Пятница, 22 ноября
Меню

Точка старта: горы, реки, небо

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1369
Точка старта: горы, реки, небо

часть 2

(Продолжение. Начало в номере от 24 августа)

О своих туристских маршрутах рассказывает павлодарец Валерий Юрков. Исхожены Прииртышье, Баянаул, Алтай, Байкал. Долгожданный отпуск – и вот турист снова побывал в Кузнецком Алатау, где взошел на «Поднебесные Зубья». А после принял участие в традиционном туристском слете «Иртышский меридиан» в Баянауле. Интересно уже кого-то сводить и побывать в других горах, говорит Валерий Юрков. Хоть и многое сейчас изменилось, но те пути-дороги по воде, вершинам и воздуху, которые проходил, вспомнил бы и прошел еще раз сегодня.

О том, чтобы приобщить близких и друзей к странствиям и новым впечатлениям, задумываешься сразу, рассказывает турист. Таить в себе впечатления о дорогах и открытиях – невозможно. Потому не раз потом ходили в походы вместе семьями, с детьми. Кстати, зря думают, что ребятишки тяжело переносят восхождения. Бывало, многие родители отставали. А малышей приходилось сдерживать, чтоб вперед всех не убегали, настолько им интересно. Женщины без опыта походов несли рюкзаки с одеждой, а мужчины поднимали основной груз – топоры, котелки, снаряжение, продукты, «кошки» при зимних походах.

– И я дочку с собой в походы водил под Белуху. Многие дети выросли в походах. Сейчас уже и внучку берем, – поясняет Валерий Юрков. – Мне удивительно слышать, когда говорят: «У меня нет друзей, только в интернете». Туристическое, походное общение не проходит даром – дружба остается на всю жизнь. Семья меня поддерживает в увлечениях. Вообще, все мои друзья и друзья супруги стали туристами. А когда туристы собираются, они не скучают. Выходим на природу, даже просто с ночевкой, ставим палатки и говорим у костра, поем под гитару. Это самое интересное – общение.

Постоянные выезды, походы, палаточные городки. Все праздники, дни рождения, юбилеи стараются проводить на природе. В этом году в Баянауле уже несколько раз были, даже Новый год там встретили. И даже вне отпуска, просто на выходные можно выехать с друзьями, семьями, детьми и внуками с ночевкой на Иртыш. А 26 сентября – в День туризма – обычно все вместе проводят закрытие туристического сезона. И праздник «Золотая осень» с конкурсами по ориентированию и юмористическими заданиями, шуточными музыкальными костюмированными номерами. Это песни у костра и посвящение в туристы молодежи.

– Многие наши ребята ведут группы при школах, – говорит Валерий Юрков о друзьях-туристах. – На такие состязания мы ездим как зрители и поддерживаем своих друзей и их подопечных. Нередко встречаем таких же увлеченных приятелей и сотрудников. Например, встретили в походе в Баянауле группу коллег с Павлодарской ТЭЦ-3, которые путешествовали на велосипедах.

…Бухтарму проехали всю, бывали на все паромных переправах. Интересный случился поход на озеро Маркаколь к северу от Катон-Карагая. И встречи удивительные.
– Деревушка Еловка на берегу Маркаколя, к ней даже дороги нет, – рассказывает Юрков. – В тех местах сделали национальный парк в деревнях, в которых всего по 1–2 семьи, в хуторах по 3 дома. В основном пастухи живут. В советское время, когда устраивали нацпарк, эти люди отказались уезжать и остались – на выживаемости, как тогда говорили. Света нет – в подвале генератор. Семь часов на лошади – и вот ты уже до Катона добрался. А зимой по льду озера в деревушку Урумхайка. Летом рыбачат. Вода горная, чистейшая. Мы как-то в 2006 году были там, спрашиваем: туристов много ходит тут? Они отвечают – лет 10 назад москвичи приезжали, больше никого не было. И тут вы объявились!

А на реке Песчанке на Алтае, недалеко от Белокурихи, проводились соревнования по водным видам спорта. Группа павлодарцев тогда участвовали в комплексном состязании по сплаву на рафтах – не последнее место заняли. И все лидерские позиции – по скалолазанию.

– Когда поднимаешься на вершину, возникают интересные чувства, – делится своими впечатлениями путешественник. – Казалось бы, пока снизу смотришь: ну вот гора, и что? А пока взбираешься, столько сил затратишь, что на вершине уже ощущения непередаваемые! Их трудно описать словами, спускаться не хочется. Кто-то, конечно, ищет Шамбалу на Алтае. А я скажу так: появляется непреодолимая тяга. Физическая нагрузка, преодоление – они приятные. И вечером у костра вспоминаешь о том, как штурмовал эту вершину. Без этого уже не представляешь свою жизнь – это горные восхождения, полеты на параплане, походы с семьей.

Отдельно стоит описать походы по Алтаю. Восхождение на вершину Беркут и в ее окрестности, а также к подножию Белухи бывают разные. Пешком под рюкзаками, либо верхом на лошадях.
– В лагере стоим дня три, потом оставляем вещи в палатке и в один день идем на озеро Равновесия вокруг долины, а в озере отражается Белуха, – говорит Юрков. – Интересно, что в тех местах когда-то велась добыча вольфрама, и в бараках сохранились надписи военных лет, а на вершинах перевала стоят огромные трактора, остовы разбитых машин-полуторок. Единственное, что я не люблю, – это пещеры. Вот там-то я и побывал в замороженной пещере, на Алтае под Белухой. В другой раз пошли на Рериховский камень – там, где у основания Белухи есть Берельский ледник, и небольшое теплое озеро.

В экстремальном виде спорта случалось всякое. Перестраховаться можно от всего, но группы бывают из любителей, которые порой переоценивают собственные возможности. В туризме принято осознанно и серьезно относиться к предстоящему путешествию и полностью брать на себя ответственность за все, что с тобой происходит в походе. Несет ответственность и руководитель группы, опытный наставник.

– За Байкалом делали круговой маршрут и оставили в МЧС маршрут на карте, – вспоминает Юрков. – Вернулись день в день, как было отмечено, но спасатели запаниковали и уже собирались высылать группу на поиски из Иркутска. У нас в Казахстане такое пока не очень развито.

О безопасности при полетах Юров рассказывает так: когда они делали сами в 80-х годах мотодельтапланы, тогда организовывались зоны полета, им выделяли специальный коридор в районе села Павлодарского и Баянауле, где не летают самолеты. А сейчас парапланы парят в горах, где нет активного движения – на высоте 3–4 тысячи метров.

Интересно было изучать и само умение летать, вспоминая законы термодинамики: например, знать, как именно идут волны ветра, потоки воздуха. Где прогрев больше, значит, там – вертикальные потоки. Ищешь их, ориентируясь по земле и по облакам. Встал в спираль, набрался – и полетел дальше со скоростью ветра. Приземляться тоже нужно по-особому. Можно способом парашютирования, можно зигзагами, снижая скорость и выруливая на заданную площадку. Потом зажимаются устройства, как закрылки у самолета, и вот она – плавная посадка. А дальше – сложил крыло в рюкзак и пошел на следующую гору.
(Продолжение следует)
Ирина КОВАЛЁВА, фото из личного архива Валерия Юркова, «Наша Жизнь» №35, 07.09.17