Пятница, 3 января
Меню

На розовой машине – к голубой мечте

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1071
На розовой машине – к голубой мечте

В конце лета на казахстанских дорогах появилось множество смешных автомобилей, пересекавших страну с запада на восток. Раскрашенный самодвижущийся металлолом, удачно гармонирующий с нашими ухабистыми дорогами, привлекал внимание всех встречных и поперечных. Народ высовывался из окон, фотографируя диковинные машины с непонятными номерами; иноземных путешественников привечали в придорожных кафешках, заводя душевные разговоры «за жизнь» на языке жестов. Колоритные пришельцы объясняли: едем, мол, из Лондона в Улан-Батор, автопробег у нас такой, Mongol Rally называется, улучшайте дороги, граждане, мерси за прием. Наш корреспондент случайно столкнулся с одним из веселых экипажей на российско-казахстанской границе и решил узнать поподробнее: что за пробег совершается по нашей территории, и почему мы до сих пор о нем не в курсе.

Потомки «Антилопы»

…Они встретились на границе: суровый казахстанский таможенник и веселая английская гонщица. Он заглянул в салон и предложил девушке выйти. Выйти за него замуж. Она обещала подумать. Потом села в свой смешной драндулет и скрылась в облаке пыли.

Он ее никогда не забудет. И, скорее всего, никогда не увидит. Хотя… Mongol Rally – это обычно история с продолжением.

…Продолжение самого первого трансконтинентального автопробега, случившегося в 2004 году, растянулось на добрую дюжину лет. Началось все когда-то с безумной идеи нескольких английских автолюбителей проехаться на старых смешных малолитражках от Лондона до Улан-Батора. 16 тысяч километров и столько же приключений на свой багажник – такая перспектива показалась молодым авантюристам чрезвычайно привлекательной.

У инициаторов ралли быстро нашлись единомышленники. И если в первом автопробеге участвовало всего шесть машин, то в последующие годы их количество стало исчисляться сотнями. К англичанам начали присоединяться автолюбители из других стран. Правила ралли выработались сами собой, и оказалось их всего три.

Первое: машина должна быть как можно меньше по размеру (объем двигателя не более 1,2 л) и как можно забавнее по экстерьеру (сами участники называют свой древний металлолом ласково: «бабушкомобили»).

Второе: экипаж не должен получать никакой поддержки со стороны.

Третье: участники гонки должны пожертвовать не менее 1000 фунтов стерлингов на благотворительность. Да, вот такие авантюристы с золотыми сердцами: безбашенные панки, хипстеры, готы и гики перечисляют деньги на лечение больных детей в слаборазвитых странах. А в конце гонки еще и машины отдают для последующей продажи в целях все той же филантропии.

Ну, это те, чьи «бабушкомобили» доберутся до пункта назначения. А добираются не все. По пути многие вынужденно сходят с дистанции – как Атос, Портос и Арамис в истории с подвесками. Здесь тоже интрига часто крутится вокруг подвески  – но в этом случае автомобильной. Кто-то из-за поломок застревает в пустынных барханах, а кто-то замерзает в сугробах за Полярным кругом. Маршруты у всех разные: каждый выбирает дорогу по своему вкусу – или по вкусу посольских сотрудников, выдавших или не выдавших визу в ту или иную страну.

С будкой по жизни

Главное условие – выйти на старт вместе со всеми в Лондоне и финишировать (по возможности) в Улан-Баторе. В нынешнем году отмашку ралли дали 16 июля. На поиски приключений отправились 312 авто- и мотокоманд. С одной из них – ирландской  «Two in the Pink» — мы и повстречались спустя несколько недель в казахстанских степях. Но не будем забегать вперед.

Участники ралли – люди все сплошь молодые и чрезвычайно веселые. Жизнерадостный нрав владельцев накладывает неизгладимый отпечаток и на внешний вид машин. Поросячье-розовый «ниссан» ирландцев, разрисованный рожицами и украшенный впечатанной в капот картой – это еще один из самых скромных образцов фантазийных авто-инсталляций.

В нынешнем году в направлении Улан-Батора выдвинулись: машина с травяным покрытием для гольфа; два лодкомобиля (один с развевающимся пиратским флагом, другой – с надувной резиновой женщиной на борту); авто-кентавры с головой лося и целым жирафом, а также другие курьезы на колесах. И даже это — не предел эксцентрики: в прошлом году, например, в гонках участвовала машина с телефонной будкой на крыше. И стоит сейчас эта красная лондонская будка где-то в монгольских степях, привлекая недоуменное внимание сусликов и тушканчиков.

Про людей и лосей

Провезти что будку, что жирафа через всю Евразию, может, и не подвиг, но что-то героическое в этом точно есть. Потому что дорожная полиция бдит везде. Особенно она бдит на территории экс-советских республик. Многие из нас, думаю, очень хотели бы посмотреть на реакцию гаишника, мимо которого промчался «бабушкомобиль» с головой лося. А еще — послушать драматический диалог стража порядка с иностранным лосевладельцем, потерявшимся в переводе со своего английского на наш канцелярский.

Увы, этого удовольствия мы оказались лишены. А все потому, что лосиную голову с машины команде пришлось снять еще в Германии: тамошняя полиция не заценила новаторский дизайн. Тем не менее, экипаж не бросил рогатого друга и провез его через все таможни (!), а в пустынных местах с плотностью один гаишник на сто квадратных километров лося вновь победно водружали на автомобиль.

За исключением этого инцидента, начало путешествия оказалось довольно спокойным для участников ралли. Чинная старушка-Европа приключений не сулила. И только когда один из гонщиков получил здоровенный фингал от вышибалы в венгерском баре, все воспряли духом: наконец-то скучная зона безопасности закончилась. Впереди – волнующая неизвестность и море адреналина.

Сам пострадавший, посланный вышибалой в даль светлую, обнаружил, что пожелание обидчика приблизительно совпадает с намеченным ранее маршрутом. А потому незамедлительно отправился в указанном направлении, освещая свежим «фонарем» свой дальнейший путь.

Читайте в следующем номере: как участники ралли нашли вход в ад; как казахстанский таможенник сделал предложение английской гонщице; как одна из машин потерпела крушение рядом с кораблями на пересохшем Аральском море; как ирландский экипаж простоял более трех часов на российско-казахстанской границе – и многое другое.

Татьяна Гуторова, специально для НЖ, газета «Наша Жизнь» №34, 25.08.16