
В павлодарском музыкальном колледже прошло чествование старейшего в области действующего педагога фортепиано и концертмейстера Веры Ивановны Поликарповой. В этом году она отмечает сразу три знаменательные даты – свой 70-летний юбилей, золотую свадьбу и 55 лет, как она связала свою судьбу с Павлодарским музыкальным колледжем. Более 200 выпускников ее класса стали известными музыкантами. Теперь их имена звучат от Казахстана и России до Германии и Израиля.
На концерте в честь Веры Поликарповой прозвучало много теплых слов в адрес юбиляра от ее учеников и коллег, но самое главное, был рассказан и проиллюстрирован старыми фотографиями на большом экране весь ее творческий путь.
Вера Ивановна Поликарпова родилась в Павлодаре 30 апреля 1947 года. Ее папа Иван Антонович Климчук был известным в городе закройщиком. Он мог без примерки сшить костюм, который идеально подходил заказчику по фигуре. Работы Ивана Антоновича знали в Москве, Киеве и городах Прибалтики. Его мастерству даже посвятил стихи поэт Музалевский. Папа научил Веру, что в профессии нужно стремиться к совершенству.
Мама, Полина Михайловна, была мудрой и тактичной женщиной. Эти черты унаследовала Вера Ивановна. Коллеги по музколледжу отмечают ее сдержанность и умение мягко разрешить конфликты. Семья Климчук была интеллигентной и гостеприимной. У них частенько собирался цвет города. Поэтому с детства Вера была в курсе всех деловых и культурных событий.
Главную роль в выборе профессии музыканта сыграла соседка по квартире Гильда Эрнстовна Кромер, с которой и началась профессиональная музыкальная жизнь Павлодара. Именно она создала музыкальное училище им. Чайковского, называемое сегодня колледжем. Она стала его директором, спроектировала и начала строительство нынешнего здания.
Гильда Эрнстовна создала симфонический оркестр. Она и привела шестилетнюю Веру в музыкальную школу. Гильда Кромер определила судьбу этой девочки, причем, не только профессиональную, но и, невольно, семейную. Много лет спустя Кромер, будучи директором музучилища, поручила студентам создать стенгазету и вывесила список редколлегии.
Из двадцати с лишним человек пришли двое – пианистка Вера Климчук и скрипач Виктор Поликарпов. Позже их творческий дуэт превратился в семейный. Виктор Федорович оставил музыку и прославился как художник, став заслуженным деятелем РК. У Поликарповых родились две дочери – Ольга и Надежда. Одна теперь живет в Канаде, другая в Москве. Обе приехали в Павлодар на мамин юбилей и золотую свадьбу родителей.
Первой учительницей музыки у Веры Ивановны была Валентина Павловна Верижко, ссыльная дворянка. Кроме музыки она преподавала детям французский, немецкий и правильный русский язык. Верижко привила Вере любовь к родной речи.
Еще одним эталоном для подражания была Гита Абрамовна Балтер – с виду миниатюрная, хрупкая, но сильная и волевая женщина. До 1943 года она преподавала в Московской консерватории. Потом ее сослали в Павлодар. Здесь с 1945 по 1955 год Балтер возглавляла музыкальную школу № 1, сплотив вокруг себя сильнейших педагогов.
Вере Ивановне, как и другим юным павлодарским музыкантам 40–50-х годов, повезло с учителями и наставниками. Ведь многие из них были репрессированными, ссыльными интеллигентами. Они были вырваны из столичной культурной и научной жизни и привнесли ее в нашу провинцию.
Воспитав несколько поколений учеников, московские и ленинградские интеллигенты построили мощный фундамент павлодарской культуры, подарили местным детям музыку, открывшую им весь мир. Эти щедрые дары просвещения город вкушает до сих пор. Сегодня Вера Поликарпова – единственный музыкальный педагог, который напрямую соединяет это прошлое с настоящим и будущим, передавая полученный опыт своим воспитанникам.
45 лет назад, после окончания консерватории, Вера Поликарпова стала преподавателем отделения специального фортепиано Павлодарского музучилища. Среди ее первых выпускниц – две звезды колледжа – Татьяна Кулешова и Анна Ачкинадзе, 63 специалиста по спецфоно, среди которых множество лауреатов Республиканских конкурсов.
– Мы все, ваши бывшие ученики, а ныне педагоги музыкального колледжа, желаем вам творческого и физического долголетия, доброго здоровья. Благодарим за ваш талант, ваше мастерство, за ваши концертные выступления! – поздравила Веру Ивановну ее ученица Кристина Петерс, лауреат республиканских и международных конкурсов, обладатель дипломов «Лучший концертмейстер», которая сейчас заведует отделением обязательного фортепиано в музколледже.
Одним из главных направлений своего творчества Вера Ивановна считает работу концертмейстера – пианиста, который разучивает партии с певцами или инструменталистами, и аккомпанирует им на концертах. Как концертмейстер Поликарпова открывала путь лауреатам с первых республиканских конкурсов. В 70-е годы в зале Алматинской консерватории она играла «Вариации на тему рококо» Чайковского с виолончелистом Борисом Осокиным.
Вера Ивановна любит романсы. Она говорит, что «каждый романс – это маленькая баллада, рассказ о человеческой жизни. В двух-трех страницах нотного текста – концентрация чувств, переход из одного состояния в другое, интересный процесс, раскрывающий огромные возможности музыки».
Как считают коллеги Поликарповой, она, сдержанная в жизни, изливает свою страсть и огонь души в мелодиях романсов, которые пишет сама уже много лет. Один из таких романсов на стихи павлодарской поэтессы Ольги Григорьевой в аранжировке пианистки Эльвиры Кащук и исполнении оперной певицы Олеси Скориковой прозвучал на юбилейном вечере.
В завершение концертной программы Вера Поликарпова и Олеся Скорикова исполнили две вокальные миниатюры – «Амариллис» Джулио Каччини и «Сирень» любимого композитора юбиляра Сергея Рахманинова.
И сегодня Вера Ивановна продолжает свою преподавательскую и концертмейстерскую деятельность. На ее нынешних учеников возлагаются большие надежды. Редакция газеты «Наша жизнь» от всей души поздравляет Веру Ивановну Поликарпову с юбилеем, желает здоровья и неиссякаемой творческой энергии!
Федор Ковалёв, фото автора, газета «Наша Жизнь» №18, 11.05.17