9-дневный 555-километровый зимний велопробег вдоль канала «Иртыш – Караганда» им. Сатпаева совершил 65-летний экибастузец Анатолий Пырлик, член Казахстанского национального географического общества и Павлодарского дома географии. Свой одиночный веломарафон путешественник посвятил 55-летию канала и предстоящему Дню независимости Казахстана.
Анатолий Филиппович Пырлик серьезно занялся велотуризмом, выйдя на пенсию, хотя научился крутить педали еще в детстве. На своем первом велосипеде «Пионер» он колесил по дворам Москвы, откуда сам родом. Велоспорт стал спутником его жизни. Потом судьба занесла Анатолия Филипповича в Экибастуз, где последние 20 лет он проработал на угольном разрезе «Богатырь» наладчиком железнодорожных весов. Здесь он женился, воспитал детей.
За последние два года на своем велосипеде путешественник наездил свыше 10 000 километров. Вместе с единомышленниками объехал вокруг Баянаула и озера Иссык-Куль, скатался в Астану, прошел 650 километров по льду застывшего Байкала до его самого глубокого места, достиг географического центра Евразии. Обо всем этом мы расскажем в следующем выпуске НЖ.
Подготовка к велопробегу вдоль канала Иртыш – Караганда длилась три месяца. Велись переговоры с руководством канала, летом посещались насосные станции, были перелопачены горы литературы по истории строительства этого одного из самых крупных и сложных гидротехнических сооружений в мире, поднимающего воду 22 насосными станциями на полкилометра вверх.
Все началось с того, что Анатолий Пырлик прочел книгу бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова «Вода и мир» о предстоящем глобальном водном кризисе. Из нее он узнал о проекте по переброске части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию, который планировался в СССР. Канал через Уральские горы хотели проложить с помощью 200 промышленных ядерных взрывов, но общественность взбунтовалась. Проект закрыли.
Маршрут путешествия Пырлика к центру Евразии пролегал через Семипалатинский ядерный полигон, где он обнаружил следы промышленных испытаний – одна из воронок была продолговатой формы. Он получил информацию, что канал Иртыш – Караганда тоже планировали делать с помощью ядерных взрывов, но отказались от этой идеи.
Путешественник решил выяснить, являлся ли канал Иртыш – Караганда частью грандиозного проекта по переброске сибирских рек, а также определить влияние канала на жизнедеятельность Центрального Казахстана. Позитивное влияние этой искусственной реки на регион до сих пор по достоинству не оценено современниками, считает Анатолий Пырлик.
Иртышская вода дала возможность развить промышленность, энергетику и сельское хозяйство в самых засушливых степных районах, улучшить жизнь жителям Астаны, Караганды и десятков населенных пунктов, выросших по берегам канала. Над его созданием работали 32 000 человек, приехавших со всего СССР.
Еще одним мотиватором для велопробега Анатолию Пырлику стал пример баянаульского писателя Калмухана Исабаева, который летом 1961 года пешком прошел 565 километров по пути будущего строительства канала Иртыш – Караганда по карте и колышкам, забитым геодезистами.
Изначально Анатолий Пырлик планировал пройти весь путь по льду. Но руководство канала запретило – периодически совершаются попуски воды, лед нестабилен, возможна трагедия. Поэтому маршрут пролег по автотрассе А-344, идущей вдоль канала. Средняя скорость движения была 20 километров в час. Иногда приходилось ехать в темноте при свете фары.
На трассе было два падения, одно из них в кювет. К счастью, ни путешественник, ни его велосипед серьезно не пострадали. На ночлег Пырлик останавливался в кемпингах, селах или на насосных станциях. После ночных поездок одежда на нем покрывалась льдом и застывала, как железный скафандр. Приходилось сбивать с нее ледяную корку и сушить вещи до утра.
Стартовал велопутешественник 4 декабря с конечной насосной станции НС-1 «Караганды су», финишировал 12 декабря на 1-й насосной станции на реке Белой возле Павлодара. После небольшой фотосессии он провел встречу с общественностью в Павлодарском доме географии. Летом Анатолий Пырлик планирует вновь проехать вдоль канала Иртыш – Караганда. На этот раз по берегу и в компании единомышленников.
Фёдор КОВАЛЁВ, фото А.Пырлика, «Наша Жизнь» №49, 14.12.17