора, шишки и листья у ольхи используются в лечебных целях. У разных народов ольха считалась священным, магическим деревом. Сейчас это растение имеет охранный статус Международного союза охраны природы и природных ресурсов.
Условия произрастания ее особенные и не похожие на остальные, говорят ботаники. Уникальность черной ольхи в том, что она сама делает плодородный чернозем. Это ее примитивный признак, как реликтового растения, потому что у современных древесных такого взаимоотношения с азотфиксирующими бактериями почти не осталось. Клубеньки на корнях ольхи фиксируют азот из воздуха и обогащают почву. Поэтому земля в ольшаниках густо-черного цвета, хотя рядом может быть скальная порода и скудная растительность. Условий для ольхи нужно немало – проточная чистая родниковая вода, которая дает переувлажнение и аэрацию почвы, насыщение ее кислородом.

— Когда-то эта роща была очень большая, — вспоминает Надежда Ларина, геолог, член ПавГео. – Вместе с родителями-геологами я приезжала сюда, это было родное место. В 50-60-х годах туризм здесь только развивался. Но рядом был большой совхоз. Изменилось многое: вытоптана трава, много деревьев повалено и погибло. Хорошо, что роща сама восстанавливается – на корнях могут расти новые побеги. Мне кажется, что имея такую уникальную рощу черной ольхи, мы не так уж бережно к ней относимся. Нужно, чтобы заинтересованными в ее сохранении были не только специалисты, но и все жители региона, а также туристы. Это реликтовые деревья, их очень мало в мире. Если мы не будем беречь эту рощу, она просто исчезнет. Так же, как в прошлом Майкаина остались маслянистые березы, от которых пошло название поселка.
Сейчас ручей полноводен, шумит листва густой зеленой рощи. Однако и туристов за эти несколько дней, несмотря на окончание лета и нежаркую погоду, члены экспедиции заметили немало. Несколько раз команде встречался и главный государственный инспектор национального парка Сейсенбай Нургазин, проводивший осмотр территории. В заповеднике он работает 39 лет. Пояснил, что завод по розливу воды из источника закрыли. Теперь в том здании гостиница и столовая. Прекратил работу цех, в том числе, и стараниями руководства заповедника. В свое время дело даже дошло до суда, чтобы выяснить, кто же мог дать разрешения на строительство и производство в заповедной зоне. Нургазин также отметил, что пилить деревья здесь не разрешается. Очистку от сухостоя и валежника проводят регулярно. Говорит, что недавно приезжали помогать сотрудники электролизного завода из Павлодара.

Проблемой остается самовольный выпас скота местным населением. В этом эко-отряд убедился – сначала были видны следы жизнедеятельности животных, а на другой день – собственно, прогуливающиеся под ольхой безнадзорные телята. Татьяна Пономарева заметила, что оценить воздействие антропогенного фактора сложно – вытаптывание почвы так же, как и в прошлые годы, происходит по тропинкам. Другое дело, что факт выпаса скота в роще, скорее всего, регулярный. «В результатах исследований мы отметим о недопустимости в дальнейшем такого положения дел», — говорит биолог.
Помимо «переписи населения» ольховой рощи, были проведены и другие исследования. Дополнительно при помощи специального прибора изучали кислотность почвы.
— Проведенные здесь замеры позволят выяснить кислотности почвы и состояния деревьев закономерность, — поясняет Дарья Рябцева, студент-эколог ИнЕУ. — Сведения, собранные мной в Павлодаре по кленам, тополям и елям, уже дали такую картину. Во многих местах, кстати, эти замеры проводились впервые, и в ольховой роще — тоже. Необычно, что черная ольха здесь одного вида, а кислотность на участках варьируется. Ольха любит кислую среду, но здесь показатели были слабо-щелочные и близкие к нейтральным. Будем изучать.
Инженер по надежности цеха централизованных ремонтов АО «Алюминий Казахстана» и член Совета молодежи алюминиевого завода Султан Матыжбаев — не новичок в экологических акциях. Вместе с другими заводчанами он ежегодно участвует в уборке от мусора берега реки Усолки, работает на территории питомника алюминиевого завода, занимается посадкой деревьев в школах, проводит субботники в парках.

— Нынешняя акция – особенная, это настоящая трехдневная экспедиция с четко поставленными задачами и планом исследований, — говорит Султан Матыжбаев. — На нашем предприятии заботятся об окружающей среде, и призывают с любовью относиться к экологии региона. Было принято решение привлечь внимание к сохранению редкого вида – черной ольхи, занесенной в красную книгу Казахстана, и оказать реальное участие для ее сбережения. АО «Алюминий Казахстана» поддержало экологов, биологов и географов, оказав спонсорскую помощь и другое содействие для работы и сбора необходимых данных. Для меня лично интересно было узнать, в каком состоянии находится роща черной ольхи, и не просто визуально, а по научной методике. Я познакомился с увлеченными людьми, у нас получилась отличная командная работа! Считаю, что на собрании Совета молодежи алюминиевого завода стоит внести предложение о дальнейшем отслеживании судьбы ольховой рощи у озера Торайгыр и активном участии по ее сохранению.
Данные собраны. Все научно обоснованные показатели будут сведены для подготовки общего отчета, который направят в департамент охраны окружающей среды и в национальный Баянаульский заповедник.

— Благодарим за возможность реализации проекта АО «Алюминий Казахстана». Работа была плодотворная, инвентаризация проведена, — делится предварительными итогами руководитель экспедиции Татьяна Пономарева. — Границы территории не изменились – все находится в рамках определенного биоценоза. Количество деревьев, к сожалению, уменьшилось почти на 200 – сейчас их 1138. Хотя, с биологической точки зрения, экосистема развивается по своим законам. Конкретно эта ольховая роща сформировалась очень давно, изменяясь в условиях антропогенной нагрузки. И, видимо, мы наблюдаем процесс незначительного колебания, роста и стабилизации. Объяснение мы установим. Зато со стороны фито-патологического состава — наше единодушное мнение, что состояние деревьев стало лучше. Факты пребывания насекомых-вредителей есть, но в рамках естественного процесса без катастрофических явлений и серьезных поражений: следы пожирания ольховой совки, листовые минеры на границе территории. Встретились несколько растений со следами бактериальной водянки – это уже серьезный бич для данного вида растений. Чтобы заболевание не распространилось, мы рекомендуем службам заповедника удалить эти деревья. За исключением сухостоя и некоторых больных деревьев, все остальные – примерно в одном жизненном состоянии. Природа восстанавливается, и все идет к лучшему. Но следует следить за этим.

Кунсулу Идрисова, студентка-биолог ПГПУ отметила, что экспедиция для нее стала своеобразной полевой практикой и дала много информации и идей для дипломной работы получили, как и практических навыков. Кстати, в ходе обсуждения результатов работы, специалисты уточнили, что полученные данные можно использовать в дальнейших исследованиях рекреационной нагрузки. Однако тогда необходимо будет изучить и другие ольховые рощи, имеющиеся близ озера Торайгыр и в других районах национального парка.
— Четкие границы участка позволит выявить составленная нами карта-схема, которая будет доработана уже по приезде в Павлодаре. Участки разнокачественные, мы их разделили на 6 секторов, — говорит о проделанной работе член ПавГео, гидрогеолог, ветеран геологии и туризма Дина Лепихина. — В планах у Павлодарского Дома географии есть предложения по Баянаулу, по Чалдайскому ленточному бору. Мы поднимали вопрос об очищении скал от надписей. Также предлагаем сделать в ольховой роще для туристов высоко поднятые деревянные настилы и смотровые площадки, чтобы почва не закисала, а люди не сходили с маршрутов и не вытаптывали землю. И еще необходимо убрать с берега Торайгыра туалет, чтобы смыв не шел прямо в озеро.

Будущий преподаватель, член ПавГео Павел Леонов отметил: «Было интересно наблюдать, как работают специалисты старой советской школы, настоящие энтузиасты. Мы узнали много нового по составлению карт на практике. Это обязательно пригодится для работы с детьми в детской группе ПавГео «Джурбай» и в школе. Кстати, представители Павлодарского Дома географии рассказали много нового о родном крае участникам экспедиции. Были собраны и образцы горных пород этой местности – базальт, порфирит, гранит для пополнения коллекции минералов ПавГео. А материал об экспедиции будет опубликован в географическом альманахе.
Также по итогам экспедиции в ряд ведомств будут подготовлены официальные письма для принятия мер по различным вопросам. Например, в законе о защите растений Казахстане, говорят биологи, нет ни одного упоминания о реликтовых растений РК. Нужно обозначить законодательно положение реликтовых растений в Казахстане.
Есть и серьезная угроза безопасности растительному миру Баянаульского заповедника. Совершенно случайно, возвращаясь из рощи на турбазу, группа обнаружила еще одну напасть, причем, у забора дома в селе Торайгыр. Это заросли растения циклахена дурнишниколистная –сорняка американского происхождения, завезенного в Казахстан несколько десятков лет назад вместе с зерном (подробнее о распространении в нашем регионе этого опасного зеленого агрессора читайте в следующем номере).
— Ольховая роща – большое достояние области и республики, и внимание к ней должно быть обязательное, — говорит Татьяна Пономарева. – А здесь мы столкнулись с угрозой заносных видов, причем циклахена у нас не включена в карантинный вид растений. Тут необходим фито-санитарный надзор. К тому же, было бы хорошо, чтобы такие уникальные участки природы, как роща черной ольхи, были взяты под опеку крупных предприятий, чтобы осуществлять постоянный надзор и шефство, защищать и охранять их.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №34, 29.08.18