
Журналистам показали универсальные платформы и инновационный вагон, собранные коллективом Казахстанской вагоностроительной компании в конце декабря в качестве опытных образцов. Эта техника пользуется спросом в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Однако главным на простаивающем пока экибастузском заводе называют умение продать товар и надежды возлагают на нового собственника предприятия.
Как сообщалось, Казахстанскую вагоностроительную компанию реализовали на торгах. Предприятие вошло в перечень компаний группы «Самрук-Казына», подлежащих передаче в конкурентную среду. Напомним, собственниками предприятия являлись АО «Казтемиртранс», которому принадлежит доля в 69,94 процента, и ТОО «Ремонтная корпорация «Камкор». Это дочерние структуры компании «Казахстан Темир жолы», которая, собственно, и объявила торги на долю в 78 процентов. (Еще 21,53 процента принадлежат ТОО «Камкор вагон», проданному национальной компанией в 2015 году).
Стартовая цена составила почти три миллиарда. Аукцион проходил в три этапа – на повышение цены и на понижение. За какую сумму продали актив – коммерческая тайна. По неофициальной информации, его приобрел собственник ТОО «Проммашкомплект», занимающегося выпуском железнодорожных колес и R.W.S Wheelset, сделавшего упор на производство железнодорожных осей и колесных пар.
Экибастузские предприятия развиваются, завоевывая не только отечественный рынок. В вагоностроительной компании теперь тоже надеются на наступление лучших времен. Ведь с 2015 года когда-то открытый с помпой завод простаивает, не собирая полувагоны и вагоны для основного заказчика – АО НК «КТЖ». Накопились значительные долги, кредиторы требуют их погасить. Коллектив сократился на треть: квалифицированные специалисты ушли в поисках лучшей доли. На заводе в возникшей ситуации винят пресловутый кризис и отсутствие полноценного развития отрасли машиностроения. Когда большая часть в казахстанском вагоне – привезенные из стран ближнего зарубежья комплектующие, вплоть до металлического профиля, по цене конкурировать с полувагонами из России или Украины крайне сложно.
– Два года стоим, и за это время не собрали ни одного полувагона. И сейчас находимся в ожидании договоров, – констатирует заместитель генерального директора предприятия Берикбай Амиржанов. – Ведь и нашей стране нужно такое предприятие, при всем том, что конкуренты поддавливают. И хорошо, если казахстанское содержание будет повышаться. Ждем, что менеджмент будет над этим работать.
Универсальные платформы, предназначенные для перевозки контейнеров, крупногабаритной техники считают востребованными перевозчиками. В конце декабря на заводе собрали два опытных образца, которые вскоре будут проходить испытания. Кстати, сертификационный центр открылся в Экибастузе, что сокращает время процедуры. Но и без того на получение сертификата уйдет не менее двух месяцев.
На заводе показали также первый так называемый инновационный вагон, о производстве которого год назад заявил бывший аким Павлодарской области Канат Бозумбаев. Это вагон повышенной грузоподъемности и с меньшим давлением на полотно за счет усовершенствованной подвески. Теперь на заводе ждут заказов от национального перевозчика. По предварительным данным, это могут быть 500 платформ и 1000 «инновационных» вагонов.
Пробудить интерес заказчиков должно правительственное решение о лизинговой программе для поддержания отрасли отечественного машиностроения. Она охватывает 39 заводов по всей стране, причем 10 из них – по производству литья и металлических комплектующих – находятся в Павлодарской области. Тогда жизнь закипит и на этом предприятии. А пока в цехах – тишина.
– Люди хотя и получают заработную плату регулярно, но занимаются хозяйственной работой, подготовкой, работают по четыре часа, пятница выходной. Получают по 40–50 тысяч тенге. Из 624 сотрудников остались 372, – говорит Берикбай Амиржанов.
Напомним, предприятие мощностью две тысячи полувагонов и 500 крытых грузовых вагонов в год было образовано в 2008 году на базе вагоноремонтного депо ТОО «Таман» в Экибастузе для сборочного производства грузовых вагонов. В июне 2010 года был введен в строй первый пусковой комплекс ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», в июле 2011-го – вторая и третья очереди. Предприятие называли частью зарождающегося железнодорожного кластера. Всего за время существования завод выпустил 4823 полувагона и два крытых вагона.
Ирина Адылканова, газета «Наша Жизнь» №3, 19.01.17