Художественный музей отметил международную акцию «Ночь в музее» выставкой работ театрального художника, авангардиста Сергея Калмыкова. В экспозиции «Я – яркое пятно!» представлено около 80 произведений графики и живописи, хранящиеся в фондах музея, и постеров произведений из ГМИИ им. А.Кастеева (Алматы). Выставку дополнили вернисаж коллекций, созданных студентами колледжей города и театром моды «Вернисаж». Павлодарцам также показали фильм о Калмыкове «Это Я вышел на улицу!», снятый Игорем Гонопольским. Все желающие смогли принять участие в мастер-классах, а также купить что-то особенное на ярмарке изделий ручной работы павлодарских мастеров. Гости не расходились из музея почти до полуночи.
О себе Сергей калмыков говорил просто: «Я – гений мирового масштаба». И еще одно калмыковское свидетельство: «Если где-то на Луне есть жизнь, они будут смотреть на Землю и видеть серую массу и одно яркое пятно – это Я!». Произведения Калмыкова не имеют прямых аналогий в истории мирового искусства. Он выработал оригинальный стиль живописи, который иногда называют «фантастическим экспрессионизмом».
Знаменитый российский и советский казахстанский художник-авангардист – единственный из мастеров Серебряного века, доживший до конца шестидесятых годов. При жизни его считали городским сумасшедшим. Спустя десятилетия после смерти его произведения стали оценены по достоинству, как и многогранная личность художника.
Родился Сергей Калмыков в Самарканде, вскоре семья переехала в Оренбург. В Москве Калмыков посещал курсы Московской школы живописи, ваяния и зодчества. С 1910 по 1926 год жил в Санкт-Петербурге, где он становится учеником Добужинского и Петрова-Водкина. Считается, что одна из ранних работ Калмыкова с красными конями на воде, вдохновила Петрова-Водкина на создание его знаменитой картины «Купание красного коня». Судя по дневниковым записям Калмыкова, на красном коне Петров-Водкин изобразил именно его.
Учился несколько лет в школе ученицы Репина, художницы Елизаветы Званцевой, у Льва Бакста. После революции возвратился в Оренбург. Работал декоратором, оформителем парадов и демонстраций, читал лекции и пишет картины. В 1935 году его пригласили работать в Алма-Ату, в Музыкальный театр, позднее Казахский академический театр оперы и балета имени Абая. Калмыков был уникально трудолюбивым – в 72 года еще работал исполнителем в театре оперы и балета. О себе он говорил: «Я человек Европы, Азии и Космоса».
Тогда его считали либо чокнутым, либо волшебником. Он был творцом, опередившим время. В ярко-красном берете, в разноцветных лоскутных штанах, в невообразимом плаще, художник с мольбертом каждый день отправлялся на алма-атинские этюды. Эти виды военной Алма-Аты, и позднего периода — 40-50-60-х годов – основа павлодарской коллекции художника. Всего в музее хранится 131 произведение. Это небольшая, но очень достойная коллекция – 93 живописные работы и 38 произведений графики.
— Художник он многогранный: и пейзажи, и акварели, и театральные декорации – ему было подвластно все, — рассказывает Татьяна Кожухова, журналист, магистр искусствоведения из Алматы. — Его дневники представляют литературный интерес. Каждый в нем найдет что-то для себя. Человек со своеобразным, но ярким чувством юмора. Алматинцы 50-60-х годов часто видели на улице странно одетого человека – его наряд воссоздан в этом зале. Одежду он делал сам, даже пуговицы из глины лепил. Его считали городским сумасшедшим, но он – легенда, существовавшая в реальности, в 20 веке. Он один из крупнейших мастеров русского авангарда 20 века. В нем есть что-то, что нам непонятно, недоступно, но на нас влияет. Для него весь мир – и полотно, и палитра.
Татьяна Кожухова обратилась к нашим музейщикам с предложением павлодарскую «Ночь в музее» в нынешнем году посвятить Калмыкову. В музее идею поддержали и дополнили сообразно многогранной личности художника. Кожухова говорит, ей лично Сергей Калмыков нравится тем, что он яркий и своеобразный как художник, но как фигура и личность он был еще ярче.
— Он был бы очень хорош сейчас, в наше время, — считает Татьяна Кожухова. — Эпатаж и фриковость – это было его естественное состояние. Он сам был явлением, и тогда такой он был один. Второй раз такой подвиг никто не совершил, сейчас такого нет. Он особенный, другой. Представляете, в разрушенной после войны стране он рисует балет! И он был аскетом. Нищета сопровождала всю его жизнь. Сидел на кипе газет – в инсталляции это представлено, питаться только хлебом и молоком, — было одним из правил художника. Его желание писать было насколько сильным, что он замазывал старые работы, и писал сверху новые, затем замывал свеженаписанные и снова рисовал.
Ему было все равно, на чем писать – газеты, картон, географические карты и атласы. Школа-студия «Луч» для наглядности организовала представление. Вот комната Калмыкова, с кипой газет, столом и скудным обедом художника. И вот он сам – его монолог исполнил юный павлодарец, рассказав посетителям о философии творца, о его исканиях и находках. А в лектории – просмотр фильма о Калмыкове. Режиссер-постановщик фильма, заслуженный деятель РК Игорь Гонопольский обратился с приветственным словом к зрителям. И рассказал о нескольких мистических событиях при съемках. То однажды пропал звук, и оказалось, что кто-то оборвал провода у звукозаписывающей техники. А еще на локации в старом доме, изображающей жилище Калмыкова, и запертого на время обеденного перерыва снаружи на ключ, после окончания этого перерыва дверь не смогли открыть. Потому что она оказалась заперта… изнутри.
Гонопольский пытался найти место захоронения Калмыкова, ему это не удалось – художник был похоронен в общей могиле, и где именно – неизвестно. В фильме, раскрывающем страницы творчества Калмыкова, первая часть трилогии идет от первого лица, от лица художника. В фильме использовано много картин, фотографий и архивных материалов.
— В Кастеевском музее находится 1100 работ Калмыкова, в нашем музее – 130 работ. И мы всегда стараемся показать художников Серебряного века через него, — говорит заместитель директора художественного музея Ольга Пашко. — Основная часть павлодарской коллекции работ Калмыкова – алматинские пейзажи. В виде постеров — работы из кастеевского музея. Мы хотели в нашей «Ночи в музее» показать не просто выставку одного или нескольких художников, а чтобы получилась целая история. Такие акции люди любят в музеях. Но должна быть и грамотная музейная составляющая, несущая творческий посыл. Для меня было очень приятно от колледжей, театра моды и студии получить отклик. В период подготовки к выступлениям люди знакомились с творчеством Калмыкова и изучали его. У нас получился праздник, темы объединились цельно и емко.
В фойе, предваряющем вход в большой зал с творениями Сергея Калмыкова, расположили работы павлодарского художника Валерия Приходько – последователя Калмыкова сегодня, говорят искусствоведы. К слову, у Приходько — персональная выставка в США. В Бостоне представлены 54 его работы.
А в малом зале – выставка современных авторов, новой интерпретации фантазии в другом ракурсе. «Эхо степи» – восемь художников-педагогов и их интерпретация старого, но не забытого народного творчества. Идея создания такого сакрального и современного одновременно арт-пространства возникла спонтанно, но с другой стороны авторы, как они сами говорят, давно хотели создать что-то актуальное и необычное, но со смыслом и традиционными мотивами и символами.
Подобные «ночи» — важный этап в работе музеев в раскрытии сути своей работы перед зрителями. До 10 июня павлодарцы смогут поближе познакомиться с творчеством Сергея Каклмыкова. С экскурсией специалистов или один на один — с глазу на глаз, чтобы самому понять космический взгляд художника.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №21, 31.05.18