Суббота, 25 мая
Меню

Театральные звезды – библиотекари

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 745
Театральные звезды – библиотекари

Юбилейный, пятый сезон в театре-студии «Вояж» открыли спектаклем «Мужчина к Рождеству». Павлодарский самодеятельный театр – необычный, в постановках играют не профессиональные актеры, а библиотекари. Соблюдая все театральные тонкости, лирическую комедию в трех частях представили зрителям сотрудники областной библиотеки имени С. Торайгырова и энтузиасты, не мыслящие своей жизни без сцены. О новом сезоне в театре-студии и о перспективах развития альтернативных подмостков мы побеседовали с режиссером-постановщиком «Вояжа», читательницей областной библиотеки Светланой Булер.

От книжных истин – к театральной сцене
Итак, действующие лица спектакля «Мужчина к Рождеству» по мотивам пьесы Надежды Птушкиной: Софья Ивановна — очень старая  дама (ее роль исполнила Каирманат Батталова), Татьяна — ее дочь (Сауле Жанкаринова), Игорь — их новый знакомый (Жаннат Даулетбаев), Дина – «дочь» Татьяны и  Игоря (Александра Белова). Посыльный – Никита Гармаш. Декораторы Бахытжамал Омарова и Антонина Казанцева, звукорежиссер Владислав Ракоедов, звукооператоры Семен Гуринов, Игорь Бойческо.


Сюжет пьесы незатейлив: больная старушка, собравшаяся уже на тот свет, не может смириться с мыслью, что живущая с нею дочь, тоже не очень-то молодая, так и не вышла замуж и не обзавелась потомством. И вот – случайный предпраздничный гость мужского пола, попавший в квартиру по ошибке. Соблазн велик – и дочь решается на «ложь во спасение»: чтоб успокоить маму, мужчина выдается… за собственного жениха. Решается без надежды на развитие событий, а только чтобы исполнить мамину призрачную мечту, хотя бы на один вечер.
И тут все завертелось, ведь не бывает перед праздником простых историй. И мужчина задерживается, и уже взрослая «дочь-внучка» появляется на горизонте, и даже старенькая мама передумала уходить в мир иной, раз тут все так хорошо получается.


Пьеса Надежды Птушкиной называется «Пока она умирала». Но Светлана Булер решила изменить название, чтобы не отвлекать драматизмом от хитросплетений человеческих судеб – смешных и грустных. К слову, так же поступил и Олег Янковский, когда работал над своим фильмом по этой пьесе – «Приходи на меня посмотреть», где снялся сам с Екатериной Васильева и Ириной Купченко. И в театральных постановках по этому произведению имя спектакля менялось не раз, а в разные годы играли Инна Чурикова и Владимир Этуш.
— Я поставила спектакль по мотивам этой пьесы, — рассказывает режиссер-постановщик Светлана Булер. — Нас торопили со сроками строители – скоро в конференц-зале библиотеки, где мы играли спектакль, будет обновление. Премьеру назначили на 10 февраля, и мы приурочили премьеру ко дню памяти Пушкина. Тема постановки — пробуждение сострадания, милосердия, любви к близким. Долгое время не получалось подобрать актера на главную мужскую роль. И поэтому я изменила сценарий: встреч с мужчиной на сцене не происходит, они есть лишь в виде телефонных разговоров героини с героем.
Цветы и шампанское от жениха приносят посыльные. Зрителей сюжет держал в напряжении. Интрига сохранялась до последнего: до самого финала непонятно, кто же этот мужчина, какой он, придет он или нет, и наконец, а есть ли он на самом деле? И чудо праздника все же произошло: хэппи-энд – настоящий мужчина, действительно, пришел и подарил героине заветное колечко.

«Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен!»
Эти строчки Блока – жизненный девиз Светланы Булер. Светлана Гельмутовна – не профессиональный режиссер. Но театральной деятельностью она занимается уже 18 лет. С юности мечтала связать свою жизнь с актерским мастерством, но родители настояли на выборе иной стези. И она стала педагогом, преподавателем русского языка и литературы. Но мечту о театре все же воплотила.


— В Экибастузе я 12 лет руководила театром «Грезы» в гимназии № 35, — говорит Светлана Булер. — Состав разновозрастной труппы был смешанным – и ученики, и преподаватели. Число участников спектакля доходило до 40 человек! Ставили классику – «Пигмалион», «Мастер и Маргарита», «Завтра была война», «Синяя птица», «Принцесса Турандот» и другие. За эти годы было поставлено 26 спектаклей.
Потом Светлана Гельмутовна переехала в Павлодар. Сейчас работает в школе № 6. В 2013 году одновременно организовала два театра. Театр-студию «Вояж» на базе областной библиотеки, где роли играют библиотекари и читатели, и школьный театр «Зазеркалье» (СОШ № 6), с актерами из числа учащихся и педагогов. В школьном театре были поставлены спектакли по сказке «Тень» Андерсена, «Евгений Онегин», мюзикл «Пиковая дама», «Завтра была война».
— В областной библиотеке был очень хороший зал, где когда-то работал казахский музыкально-драматический театр имени Аймаутова, — объясняет Светлана Гельмутовна, почему она предложила создать театр-студию «Вояж». — Я когда его увидела, то сразу предложила поставить спектакли. Правда, потом после ремонта и реконструкции зал поделили: он стал конференц-залом и читальным залом. «Вояж» играл спектакли «Прости, Марсель!» (иронический детектив по пьесе Робера Тома «8 женщин»), военную драму «Это, девушки, война!» по мотивам пьесы Тараса Дрозда. Два раза выступали на «Библионочи» — во время массовых праздников разыгрывали театрализованные сцены из художественной литературы. Ставили комедию по пьесе Руди Штраля «Адам женится на Еве». И сейчас сыграли спектакль «Мужчина к Рождеству».
Библиотекари – люди очень занятые, но им очень понравилось реализовать себя и в этой сфере. Для многих игра на подмостках стала исполнением мечты юности. Коллектив, в основном, женский, и спектакли адаптируются к составу актрис-библиотекарей. Например, в спектакле «Адам женится на Еве» мужские партии помогли сыграть парни из клуба молодых поэтов в областной библиотеке.


— Я думаю, что здесь есть и какой-то мистический момент судьба – для каждого спектакля подбираются определенный состав. Роль находит исполнителя, — считает Светлана Булер. — Спектакли могут быть не обязательно с постоянным составом труппы, я больше думаю об антрепризном театре. Люди собираются, играют спектакль, потом приходят новые актеры, тоже играют. Главное – творить, важно само искусство. Убеждена, что театр не должен опускаться на потребу низкому вкусу. Мне не нравятся пошлые комедии, которые часто ставят, считаю, что все-таки нужна классика и хорошие современные пьесы. Опыт показывает, что люди тянутся к классическим произведениям. Я уверена, что театр, как не что другое, может нас поднять и возвысить, увести от жизненных невзгод и подарить веру в чудо.
Ее любимый театральный режиссер – Петр Фоменко. Много почерпнуто из работ Марка Захарова. А вот что вызывает сомнение у Светланы Гельмутовны, так это переделка классики на злобу дня. Ее порой так осовременивают, говорит Булер, что от произведения, по сути, ничего не остается.


— Мне кажется, что нужно относиться очень бережно к классике, и ставить так, как написано автором, — поясняет свою точку зрения Светлана Булер. — Когда в «Преступлении и наказании» следователь танцует в балетной пачке – я этого не могу принять. Бывает, что пытаются приблизить к современности спектакль, например, за счет фашистских касок… в «Гамлете». Хотя есть хорошие современные пьесы, которые интересно было бы поставить. Непонятно, когда в «Вишневом саде» Чехова герои выходят под песни военных лет с портретом Сталина. Считаю, это натянутые ассоциации, которые могут запутать зрителя. Хотя мне говорят, что тем самым, например, постановщики хотели привлечь внимание к теме войны и ветеранам. Думаю, что лучше тогда поставить спектакль о войне – их немало. Я за то, чтобы не разрушать произведение.
Светлана Булер пишет стихи, но к сочинению пьес относится очень осторожно – этим должны заниматься профессиональные драматурги, считает она. Это сложный труд, ведь и режиссеру при постановке приходится адаптировать материал. Когда готовили спектакль «Мастер и Маргарита», она писала сценарий на основе романа — убирала некоторые главы, добавляла постановочные моменты – музыку, танцы. Был опыт мюзикла «Роковая карта» по «Пиковой даме», где Булер сочинила тексты песен. И еще в музыкальную постановку о роковой страсти игрока она добавила тему цыган и особо выделила тему Судьбы.

Дать шанс мечте
Идей много: лекции по искусству, литературно-музыкальные вечера для старшеклассников, старые и новые пьесы. Да, сейчас появился интернет, интерактивные доски, но этим не заменить живое общение и участие в самодеятельных постановках для детей и взрослых. Мюзиклы, детективы, комедии, драмы – в жанрах простор.


— Основная моя профессия – учитель. Но я смогла совместить ее со своей любовью к театральному искусству, — объясняет свой педагогический подход Светлана Булер. — На уроках литературы учитель – тот же актер. Это та же сцена, ты воспитываешь своих учеников-зрителей, влияешь на их умы и души. Но театр – это мечта, воплощение которой не дает покоя.
Всю жизнь продолжается самообразование по театральной теме – от системы Станиславского и других трудов, обязательных для изучения в театральных вузах, до регулярных просмотров самых разнообразных спектаклей, постановок, встреч с режиссерами. Светлана Гельмутовна не раз играла в спектаклях, которые ставила. Но все же самым важным для себя считает — быть режиссером любительского театра.


— Сейчас в конференц-зале библиотеки планируется ремонт. И нам негде будет репетировать и играть, — говорит Светлана Булер. — У нас город театральный – есть театр Аймаутова, театр Чехова, народный молодежный театр «Промень», много театральных кружков по школам. А у меня до сих пор есть невоплощенная мечта – найти помещение, где можно было бы организовать свой настоящий народный театр. Опыт большой, сил и идей много. И самое главное, есть желание у взрослых павлодарцев попробовать себя на любительской сцене. Сейчас это движение возрождается, и люди хотят себя проявить, несмотря на занятость, работу, бытовые трудности. Даже если самодеятельные артисты устали после рабочего дня, они все равно хотят играть роли в пьесах – это новая страница в их жизни.
Ирина КОВАЛЁВА, «Наша Жизнь» №7, 15.02.18
фото информационно-библиографического отдела Павлодарской областной объединенной универсальной научной библиотеки имени С. Торайгырова