В Павлодарском областном художественном музее открылась персональная выставка Майсы Икласовой, посвященная юбилею художницы и 25-летию Независимости Республики Казахстан. В экспозиции представлена ретроспектива работ художницы — живопись, графика и уникальные пейзажи из войлока. На вернисаже также была показана коллекция «Шелковый путь» — головные уборы ручной работы, с художественной точностью воссоздающие старинные национальные женские наряды и украшения.
Поэтичное название выставки «Кайран 25» с казахского приблизительно можно перевести, как возглас с улыбкой и легкой грустью – «Эх, где ж мои 25 лет!». В юбилейной экспозиции – более 50 работ за последние несколько лет. Это то, что было раньше. И то, чем сейчас живет автор — поиски новых форм выражения своего «Я» и своего взгляда на мир.
Майса Икласова — член Союза Художников Казахстана. Ее работы хранятся в частных коллекциях Турции, Германии, Италии, ОАЭ и Америки. Персональные выставки прошли в Алматы, Таразе, Астане, Омске и в Павлодаре. С 2003 года она преподает в ПГУ имени С. Торайгырова на кафедре «Архитектура и дизайн».
Искусствоведы говорят, что Икласова в большей степени художник театральный. У нее очень сильное образование. Она окончила художественное училище им. А.Кастеева в Шымкенте. В 1981 году поступила в Алма-Атинский театрально-художественный институт им. Т.Жургенова и прошла обучение по специальности «Сценография, театральная техника и оформление спектакля». В 1985 году была приглашена на первый национальный телеканал «Алатау». Параллельно работала в столичном ТЮЗ-е художником по костюму. Участвовала в создании нескольких телефильмов и спектаклей на республиканском телевидении.
С 1997 по 2002 годы Майса Икласова — художник-постановщик, а затем главный художник Павлодарского музыкально-драматического театра имени Ж.Аймаутова. В этот же период она оформила спектакли в музыкально-драматическом театре имени К. Куанышбаева в городе Астане. Икласова Майса – художник театра высшей категории, член Союза художников Республики Казахстан, участница нескольких республиканских и международных выставок.
— Театр – это абсолютно ее стихия, — говорит искусствовед Павлодарского областного художественного музея Майя Хусаинова. – Ее коллеги по работе в Алматы на телеканале «Казахстан» с теплотой вспоминали годы совместного творчества. Телевизионный режиссер, заслуженный деятель РК Ботагоз Исмаил и продюсер, ведущая многих популярных телепрограмм, кандидат филологических наук, лауреат премии им. Бейбута Кусанбека, поэтесса Жаныл Асылбекова рассказали о том, что очень многое в телевидении зависит от работы художника. К тому же Майса Икласова делала иллюстрации для книги стихов Асылбековой.
Майса Икласова создает живописные и графические произведения, в прикладном искусстве работает в технике батика. Она — автор серии графических листов к поэзии Мукагали Макатаева, серии портретов «Мои современники».
Майса Икласова в совершенно необычной манере раскрывает тему войлока. Шерстяные закаты и завитки на волнах, мягкие букеты и солнечные блики – безупречные по композиции и колориту произведения из непривычного материала очень хотелось «попробовать» не только на глаз, но и наощупь.
— На мой взгляд, ее ноу-хау, ее «конек» — это работа с войлоком, — считает Майя Хусаинова. – Иногда в живописи у художников не всегда получается показать тонкость цветового перехода и все нюансы. А у Майсы Икласовой все успешно выражается в войлоке: настолько нежные переходы — просто удивительно, и при этом очень роскошная цветовая палитра. Материал сложный, к нему нужно приноровиться. И как она достигает таких эффектов – это просто фантастика!
Сама Майса Икласова о традиционном казахском женском рукоделии говорит тепло и с любовью. Сохранять то, что передали предки и добавлять то новое, что умеешь, и что придумал сам – вот приблизительная формула притягательных картин Икласовой, написанных не красками на холсте, а мягкостью войлока.
— Мы это видели с детства: наши бабушки валяли войлок, — рассказывала как-то во время одной из экспозиций Майса Икласова. — В детстве это было интересно. Но нас, детей, тогда не допускали к процессу. В памяти все восстановилось, когда в 2010 году я была в Боровом на симпозиуме, и там молодой парень из Шымкента показал, как валять из войлока совершенно разные вещи. Это было то самое новое, которое «хорошо забытое старое». Меня это увлекло, я стала изучать все больше — и увлечение просто поглотило меня. Начала пробовать в другом контексте и увидела, что войлок — это ведь живопись из овечьей шерсти. И хотя есть первоначальная задумка, иногда материал вносит коррективы. Ведь при валянии порой не видишь, что может получиться. Хотя есть приблизительный эскиз, я считаю, что вообще вначале замысел должен созреть внутри. Войлок – это натуральный материал, живой, он излучает тепло. И возможности его огромные, я только лишь приоткрываю завесу.
Мягкость войлока в исполнении Икласовой покоряет не только казахстанскую публику. В минувшем году в жизни художницы произошло очень важное событие. В столице ОАЭ Абу-Даби прошел масштабный фестиваль народного творчества, в котором приняли участие ведущие мастера Европы и Азии. Посол Казахстана Кайрат Лама-Шарип предложил Майсе Икласовой выставить свои войлочные пейзажи.
— Это был феноменальный успех, — рассказывает Майя Хусаинова. – Ее работы покорили искушенного зрителя. Уникальность ее работ еще и в том, что традиционной технике она нашла новую форму. Икласова отталкивается от национальных традиций в поисках нового решения. Она всегда работает в национальном колорите, и в этом случае также обратилась к истокам. Ее работы сохраняют народное творчество, и в новом прочтении дают успех.
Ирина Ковалёва, фото автора и со страницы областного художественного музея в соцсети ВКонтакте, газета «Наша Жизнь» №46, 17.11.16