Четверг, 26 декабря
Меню

Экологически чистые инженерные решения

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 837
Экологически чистые инженерные решения

На общественных слушаниях, где обсуждали охрану окружающей среды в проекте строительства общественной зоны в пойменной части реки Усолка, собравшиеся высказывались вполне единодушно. Строители, проектировщики, экологи и спортсмены, говоря об эскизах и планах и, по сути, каждый о своем, выступали за развитие детского и массового спорта и отдыха — лишь бы не во вред природе. К слову, на слушаниях были озвучены ответы на самые животрепещущие вопросы защитников природы. Так, например, было указано, что количество деревьев к сносу гораздо меньше первоначальной цифры. А еще, что компенсационные посадки можно разместить там же, в пойме. Проектировщики и градостроители пояснили также, почему новый комплекс нужен именно в этом месте, и зачем надо менять подход к биоресурсам.

Что такое экологический проект?
Цели проекта — комплексные решения по развитию поймы реки Иртыш. Площадка рекреационного характера, территория подвержена затоплению. В советское время этот проект подразумевал капитальные инженерные решения в виде мощных железобетонных береговых укреплений и не учитывал биоресурсы.
— Сегодня мы говорим об устойчивом экологическом проекте. Даже берегоукрепление должно быть за счет естественных ресурсов. Мы решили, что более ресурсным и щадящим решением будет строительство объектов открытого типа сооружений спортивно-массового характера. Одно из направлений вызывает много вопросов и пожеланий. Это, собственно, гребной канал. Стояла задача максимально эффективно, используя эту площадку и возможности русла, создать канал 2 тысячи метров длины и 165 метров в поперечнике – профессиональный спортивный объект, гребной канал со всеми вытекающими последствиями, — рассказывает Нурлан Какамбетов, руководитель управления архитектуры и градостроительства Павлодарской области.
Упор не делается на капитальное строительство, это естественная природная среда. А за каналом есть 540 гектаров, позволяющие развернуть дополнительные функциональные объекты спортивного значения. Это позволит переформатировать площадку в круглогодичный вариант пользования, что даст территории уход и обслуживание. Для развития города, межрегионального республиканского уровня такая площадка интересна, отметили на слушаниях. Подобный проект канала в других регионах, к слову, превращается в сложные гидротехнические сооружения и многомиллиардные инвестиции.
— Почему именно здесь? Эта тема лежала на полке 30 лет, мы ее просто реанимировали. Это не просто амбициозные пожелания чиновников. Мы хотим реализовать возможности Павлодарского Прииртышья, которые в разы проще и ближе к осуществлению проекта. Таких объектов в Центральной Азии больше не будет. Тему спорта и отдыха разных слоев и категорий населения в городской среде надо максимально донасыщать, в этом заключается эффективность. Подходить нужно емко и системно со всех сторон. Особенно говоря о природно-рекреационной составляющей этого проект. Важнейшим вопросом являются биоресурсы. Мы взяли статистику за 50 лет, как себя ведет Иртыш — и он навязывает свои правила. Поэтому этот проект, я считаю, нужно реализовать сейчас, — пояснил Какамбетов.
Об освоении левобережья Усолки и гребном канале рассказал один из проектировщиков – Степан Куц, директор ТОО «НПП-Биосфера». В свое время было потеряно спортивное направление академической гребли. Но сейчас этот спорт возрождается.

— Мы в проекте придерживались норм и правил Республики Казахстан и спортивных параметров международной федерации гребного спорта. При строительстве канала по этим стандартам можно проводить соревнования любого уровня, вплоть до чемпионатов мира, — говорит Куц.
Ущерб для экологии пообещали свести к минимуму. Сначала, рассказывая о строительстве гребного канала, биатлоных и триатлонных трасс, стрельбища, гольфа, автодороги и этноаула было указано – будут вырублены 6,5 тысяч деревьев. На нынешних слушаниях пояснили, что их будет менее 5,5 тысяч.
— Подлежат сносу деревья на урезе воды левого берега, — поясняет проектировщик. — По закону для строительной деятельности в городе снос зеленых насаждений разрешается с компенсацией в пятикратном размере. Общая стоимость проекта 1,5 миллиарда, из них треть – на снос и восстановление зеленых насаждений. Также в проекте водоотведение (ливневая канализация), берегоукрепление и защитная дамба, разграничивающая трассы биатлона и триатлона, и сам канал. Эти меры призваны снизить разрушающий эффект воды. Ущерб рыбной среде подсчитан в размере 82 тысяч тенге. Компенсировать его могут подрядчики повторным зарыблением водоема.
Остальные насаждения пострадают при прокладке автодороги и трасс. По трассам биатлона (лыжи и стрельба) и триатлона (бег, плавание и велогонки) тему раскрыл Мурат Альжанов, технический директор ТОО Казахстанский проектно-исследовательский институт «КАЗАХСТАНПРОЕКТ». Он продемонстрировал, что и где планируется реализовать по проекту. Это подъезд транспорта, стоянка, размещение зрителей, обеспечение энергоснабжения объектов, в том числе перспективных (прокладка кабеля с резервной нагрузкой и соответствующая подстанция). Объекты должны быть учебно-тренировочными и для проведения соревнований, а также использоваться для массового спортивно-оздоровительного отдыха населения.
— Сейчас территория используется для неорганизованного отдыха и сезонного покоса трав, — уточнил спикер. — Зеленые насаждения, находящиеся на юге, севере и западе этого участка поймы мы не затрагиваем. Все основные объекты мы располагаем там, где проходит покос. Стояла задача использования земель с минимальным ущербом для экологии. Основные насаждения в пойме сохраняются. Те, что частично попадают под снос, – 853 дерева (ива, ветла, тополь, осина, лох), приходятся на зону автодороги. По берегу гребного канала – порядка 4,5 тысяч. Компенсационные посадки в пятикратном размере можно расположить вдоль новых трасс. В этом случае деревья будут высажены в той же среде, где и росли. Я предлагаю сажать те же породы. Пойма затопляемая, что обеспечивает деревья влажным грунтом. В случае засушливого периода – устроить полив с помощью водовозов можно по автодороге. С точки зрения ландшафтного дизайна тоже плюс, трасса красивая и аккуратная. Это и защита от ветра спортсменов и отдыхающих, а также снегозадержание. Там, где это возможно, могут быть применены технологии пересадки дерева из поймы с комом грунта на другой участок. Посадочный материал планируется найти за время реализации проекта (примерно 2 года).
23 560 деревьев (ива, осина, виды тополя и др.) планируется высадить в виде трехрядной полосы вдоль трасс биатлона и триатлона, кроме береговой линии гребного канала (там это запрещено спортивными нормативами). А решение о месте компенсационных посадках принимает не проектировщик, а ЖКХ.
— Требования федерации биатлона отражены в проекте: это трассы разного уровня сложности для опытных спортсменов, новичков, инвалидов, — рассказывает о проекте Альжанов. — Это касается и триатлонных трасс. Кстати, велодорожки и беговые дорожки – никак не пересекаются. Все трассы, площадки и автодорога будут иметь освещение (в проекте указана линия с усольской подстанции в 10 киловольт, выведенная из зоны подтопления). Площадки могут использоваться круглогодично, исключая период паводка.
Ввиду больших затрат все объекты поднимать на высоту, избегающую затопления, в проекте не стали. Выше уровня паводка будут парковки, площадки, в том числе стрельбище, прокладка кабеля, основная автодорога. К слову, в генеральном плане в одном из участков  этой дороги забронировано место под очередной мост для связи с центральной частью города, отмечалось в докладе.

Да, но…
По окончании докладов дали слово всем желающим. Интересно, что в основном говорили по существу, а не просто делились бурными эмоциями. Конкретные предложения были оформлены и переданы разработчикам проекта.
— Это особо охраняемая природная территория. Как будет обеспечено управление отходами? Как решены санитарные потребности посетителей? Мы ответов не нашли, — высказалась после выступлений спикеров Марина Поух, ОО «Эком». — Что касается животного мира, то на указанной территории «краснокнижных» животных нет, но есть лекарственные травы, являющиеся важным компонентом биоразнообразия. Разрушение растительного покрова приведет к потере этого ресурса.
— Я один из тех, кто задумал этот проект, — выступил в обсуждении президент областной федерации академической гребли Борис Шепеленко. — Уже сегодня в Павлодаре 80 детей занимаются этим видом спорта. К каналу добавляются трассы. Да, будут потери деревьев. Я за экологию – я тоже здесь живу. Но у нас сегодня в Павлодаре есть с минимальными затратами сделать гребной канал с уникальными условиями: аналогов в Казахстане нет. И чемпионаты республики будут проходить здесь. Ближайший хороший канал в Самарканде, это ведь редкие спортивные сооружения.
— Жители Павлодара недополучат 4,5 миллиона килограммов кислорода, не будет поглощено 214 тысяч тонн углекислого газа, не будет уловлено 130 тысяч килограммов пыли, не будет нейтрализовано 520 килограммов вредных веществ и т.п., — привел цифры представитель ОФ «Атамекен-Родина» Юрий Гашек, выращивающий в родовых поместьях за городом настоящий лес. — Мы за развитие спорта и здорового образа жизни, но это не может быть в ущерб природе. Нам говорят о компенсационных посадках, но такие свойства они приобретут только через 25 лет. На сегодня это потери для нашего города, — заявил общественник, и озвучил требование, чтобы населению были предъявлены реальные примеры компенсационных посадок старше 3 лет.
— Почему наши биатлонисты круглогодично сидят за пределами Павлодарской области? У нас нет стрельбища. Бегают в Зеленой роще, а потом едут стрелять в тир — это же ненормально!  — рассказала о проблемах подготовки спортсменов тренер Людмила Прокашева, бронзовый призер Олимпийских игр 1998 года в Нагано. — Этот проект предполагает для конькобежцев, биатлона, триатлона большой пласт в физической подготовке наших детей. Завтра медалей не будет, они также как и деревья, тоже должна «вырасти». Дайте детям шанс!
— Хотелось бы, чтобы пойму рассматривали не как шесть тысяч деревьев, а целую здоровую сбалансированную экосистему, — уточнила биолог Татьяна Пономарева. — Она сформировалась, и вмешательство в нее непредсказуемо в последствиях. У людей нет доверия, что проект будет выполнен по красивым схемам, которые обещают, и будет доведен до конца. Мы мыслим практическими категориями. И я точно знаю, что у нас нет питомника, и взять негде эти 23 тысячи деревьев. Нам надо вместе скоординироваться, и сообща решать эти важные вопросы.

Послушать город и сердце
Знаменитый архитектор Норман Фостер говорил: «Прежде чем что-либо строить – слушай город. Прежде чем что-либо сносить – слушай сердце». В усольском проекте точнее некуда: нельзя на одну чашу весов ставить физическое развитие детей, а на другую – тысячи деревьев – защиту от выбросов, и нормальный свежий воздух. И то, и другое крайне важно. Сохранить баланс – нелегкая задача перед проектировщиками и строителями.
— Населению будут возвращены экосистемные услуги в виде облагороженного большого участка поймы и спортивные объекты для отдыха. Хотелось бы, чтобы вопросы и озвученные предложения проектировщиками были учтены. У неравнодушных жителей будет возможность постоянно отслеживать работу проектировщиков и строителей для соблюдения всех экологических норм, — пояснил доктор биологических наук, профессор Канат Ахметов.
Главный архитектор области Нурлан Какамбетов уточнил также, что услышав на срезе все социальные переживания, характеристики, аспекты и вопросы, градоуправленцы должны собрать все в единый экопроект, обработать и запустить в действие. Должны подключиться и общественники-модераторы с контролем ситуации.
Еще одна важная составляющая проекта — инновации в туризме. Ведь пока в минспорта о Павлодарском Прииртышье знают только по Набережной Иртыша и Жасыбае в Баянауле. А ведь есть пойма с 6-километровой зоной, реликтовыми террасами, Гусиным перелетом, леспромхозами, с мощным плацдармом внутреннего туризма, говорят градостроители. На республиканском уровне теперь готовы развивать и эти направление.
— В архитектуре есть понятие «регенерация» — этот проект должен сам себя в какой-то степени улучшать, я считаю, так и должно быть, — высказал свое мнение Нурлан Какамбетов. — В основе лежат данные 50 лет наблюдения за Иртышом. Этой природной системой нужно управлять, либо Иртыш будет нам диктовать условия. Еще 2-3 года и мы его не узнаем, если не начать действовать. За один сезон года Иртыш съедает 2 метра берега. Это ведь землерой: не будем делать свою работу мы, сделает он. Если не начать укрепление берега, то зона подтопления потребует, к примеру, возведения какой-то защитной дамбы в 5 километров длиной. Нынешний проект по Усолке – превентивная мера, за счет решения биопроекта мы получаем решение техногенного вопроса. Транспортная логистика все равно туда придет. Но я мечтаю, чтобы левый берег был открыт для посещения только пешеходов – по примеру туристической зоны Чимбулака. Нельзя забывать и о развитии инфраструктуры судоходства, раз живем на реке. Мы – за экологические ресурсы и экологически чистые инженерные решения.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №17, 03.05.18