Пятница, 3 января
Меню

БЗ – 85!

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 885
БЗ – 85!

БЗ (БэЗэ) – так называют не только в Павлодаре, но и в других городах Казахстана, а также ближнего и дальнего зарубежья мастера светописи Бориса Захаровича Краснянского. Французским товарищам из фотографического общества «Темный фонтан» было сложно произносить его имя-отчество. Его коллега по народному фотоклубу «Орион» предложил такую аббревиатуру. И с тех пор многочисленные друзья и знакомые Бориса Захаровича называют его с должным уважением именно так. В минувшие выходные «любителю фотографии», как он сам себя называет, исполнилось 85 лет. Юбилей по традиции БЗ отметил персональной фотовыставкой.

Пример вдохновения
52 работы разных лет объединились под лаконичным и точным названием – «Что я увидел». Некоторые из фотоснимков широкой публике представлены впервые. В галерее «Айна», которой, к слову, в этом году исполняется 20 лет, в областной библиотеке им. С. Торайгырова собрались поклонники искусства фотографии в исполнении Краснянского.     Экспозиция, приуроченная к 85-летию автора и 80-летию Павлодарской области в рамках реализации программы «Рухани жангыру», будет действовать до конца января. Фотографии выполнены в разных жанрах — портрет, пейзаж, жанр.

 — Художник Валентин Серов, отвечая на вопрос «что в искусстве современно?» сказал: «Современно то, что талантливо». Более полувека Борис Краснянский держит в руках фотокамеру, и его творческой энергии можно только радостно удивляться. Это остросовременный художник. Он является одним из знаменитых легендарного народного фотоклуба «Орион». Каждая его работа – итог вдумчивого труда принципиального и требовательного к себе мастера, — выступила на вернисаже руководитель отдела развития библиотек и методической работы областной библиотеки им. С. Торайгырова Гульнар Кудайбергенова. От библиотеки юбиляру вручили символический подарок — «Слова назидания» Абая.
Искусствовед Майя Хусаинова отметила, что Краснянский — это историк нашего края, тонкий портретист, удивительный мастер натюрморта. А друзья-«орионовцы», поздравляя автора выставки, сказали немало теплых слов о БЗ. Татьяна Гришина пояснила: «Мы делаем фотографии не камерами, а своими сердцами. Это высказывание можно по достоинству отнести к Борису Захаровичу – все, что он делает, он делает с большой любовью».

— Последние полгода я смотрел фотографии в интернете, в Инстаграме – все сплошь гламурные красивые, — сказал фотограф Илья Величко. — А на выставке просто ощутил восторг, что можно смотреть на фотографии, делать удивительные открытия и находки, переживать все вместе с автором.
К юбилею «орионовцы» напечатали и вручили БЗ альбом его избранных работ. А фотограф Владимир Высоцкий отметил: «На этой выставке можно увидеть фотографии, к которой мы и стремимся. Это то, что считается хорошим тоном. Борис Захарович – пример для вдохновения многим молодым авторам».
Родился Борис Захарович Краснянский в городе Миллерово Ростовской области. В военные годы подростком потерял пальцы на обеих руках из-за разорвавшихся снарядов. Окончил Донецкий сельскохозяйственный техникум по специальности техник-гидротехник и техник-гидромелиоратор. В Павлодар переехал в 60-х. Работал в проектном институте проектировщиком гражданского строительства. По его генпланам были построены объекты в области. Трудился в управлении водного хозяйства инженером-гидротехником Павлодарского района, участвовал в разработке Черноярской оросительной системы. В общем, это творческая и многогранная личность, внесшая большой вклад в культуру и экономику Павлодарской области.

Сам Борис Захарович говорит, что фотография для него – не профессия, а личное увлечение. Краснянский — старейший участник Павлодарского фотоклуба «Орион», член Союза фотохудожников России, почетный член французского фотографического общества «Темный фонтан», лауреат многих выставок в стране и за рубежом.

Я люблю тебя, жизнь!
А хобби всей жизни для него — фотография. И любовь к жизни у него юношеская, несмотря на годы. Ни капли притворства и неправды – вот что отличает его работы. Точность и пристальное внимание к мельчайшим деталям, даже в казалось бы, мимоходом идущей рядом обыденной жизни. И жизнелюбие, бьющее через край, буквально ко всему – к красоте женщины, струям воды или замерзшей глади Иртыша, природе во всех ее проявлениях, и к великим делам рук человеческих.
— Борис Захарович, часть работ многие павлодарцы увидят на выставке впервые?
— Да. Хотя на орионовских отчетах они все были. Например, снимки из серии, которую я называю «Сучки и задоринки».
— Это и жаба-коряга в снегу, и природный курьез — самая настоящая кокетливая морковь.

— Морковку я как как увидел, решил ничего не менять! Вот такие природные формы. А вот медведь из ветвей. В ветвях многих деревьев читаются фигуры – вот другой, уже изящный изгиб шеи. А здесь – «скульптура» из фактуры камней на берегу Катуни на Алтае.
— Кадр из этой же серии был выбран для афиши выставки.
— Это «Автопортрет», снятый во Франции. Здесь фотографии разных лет.
— Обширная география – на одной фотовыставке работы за несколько десятилетий из разных уголков Франции, Павлодара, Донецка, берегов Иртыша и Катуни.
— Снимок из Донецка, сталелитейный цех имени Сталина – 70-х годов. Я тогда уже был в клубе «Орион». А в Донецке у меня родня живет – родная тетя и братья. Я был у них в гостях и фотографировал.  
— Примерно с того момента и представлены снимки?
— Здесь на выставке работы как раз со времен открытия фотоклуба «Орион», когда я в него вступил, и до нынешнего момента. Собственно, тогда и начала для меня работать эта система, которую я узнал в клубе: фотография не должна лежать в конверте. Их обязательно нужно смотреть. Культуру отношения к фотографии мне привили в «Орионе». Это были два столпа клуба: отношение к фотографии, энергичный воплотитель идей в фотографии – Едыге Ниязов, и  мастерство, культура поведения – Артур Меттус.
— И все остальные?
— Да, это очень важно – это друзья. Вот ты – тоже ведь вдохновитель.

— А что идет из семьи?
— Если что-то и есть еще, то от природы. С культурой в семье я знаком давно. Мамины братья – Максим Ефремович, и старший — майор Кузьма Ефремович очень много внесли в жизнь семьи. Моя мама родилась в Тифлисе, где много лет прожила бабушка — дедушка служил там. Так что немало грузинских традиций, обычаев и порядков у нас в семье именно оттуда. Но родом все из района Миллерово.
— А сейчас фотокамерой увлечен уже ваш внук. А кто вас познакомил с музыкой – вашей второй страстью после фотографии?
— Кузьма Ефремович очень любил музыку. В 1937 году я благодаря ему познакомился одновременно и с фотоаппаратом, и с патефоном. Он в летном училище в Саратове был и приехал в гости. Привез патефон с пластинками и фотоаппарат. Я еще заглядывал внутрь патефона, где ж они там играют и поют? Честно!
— А помните первую пластинку, которую услышали?
— Первая мелодия, которая меня поразила, я люблю ее до сих пор, – «Рио Рита». Какие мелодия были в то время! Мамин брат еще и рисовал – помню, дома была картина его авторства. И я тоже рисовал, и даже лепил. В школе меня учитель рисования и черчения называл – «Мересьев».  Но, несмотря ни на что, я за всех девчонок в классе чертил чертежи. Он им ставил пятерки, потому что я не «перекалывал» и не обводил, как делали иногда, а натурально каждый чертеж вычерчивал. Изобразительное творчество было мне близко. И друзья-художники были. Меня всегда это не просто привлекало, я старался что-то делать.

— В работах, представленных на выставке, есть такие снимки, в которых запечатлен маленький момент, в котором столько всего…
— Я «открою тайну» – у меня нет ни одной «пустой» фотографии. Она может быть неброская, но в ней есть смысл. А женские образы на выставке есть разные – есть лиричные мотивы, есть поэтические. Я не хулиган. Но во многих снимках есть шутка, игра. Вот, мне жутко нравится этот Иртыш. Здесь он представлен совершенно иначе. И самое главное, он никогда не повторит этот свой вид.
В этом и есть ценность моментов жизни Бориса Захаровича. За эти долгие годы БЗ многим стал другом. И тепло дружеских встреч и общения с ним – греющее в самый лютый мороз теплом, идущим от чистого сердца.
— Интересно, что труд мой по трудовой книжке оставил меньше следа, чем любитель фотографии, — обращаясь на вернисаже к присутствующим, поделился юбилейными мыслями Борис Краснянский. — Кому я обязан этой популярностью? Фотоклубу «Орион»! Это люди, молодежь того времени, которая стремилась к единению, движению к цели. То, что я чувствую, что хочу передать вам, то тепло моей души – больше слов, глубже и надежнее. Спасибо вам всем!
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №4, 25.01.18