
В Павлодаре подходит к финалу эксперимент по передаче крупнейшего автопарка в частные руки. Разрыв неизбежен, но на стадии судебной апелляции несостоявшиеся владельцы добились для себя значительного смягчения его условий. Им не придется «отдельным пунктом» расплачиваться за проценты на рассрочку. Их и сумму убытков зачли в гарантийный взнос, который должен остаться в бюджете города.
Приватизация коммунального автопарка № 1 не удалась. Это стало понятно, когда Казахстанская строительная группа признала, что не в состоянии выполнить требование о покупке новых тридцати автобусов. В акимате Павлодара смекнули, что необходимо хотя бы не прогадать с возвратом. Процедуру начали по всем правилам. В мае провели оценку предприятия на предмет состояния после передачи в частные руки, определили размер убытков и подсчитали сумму процентов, «накапавших» по условиям договора. В этой части уточним, что отделом финансов покупателю была предоставлена трехлетняя рассрочка по оплате с условием начисления процентов на еще не внесенные суммы на момент очередного платежа, исходя из официальной ставки рефинансирования Национального банка. Убытки составили более шести миллионов тенге, а проценты – более 32 миллионов.
В августе суд первой инстанции удовлетворил иск акимата почти в полном объеме. И эти суммы могли бы пополнить городской бюджет, не считая гарантийного взноса, спор о котором не возник, видимо, в связи с очевидностью его предназначения. Но на днях апелляционная коллегия решение изменила.
– Мы не успели изучить детали постановления апелляционной коллегии. Но изменения коснулись как раз суммы убытков и процентов. То есть постановление по ним не в нашу пользу. Конечно, это не означает, что мы не сможем предъявить иных требований к покупателю, если на то будут основания. Ведь процесс передачи еще не завершен, предстоит, к примеру, ревизия, – прокомментировала заместитель руководителя городского отдела финансов Алия Кажыбекова.
Добавим, что апелляционная коллегия сделала вывод: сумма процентов является упущенной выгодой, и это в корне изменило исход дела.
В отделе финансов пояснили, что пока не определились с дальнейшими действиями. Сегодня ясно одно: автопарк возвращается в коммунальную собственность, и повторять такой хлопотный эксперимент с приватизацией, кажется, никто не собирается. Теперь власти утверждают, что ключевому транспортному предприятию лучше находиться в коммунальной собственности.
Напомним, сделка по продаже старейшего коммунального автопарка стала крупнейшей в Павлодаре в ходе объявленной приватизационной кампании. Ее сумма составила 1 миллиард 176 миллионов тенге в рассрочку. Одним из ключевых условий продажи стало обновление транспортного парка на десять процентов. Победителем в торгах оказалась Казахстанская строительная группа, которая презентовала в конце 2015 года 36 новых автобусов. А в конце марта новый транспорт с городских улиц исчез. На предприятии через некоторое сообщили о невозможности провести расчеты за приобретенную технику и, как следствие, выполнить условие договора с администрацией. Причиной назвали девальвационные процессы.
Ирина Адылканова, газета «Наша Жизнь» №48, 30.11.16