В Павлодарском областном художественном музее открылась выставка известного живописца и педагога, члена Союза художников Республики Казахстан Татьяны Чевтаевой. Эта экспозиция под названием «Пособие» необычна тем, что впервые представляет зрителям Чевтаеву-графика. Более 20 работ нынешнего года, а также студенческие зарисовки художницы показывают: творческий человек не может замыкаться в каких-либо рамках.
Мастерство художницы в этом новом для широкой публики ее проявлении — точности карандаша и нежной влажности акварели — поражают. Мне посчастливилось познакомиться с ее умением гораздо раньше. Я была ученицей художественной школы, а Татьяна Петровна – молодым педагогом, только окончившим Нижнетагильское училище прикладного искусства. Чувство цвета, вкуса, изящества и стиля у Чевтаевой уникальное, как и дар преподавателя.
— Очень часто бывает, что педагоги больше теоретики, а не практики, — говорит на вернисаже Татьяна Чевтаева. — Моя задача была – показать, что я и практик тоже. Я ведь готовлю студентов в графике и в акварели. То, что я даю, чему учу, все это умею сама. И расту, продолжаю развиваться.
Татьяна Чевтаева — дипломант фестиваля творческой молодежи «Шабыт» в Астане. Участница выставок проекта М’Арт и музейной выставки «Чаепитие с белым кроликом». Ее персональная выставка «Сезон охоты» проходила в галерее «Улар» в Алматы. А выставка «Адам и Ева» в соавторстве с супругом Станиславом Чевтаевым — в Павлодарском областном художественном музее. Здесь же была выставлена третья персональная экспозиция реалистической живописи «Фрагменты».
Масляная живопись – это вид творческой мысли, как говорит автор. А здесь, в «Пособии» – классическая, академическая графика. Это работы того плана, которые вспоминаются, когда представляешь листы энциклопедий. И думаешь: эх, умели же люди! Нынче так уже, наверное, никто не рисует. Увы, сейчас в моде гиперреализм, а вкус зачастую испорчен красивостью, а не красотой. И, по расхожему мнению, вроде как нет нужды совершенствовать мастерство: можно же просто похоже срисовать-скопировать какую-нибудь фотографию. На мой взгляд, именно поэтому сейчас ценны мастера-профессионалы, которые по-настоящему владеют рисунком и живописью. Академичность – то, что воспевает своим творчеством настоящий художник. И передает это видение ученикам.
На вернисаже собрались друзья и ученики Татьяны Чевтаевой, и ценители ее искусства. В своей речи художница рассказала о том, что считает настоящим. Этот своеобразный манифест она обращает ко всем.
— Я хочу сказать слово в защиту натурной живописи, натурного рисунка, — говорит Татьяна Чевтаева. — Для меня художник – это самобытность, помноженная на знания. Законы существуют и в творчестве. И творчество — не есть анархия, это не только внутренний мир. Живопись обязательно должна опираться на законы, даже если это какое-то очень «авторское» творчество. Сейчас очень часто художники прибегают к использованию фотографии. Я постоянно об этом говорю, и повторю сейчас: фотография – не союзник художника. Когда он пользуется фотографией – это дорога вниз, и роста не будет. Я полностью отвергаю фотографию и ее участие в живописи и рисунке. Особенно, если человек хочет овладеть знаниями, планирует учиться дальше и видит в пути художника свою дорогу. В этой выставке я могу отчитаться перед своими учениками, студентами – перед теми, кто учился у меня, или собирается прийти на обучение. Я хочу показать, что мир прекрасен, и эту красоту можно изобразить достаточно легко и быстро, не прибегая к фотографии. Достаточно 40 минут, чтобы сделать быструю акварель, графику. Просто нужно знать эти законы, иметь желание и постоянно работать.
С 1992 по 2006 год – преподавание живописи, композиции и декоративно-прикладного искусства детской художественной школы №1. В 2008 году начала работу школа-студия Татьяны Чевтаевой с академическим направлением обучения. В последний год была пауза – в творческой семье родился сын. Сегодня, когда малыш уже подрос, студия классического рисунка Татьяны Чевтаевой возобновляет работу в творческом пространстве областного художественного музея.
— Интересна Чевтаева именно как состоявшийся педагог, — поясняет искусствовед, главный хранитель фондов музея Елена Дубовая. — Она отточила мастерство в работе, в методике и приемах. Когда она нашла инновационную форму работы с детьми – свободную, студийную, то это вдвойне заслуживает внимания. В этой выставке мы впервые видим Чевтаеву-графика. Она будто приоткрыла нам работу своей студии. Небольшая ретроспекция позволяет отследить ее нарастающий творческий пик, это очень интересно для зрителя. Экспозиция небольшая, но разная: свободный и творческий карандаш, тут же строгий и академический карандаш, который будет пособием для ее учеников. И наконец, чистая звонкая акварель с драгоценным цветом. Это стоит увидеть.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, газета «Наша Жизнь» №36, 08.09.16