Тварь – это живое существо. Чтобы существовать, оно должно действовать. И все твари, от самых простейших до приматов, действуют. Они должны кормиться – охотиться, собирать плоды и корни растений, строить жилища (норы, гнезда), охранять и воспитывать потомство, общаться внутри рода, семьи и между другими живыми существами.
Все это свойственно и гомо сапиенсу – человеку разумному. И если другие действуют инстинктивно, то человек – осознанно. А поскольку человек – общественное животное, он осваивает опыт предшествующих поколений. Родившись, он начинает учиться от родителей, членов семьи, родственников и близких, товарищей. Начинает ходить, бегать, говорить, играть, плавать, работать руками и головой (думать, осмысливать). Постепенно он овладевает всеми делами, чтобы существовать, обеспечивать себя и свою семью пищей – охотиться, разводить скот, заниматься земледелием.
Человек входит в общение с коллективом. В наше время начинает посещать детский сад, школу, различные кружки. Учится считать, читать, писать, петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах, заниматься спортом. В колледжах (техникумах, профучилищах), институтах учится овладевать рабочей профессией, становится специалистом своего дела, занимается научной работой, умственной деятельностью, осваивает мировую культуру: литературу, музыку, театр. Занимается государственной службой, служит в армии, работает в различных госучреждениях. Одна из главных функций – родить и воспитать детей, научить их жить.
И тут в распоряжении человека — все достижения цивилизации.
И не так много времени прошло с тех пор, как человечество стало образованным.
Две тысячи лет назад сын божий Иисус обладал очень скромным потенциалом знаний. Сегодняшний первоклассник знает гораздо больше того, что знали люди в то время. Кое-что люди знали о природе, азы математики, физики, химии, астрономии, биологии.
Еще не было Нового Завета и Корана. Исторические труды только создавались. Люди плохо знали географию, карты того времени далеки от картинки нашего атласа.
Я уже не говорю о технологиях. Существовали примитивные орудия в сельском хозяйстве. А сегодня – это механизация, электрификация, химизация, селекция, мелиорация и т.д.
Да я еще помню, что после войны при производстве сельхозмашин применялись четырехугольные гайки, пахали на волах, многие работы производились на «конской тяге». Остался лишь один термин от недавнего прошлого в механике: «лошадиная сила».
Почти с достаточной точностью люди знают, когда появились водяные двигатели (мельницы), паровые машины; абсолютно точно – когда изобрели электричество, двигатели внутреннего сгорания, турбины, реактивные двигатели. Токарный станок в России появился при Петре I, и при нем же металлургические (железоделательные) заводы, чуть раньше изобрели пушки и ружья. Парусники, корабли из стали с паровой машиной сохранились до нашего времени.
Целая отрасль – машиностроение. Добыча нефти и газа. В любой квартире сегодня не менее 15-20 различных электроприборов.
В обозримом прошлом человек создал третий мир – рукотворный (до этого существовало два мира – мертвая и живая природа).
А при жизни ныне живущих поколений родился и бурно развивается мир четвертый – виртуальный! И вот он-то так подстегнет цивилизацию! Наши дети, внуки и правнуки будут жить совсем в иной среде.
Опомнятся ли они и остановят безумное уничтожение окружающей среды, истратят ли полностью недра земли? Пока что по такой схеме идет общественный прогресс.
Цитирую Лукова:
«Льют яды в реки, жгут леса,
В морях всю выловили рыбу.
Ест кислотой траву роса,
Планету вздернули на дыбу!
Все хуже, хуже на Земле
Вода и воздух, вкус и запах.
Сердца и лица стали злей,
Душа стоит на задних лапах…
Облезлую шкуру Земли
Дырявят, транжиря запасы.
Пустыни, как плешь расползлись,
Лысеют леса и пампасы.»
Я уже неоднократно писал о том, как влияет на жизнь человечества скорость эволюции, величайшее изобретение человечества – компьютер, а главное «его величество Интернет». До его изобретения человек располагал знанием и опытом через научные труды и современные технологии.
Для овладения ими надо было проявить желание, любопытство, быть трудолюбивым, искать и читать научные труды, изучать науки, видеть на практике дела людей.
А теперь любой человек, не имеющий семи пядей во лбу, может, не прилагая физических и умственных усилий, сидя в ватерклозете, нажав на кнопку любого гаджета, получить любой материал, любую программу в любой науке, технологии, любую книгу, кинофильм, музыкальное произведение, всю живопись, вообще все, что содержится во всех четырех мирах сегодня. Все это получив «задарма», использовать на благо или на зло.
Вот некоторые картинки будущего, как это сочинил В.Луков:
«Все на Земле откроют тайны,
До дальних долетят планет.
Проникнут роботы-комбайны,
Если он есть и на тот свет!
Белок искусственный получат,
Адама с Евой создадут.
К мозгам компьютеры подключат,
К сердцам контакты подведут.
Детей рожать в пробирках станут,
Как племенной элитный скот.
Грехи и страсти в Лету канут,
Любовный акт заменит спорт…»
Написать эту статью меня подтолкнули размышления о влиянии творческих людей на цивилизацию, формирование личности и общественного сознания.
Я бы назвал это мультипликативным эффектом. Мультипликация в переводе означает «умножение». Я имею в виду расширение, распространение.
Вот написали евангелисты Библию. Две основные религии там описаны: иудаизм и христианство. Да и мусульманский Коран основывается на этой книге. Более трех тысяч лет («Ветхий Завет») и двух тысячелетий («Новый Завет») влияют они на род людской.
Выбор религий способствовал развитию наций, образованию государств, загонял духовную жизнь в рамки религиозных догматов. И до сих пор, несмотря на то, что нынешний папа Франциск признал возникновение Вселенной согласно теории «Большого взрыва», а жизнь – согласно теории эволюции, и что Бог не волшебник, несмотря на это мировые религии, всевозможные течения и секты продолжают существовать.
Библейские сюжеты много раз использовались классиками культуры. Книги, сюжеты для пьес, кинофильмов, живопись, музыка – полны ими.
Вот Шекспир сотни лет назад написал свои пьесы, Гомер – свои поэмы, другие великие писатели, назову одного Пушкина, тексты которого потом положили на музыку, в театральные постановки, кино и т.д.
Называют 250 самых выдающихся личностей человечества, которые оказали большое влияние на мировую историю.
Но тут можно привести и один факт, причем не пример для подражания, например, поджог храма Геростратом, одна картина — «Черный квадрат» Малевича, или «Джоконда» Леонардо да Винчи, уравнения Эйнштейна. Да даже одна острая фраза, поговорка, и та потом используется миллионами людей и сотни и тысячи лет…
Один человек потратил какое-то количество физической и психической энергии, а потом она зарядила миллионы умов и душ, и, как снежный ком с горы обрастает энергией новых и новых поколений.
Человек один обладает разумом. Ему одному дано знать, что он смертен. Ни одно живое существо не знает об этом! И эта мысль с детских лет будоражит человечество, каждый об этом думает и каждого эта мысль подвигает на какое-то действие.
Возможно, и эта моя статья кого-то подвигнет на подвиг (смешно?).
И тут я опять возвращаюсь к многократно затрагиваемой мною теме о том, что с изобретением компьютера, Интернета и мобильной связи многократно возросли возможности любого человека овладевать всеми достижениями человечества в целом и каждого в отдельности, всеми достижениями науки, производства, всеми культурными ценностями. Поэтому каждое новое поколение в разы будет образованнее предыдущего, а значит скорость развития общества будет расти тоже в разы быстрее. Уже на нашем поколении это видно. Моя мать не умела ни читать, ни писать, а мой правнук орудовал в Интернете, еще не достигнув и трех лет.
До того жизнь протекала медленно (столетние войны были!).
В разы увеличится и использование природных ресурсов. «Снежный ком» общественного прогресса будет бешено расти. Но куда он будет катиться?
До сих пор минусы цивилизации часто опережали ее плюсы. Особенно это заметно в экологии. Окружающая среда, качество ее составных частей, необходимых для нормальной жизни человека, ухудшилось. Мир видит, что потеплел климат, появились озоновые дыры в атмосфере, засоряется мировой океан, сокращается площадь, занятая лесами, многие реки и озера становятся помойками. Теряют гумус пашни, сокращается животный мир, угрозой для среды становятся атомные станции и нефтяные скважины, мегаполисы задыхаются в дыму от сжигания топлива, и все больше от автотранспорта, пресная вода, пригодная для питья, становится дефицитом во многих государствах.
Вот я перечислю названия моих стихов в сборнике «Я не завидую потомкам» из раздела «Что век готовит нам грядущий»: «Жить нечем», «Кровавый век», «Портрет эпохи», «Плоды просвещения», «Свои сбиваем самолеты», «Потомки не простят», «Век наступил компьютерный», «Кончайте делиться», «Ограбление», «Заборы», «Жизнь страшнее смерти», «Беспредел», «О чем ты думаешь, народ», «Народ обманутый молчит», «Бойся равнодушных». А в книге есть еще разделы: «Смысла жизни нет», «Прошла Победа мимо». Ужаснулся! Я все же считаю себя оптимистом. И жизнь прошла в целом удачно. Оптимистических стихов в сборнике побольше будет.
Но пока человечество остановилось в раздумье. Все теории и все практики привели нас в день сегодняшний. А здесь весьма неуютно…
Можно ли прожить хорошо, счастливо? Есть множество людей, которые на этот вопрос «да!». И в целом мир много достиг.
Страшит будущее.
Цитирую В.Лукова:
«Неужели и внуки будут кровь проливать?
Как же им на поруки эту землю отдать?».
«Ясные, ясные, ясные
После ненастья деньки,
Будете дети согласные –
Внуки зароют клинки.».
«Здесь и сейчас, каждый из нас».
И весь мир должен не проблемы создавать грядущим поколениям, а делать ежедневно лучше жизнь живущих сегодня людей. Тогда, как я уже не раз писал, «черный день» не наступит, если сегодня у людей есть здоровье (медицина), умение (образование), четкая цель, справедливое распределение «общественного пирога», моральные устои, семейные ценности, культура.
Надо собирать плюсы жизни по крупицам, не проходить мимо любого зла.
Впрочем, большинство правил общежития давно сформулированы нашими потомками. Зло не искоренить, оно – обратная сторона добра. Движение – это борьба противоположностей.
Но к этому закону философии на Земле рождено разумное существо – гомо сапиенс. Он ставит диагноз, выявляет болезни организма, а правильный диагноз – это полдороги к излечению.
С помощью разума человек может утяжелить чашу весов «добро-зло» в пользу добра. Если в экологии точка невозврата не пройдена…
А сегодня многие социальные государственные программы оперируют цифрами – бюджетом, количеством вновь построенных домов, школ, больниц, стадионов, а религиозные конфессии – числом церквей, мечетей, синагог.
А где же человек? Не упоминается в программах, что общество состоит из богатых и бедных, из госслужащих и «самозанятых», наемных работников. Из взрослых, детей и стариков, из мужчин и женщин.
Но нужен тут не капитализм – он не решил проблем масс, а другой строй – гуманизм. Строй, основанный на добре, на интересах народных масс. И будет жизнь лучше «здесь и сейчас». Тогда «там и потом» тоже будет хорошо.
Борис Исаев, газета «Наша Жизнь» №13, 06.04.17