Воскресенье, 10 ноября
Меню

Джаз из пушки по воробьям

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1027
Джаз из пушки по воробьям

С 25 по 27 мая в Павлодаре прошел крупный международный музыкальный фестиваль «Палитра джаза – 2017». Организаторы позаботились обо всем: пригласили блестящих джазовых исполнителей из США, России, других областей Казахстана (приехало пять коллективов), обеспечили великолепный звук и световое шоу, подготовили респектабельные награды для лауреатов в виде золоченых дисков. Но забыли о самом главном – о зрителях, ради которых и затевалось это грандиозное событие.

Начну за здравие, так как сам фестиваль «Палитра джаза – 2017» и его участники заслуживают наивысшей похвалы. Открытие состоялось в ГДК при сравнительно большой аудитории. Однако в зале были свободные места, никто не толпился в проходах, как на джазовом фестивале в музколледже 1995 года. Звездой вечера стала джазовая певица из Нью-Йорка Дебора Дэвис. Аккомпанировал ей пианист из Санкт-Петербурга Алексей Черемизов в сопровождении джаз-оркестра Павлодарской облфилармонии.
Дебора Дэвис – легенда американского джаза. Выступала на крупнейших концертных площадках и фестивалях мира, пела для представителей ООН и бывшего президента США Билла Клинтона, который любит джаз и грает на саксофоне. Дэвис выступала в джем-сейшнах со звездами мирового уровня – Джоном Бон Джови и Билли Джоэлом, своими песнями открывала концерты Дайаны Росс, Селин Дион, Эрика Клэптона, группы «Z.Z.Top» и других.


О павлодарском фестивале у Деборы остались добрые воспоминания. Публика встретила ее тепло и обласкала вниманием. Дэвис исполнила семь классических джазовых произведений, как с оркестром, так и дуэтом с Виктором Черемизовым. В конце замакима Павлодарской области Мейрам Бегентаев вручил ей «золотой диск» лауреата фестиваля.
Во второй день фестиваля в ГДК выступали джаз-оркестры и коллективы, прибывшие из Караганды, Актобе, Кокшетау и Ордынки Новосибирской области. Костанайцы приехать не смогли. Павлодар представляли два джазовых коллектива – музколледжа и облфилармонии. Оба под управлением Виктора Шейкина. Программа дня была яркой и насыщенной, поэтому ее разбили на два концерта – в 10 утра и в 16.00. Однако музыкантам пришлось играть при почти пустом зале для своих коллег и горстки пенсионеров. Хотя вход на фестиваль был бесплатным!
Как мне пояснило одно ответственное лицо, не стану называть его фамилию, чтобы его не сняли за несоответствие должности (может, оно еще исправится): «этот день фестиваля вполне мог проходить без зрителей, так как коллективы обменивались между собой опытом и репертуарами». Так мог сказать только человек, очень далекий от искусства. Фестиваль, как и любое другое мероприятие, проводится в первую очередь для зрителей. Если кто-то считает, что это междусобойчик, то зачем проводить его в самом большом концертном зале Павлодара с использованием лучшей звуковой и музыкальной техники, потратив миллионы бюджетных средств на это шоу?
Для всех павлодарцев фестиваль «Палитра джаза – 2017» мог бы стать окном в мир, приобщением к высокой мировой культуре. Потому что лучшие музыканты продемонстрировали всю богатейшую палитру джаза – от респектабельной классики Дюка Эллингтона и зажигательных латиноамериканских ритмов, до экзотических медитаций фолк-джаза. Во второй день фестиваля этого мощнейшего культурного обмена не состоялось. Музыканты тратили свою энергию в пустоту, не получая отдачи. О необходимости зрителей для джазменов не раз говорили в интервью все классики джаза от Луи Армстронга до Дейва Брубека.
Как писал Сергей Довлатов (писатель и большой фанат джаза): «У джазового музыканта нет черновиков. Он творит при свидетелях, раз и навсегда. Поэтому любой фальшивый звук в его импровизации обретает масштабы неблаговидного деяния. Джазовая лаборатория всегда открыта. Зритель таким образом становится участником искусства, необходимым элементом джаза».


На третий день был гала-концерт фестиваля на нижней набережной с награждением лауреатов. Мероприятие начали не сразу. Опять же, мало публики. Настроение музыкантов подпортилось.
– Я знаю Павлодар как очень музыкальный город, и учился с павлодарцами, и знаю, что у вас свой прекрасный оркестр, но очень обидно, что очень мало людей было вчера. Артистам нужна поддержка, чтобы они не зря работали. Вот это важно. Поэтому хочется, если еще один раз будет такой фестиваль, чтобы народ знал заранее, – с горечью говорил заслуженный деятель РК Игорь Андрейченко, руководитель Карагандинского джазового оркестра. В это время в его глазах стояли слезы. Надеюсь, что от ветра.
Ведущая со сцены, как на ярмарке, зазывала: павлодарцы, подходите сюда! Сейчас начнется концерт! Главное, и погода была отличной, и мошкара не мешала, но люди собирались медленно. В основном, случайные прохожие. Организаторы еще зачем-то огородили всю площадь перед сценой железными заборами. Так что артистов издалека, со второго яруса набережной было не видно. К завершению концерта загородки убрали.
Между тем, концертная программа была шикарной. Основной позитивный тон задавали павлодарские джазмены Виктора Шейкина. Мощно, профессионально выступил карагандинский «Биг Бэнд». В 1983 году этот коллектив был создан как оркестр карагандинского цирка. Постепенно в него влились сильнейшие музыканты Караганды, и в 1994 году он стал джазовым оркестром. 28 лет им руководит заслуженный деятель РК Игорь Андрейченко.
Ярко выступила певица Эльмира Камарницкая в сопровождении эстрадно-духового оркестра Акмолинской областной филармонии. Она исполнила хит Дюка Эллингтона «It don t Mean A Thing». В 2008 году Эльмира завоевала Золотую медаль в номинации «Латина» в международном вокальном конкурсе «Word Champion Ships Of Perfoming Arts» в Лос-Анджелесе. Сейчас она учится в Челябинском институте культуры и воспитывает двух маленьких детей.
– В связи с рождением ребенка у меня был небольшой перерыв в концертной деятельности, и этот фестиваль стал таким грандиозным открытием после декрета, – рассказывает Эльмира Камарницкая.


В программе гала-концерта звучало много латиноамериканских ритмов. Украшением концерта могли бы стать павлодарские ребята и девчата, которые каждый год танцуют латиноамериканские танцы на пляже и набережной. Они создали бы праздничную атмосферу. А так, случайная публика стала пританцовывать только к завершению программы.
С необычной импровизационной программой в стиле фолк-джаз с восточными мотивами выступило «AcousticTrio» Дмитрия Петюля из Акмолинской облфилармонии. Минимализм в наборе инструментов – гитара, саксофон-сопрано и кахон (перуанский барабан-коробка) плюс виртуозность исполнителей произвели на публику медитативный эффект.
Жемчужиной фестиваля стало ошеломительное выступление Казахского камерного хора Актюбинской филармонии под руководством Мербола Куспанова. Это были африканские духовные песнопения «спиричуэл», как в протестантских церквях, под аккомпанемент барабана. Акмолинцы гармонично вжились в образ, сопровождая пение танцами и хлопками.
Несмотря на нехватку зрителей, музыканты, конечно, извлекли пользу из фестиваля:
– Для музыкантов это очень важно встречаться друг с другом, видеть, слышать, что вокруг происходит, и понимать что нас много, – говорит Виктор Шейкин, руководитель павлодарских джазовых оркестров музыкального колледжа и областной филармонии. – Потом, когда видишь со стороны и можешь сравнивать, это сильно обогащает.


Завершая краткий обзор фестиваля «Палитра джаза – 2017», хочется пожелать организаторам не наступать на одни и те же грабли, не повторять прошлых и чужих ошибок. К примеру, прошедший недавно концерт хора Турецкого оказался в Павлодаре в информационном вакууме. Никакой рекламы, никаких афиш, анонсов в прессе. Многотысячная аудитория собралась только благодаря активности самих горожан в соцсетях. Причем многие, видев сообщение о концерте хора Турецкого, не верили: если бы это было правдой, все СМИ давно бы трубили об этом! Между тем, хор Турецкого в Астане принимал сам Нурсултан Назарбаев и пел с ними на сцене свою любимую песню, в ВКО аким области Даниал Ахметов лично вручал хористам памятные подарки. Только у нас полный игнор. А, пардон, цветы от акима вынесли. Не понимают масштабов происходящего.
То же и с джазовым фестивалем. Пусть в 21 веке в нашей области это первое мероприятие такого масштаба, но сказать про него «первый блин комом» язык не поворачивается. Слишком дорогой блин. Международный фестиваль – это лицо страны и принимающего города. Хорошо, Дебора Дэвис с Алексеем Черемизовым уехали довольные. Но какие воспоминания увезли с собой пять коллективов из Казахстана и России? О пустых залах? Для кого они репетировали концертные номера? К кому ехали на гастроли?
Вопросов к организаторам много: почему было мало афиш? Почему на них не указали большими буквами: «вход свободный»? Где транспаранты на центральных улицах? Где реклама по местному ТВ и радио? Где пресс-релизы и приглашения для прессы? Многие журналисты узнали о фестивале, когда он уже шел! Где анонсы в группах социальных сетей? Недостаточно размещать объявление на страницах филармонии в Facebook или Instagram. Кто знает об их существовании? Надо идти в народ.
Гала-концерт фестиваля закончился на оптимистичной ноте. Его ведущая спросила у зрителей и музыкантов: хотите продолжения фестиваля? На что получила в ответ громогласное: да! От себя добавлю: конечно, хотим! И хотим знать о нем заранее! Как сказал организатор фестиваля и руководитель областной филармонии им. Исы Байзакова Амангельды Кожанов, следующая «Палитра джаза» в Павлодаре, при наличии финансирования, может состояться через два года.
Фёдор КОВАЛЁВ, фото автора и Ольги Музалевской,
газета «Наша Жизнь» №21, 01.06.17