Воскресенье, 8 сентября
Меню

Быть готовыми к ЧП

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 620
Быть готовыми к ЧП

МЧС Казахстана пересматривает подходы к работе и усиливает меры по взаимодействию всех служб экстренного реагирования страны, чтобы в случае внештатных ситуаций они могли максимально быстро прийти на помощь людям и обеспечить их безопасность, а также как можно эффективней и профессионально проводить мероприятия по ликвидации последствий природных и техногенных аварий. То, что уже удалось наработать, спасатели показали на командно-штабных учениях, которые прошли на минувшей неделе и стали самыми масштабными в истории.

Учения прошли аккурат с первыми 30-градусными морозами, которые накрыли Павлодарскую область. Можно сказать, что непогода помогла создать реальную обстановку. В учениях задействовали максимальное количество техники, вплоть до авиации и военных спецмашин – всего свыше 400 единиц транспортных средств, плюс свыше тысячи человек личного состава. Отработали самые разные сценарии развития событий – от крупного дорожно-транспортного происшествия до взрыва на промышленном гиганте.

Одним из объектов масштабных учений стала ТЭЦ-1 Алюминиевого завода. Крупных ЧП на старейшей теплоцентрали города, к большому счастью, в реальности не было, но службы ЧС все равно решили проверить свои силы и знания. Ведь генерирующие мощности в пик морозов несут колоссальную нагрузку. По сценарию командно-штабных учений на ТЭЦ ликвидировали условную техногенную аварию с двумя пострадавшими: загорелась трансформаторная станция, возникла угроза взрыва, так как там хранится 40 тонн топлива. Авария могла привести к серьезному сбою работы всей ТЭЦ. Отметим, что с делом профессионалы справились быстро и четко, благо все, что надо, есть – от машин, современных защитных костюмов, до хорошо обученных людей.

В этот день службы экстренного реагирования продемонстрировали и высокую готовность к ликвидации последствии крупной аварии на дороге. Местом учений стала трасса Павлодар-Семей недалеко от села Кенжеколь, для этого организаторы задействовали полсотни статистов, они выполняли роль пострадавших. По легенде на трассе произошло крупное ДТП с участием нескольких машин, включая междугородний автобус. Учитывая характер аварии, в результате столкновения многие пассажиры получили травмы различной степени тяжести и нуждались в срочной эвакуации. А на улице по тому же сценарию – аномальные морозы под минус 40. Как только в дежурную часть поступило сообщение о массовом ДТП с множеством пострадавших, на место по тревоге направили несколько бригад спасателей, медиков, полицию и даже военных и авиацию. Служащим Национальной гвардии предстояло прочесать близлежащую территорию на случай, если кто-то из пассажиров ушел искать помощь и мог заблудиться в степи. К сожалению, такие случаи в истории Павлодарской области уже случались, в том числе с трагическим исходом, когда люди не успевали дойти до населенного пункта и просто замерзали по дороге.

– Погода нас не балует. В этом году морозы наступили раньше, чем обычно. Мы должны быть готовы ко всему, и главная цель этих учений – отработать все возможные варианты и еще раз четко проверить взаимодействие всех служб, — пояснил заместитель начальника управления по чрезвычайным ситуациям города, подполковник гражданской обороны Кайрат Бертыбаев.

Другой сценарий внештатной ситуации разыграли на реке Усолке. Здесь по легенде под лед ушла машина с рыбаками. Пострадавшие проигнорировали меры безопасности и, несмотря на запрет, выехали на водоем, поставив под угрозу собственные жизни. Как сообщили спасатели, несмотря на наступившие морозы толщина льда на Усолке сейчас всего 7-10 см. Водоем еще не успел как следует промерзнуть. Учитывая это обстоятельство, людям не рекомендуется выходить на лед, но многие рыбаки грубо игнорируют все предупреждения специалистов. «Вот что значит не лезь в воду, не зная броду», — говорит водолаз Игорь Кулешов. Во время учений со своей задачей вместе с напарником он справился на отлично.

– В первую очередь – погодные условия, лед еще слишком тонкий. Народ элементарно не соблюдает технику безопасности, это настоящий бич. Поэтому на такие случаи мы и тренируемся, работаем, чтобы помогать и спасать людей, — отметил водолаз 2 класса.

Эвакуация людей, разбор завалов, ликвидация последствий техногенных аварий и природных катастроф – профессия у спасателей опасная, но, приходя на помощь другим, они должны не забывать и о том, что их тоже ждут дома. Поэтому еще один важный момент прошедших учений – проверка знаний мер безопасности самими сотрудниками служб экстренного реагирования.

В уходящем году в Павлодаре случилось несколько крупных ЧП, вызвавших широкий общественный резонанс. Это и страшный пожар на заводе Нефтехим LTD 5 января, с большими человеческими жертвами, и крупная авария на тепломагистрали 9 января. Тогда она на время оставила без тепла 24 многоэтажки. Другой порыв инженерных сетей случился через два дня, 11 января. Он оставил без тепла 7,5 тысячи жителей. И все эти аварии как раз таки произошли в пик морозов.

– Такие ситуации невозможно исключить. Потому что все равно где-то бывают упущения, и приходится ликвидировать допущенные пробелы. По результатам этих учений выявятся те узкие места, над которыми нам придется поработать. В частности, необходимо дополнительную технику приобрести, посмотреть обеспеченность наших служб. Будет проведен большой анализ. Также здесь мы сделаем выводы, как обучить людей, что нужно, чтобы наше население лучше знало о мерах безопасности, — резюмировал по итогам учений первый заместитель акима Павлодарской области Дюсенбай Турганов.

ИЛЬЯ ОТРАДА, газета «Наша Жизнь» №47, 24.11.16