
«Казахстанскую вагоностроительную компанию», спасением которой занимаются всем миром, оказывается, выставили на торги. Рискнет ли кто взять на себя нелегкий бизнес, будет известно в ближайшее время.
Вагоностроительное предприятие вошло в перечень компаний группы «Самрук Казына», подлежащих реализации в этом году. Напомним, собственниками предприятия являются АО «Қазтеміртранс», которому принадлежит доля в 69,94 процентов и ТОО «Ремонтная корпорация «Қамқор». Это дочерние структуры ««Қазақстан Темір жолы», которая, собственно, и объявила торги на долю в 78 процентов. Еще 21,53 процента принадлежат ТОО «Қамқор вагон», реализованному национальной компанией в прошлом году. По уточненным данным, стартовая цена составляет 2, 973 миллиарда тенге, минимальная – полтора миллиарда. Цена на понижение до половины стоимости, так как на первых торгах покупатель не нашелся.
– По ТОО «КВК» 13 декабря состоятся торги. Второй раз, поэтому на понижение до половины стартовой цены. Если и эти торги не состоятся, будут третьи торги, без установления минимальной цены. А если и тогда не объявится покупатель, то предстоит ликвидация юридического лица. Это закон о госимуществе. Если актив не продается, он подлежит ликвидации, – рассказал по телефону главный менеджер департамента управления активами АО НК «КТЖ» Асхат Макарин.
В связи с этим положение завода по сборке грузовых вагонов становится еще интереснее. Ведь в настоящее время в регионе борются за спасение жизни предприятия. Выпустив всего 4 тысячи 800 полувагонов, оно долгое время из-за отсутствия заказов практически не работает. Накопились долги по обязательным платежам, по заработной плате. Здесь числятся порядка полутысячи сотрудников, и сейчас рабочий день для них четырехчасовой.
Возможный выход из ситуации озвучили в начале года. Сослались на правительственную поддержку закупа вагонов отечественного производства в лизинг через выпуск облигаций АО «БРК» с финансированием в 17,5 миллиарда тенге из средств Единого пенсионного фонда. В августе в региональном управлении индустриально-инновационного развития рассказали, что это направление финансирования одобрено. Кроме того, шел разговор о сборке и поставках партнерам универсальных платформ, и вот-вот жизнь на предприятии должна была закипеть. В ноябре, во время визита акима Павлодарской области в Экибастуз, об этом заговорили как о почти состоявшемся факте. Сегодня в самой вагоностроительной компании сообщили, что пока не дождались обещанных заказов.
– Пока никаких продвижений, как и прежде, все для нас на стадии переговоров. Надеемся приступить к сборке универсальных платформ, ждем экспериментальные образцы. Работники не в отпуске, они получают заработную плату за четыре часа, поскольку в простое не виноваты, – сказал в пятницу заместитель генерального директора ТОО «КВК» Берикбай Амержанов.
А теперь еще затянувшиеся ожидания сотрудников на выход из ситуации накладываются на процесс отправки акционерами завода в конкурентную среду. В эту среду завод отпускают не с тем настроем, с которым презентовали в годы зарождения экибастузского железнодорожного кластера. Тогда «КВК» называли инновационным, перспективным и очень нужным стране. Сюда возили гостей области на экскурсии. Текущая ситуация вызывает вопрос о целесообразности появления предприятия. И чем закончится история «КВК» — сегодня не совсем понятно.
Напомним, предприятие по сборке двух тысяч полувагонов и пятисот крытых грузовых вагонов было образовано в 2008 году на базе вагоноремонтного депо ТОО «Таман». В июне 2010 года был введен в строй первый пусковой комплекс ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», в июле 2011 – вторая и третья очереди.
Ирина Адылканова, газета «Наша Жизнь» №49, 08.12.16