В Павлодарском областном художественном музее открыта персональная выставка. Она посвящена памяти художника Галыма Каржасова. Мэтра индивидуального направления казахстанской живописи не стало в июле 2016 года. Экспозиция представляет 60 полотен мастера: ретроспективу его работ, начиная с 80-х, и включая последние произведения, созданные в этом году.
Предыдущая персональная выставка Галыма Каржасова состоялась здесь же, в январе 2014 года. Юбилейная, в честь 60-летия, экспозиция, стала отчетом о его творческой работе. Сам художник говорил тогда о том, что трансформирует реальность в новые образы ярких красок на полотне. И выражал надежду, что его творения принесут людям душевное спокойствие и радость…
Новая выставка открыта спустя 40 дней после кончины художника. Творческое наследие Каржасова и после его ухода воздействует на людей, затрагивая в их душах чувствительные струны. Немало добрых слов в память о незаурядном творческом человеке на вернисаже выставки было сказано его родственниками, коллегами и друзьями.
— В своем творчестве художник постоянно искал новые пути, он создавал знаковые образы, используя различные средства выражения, — рассказывает искусствовед Майя Хусаинова. — Ему, как никому другому, была присуща способность абстрагироваться, воплощая на полотне свои размышления, свой собственный поиск истины… Он любил экспериментировать: фактурность, незавершенность линий, коллаж, неожиданное цветовое решение — все это моментально привлекало даже неискушенного зрителя на его выставках. Он был мастером, в полотнах которого национальный колорит присутствовал всегда. Этно-инструменты, которые он с любовью делал своими руками. Прекрасно знал историю родного народа, был тонким знатоком генеалогии казахских родов. Будучи веселым, жизнерадостным человеком, в любой компании он всегда был в центре. Но как только речь заходила о творчестве, менялся на глазах: становился серьезным, даже суровым. Очень внимательно относился к оценке своих работ. Мы потеряли большого художника, мы потеряли друга.
По словам академика Ерлана Айтуарова, художник должен оставить свой след в искусстве, отразить чаяния и желания народа в своих произведениях. Галым Каржасов сумел это сделать. Эта выставка – итог его творчества.
— Произведения расскажут вам о его сердце, мечтах и желаниях, — говорит заслуженный деятель РК, академик Академии художество Казахстана Ерлан Айтуаров. — Я думаю, что Галым Каржасов, перебирая струны души, спел свою поэму. Он отлично владел домброй, но также мог передать свои мысли кистью, мастихином и резцом. Каржасов отличается от других художников своеобразным почерком, неповторимой индивидуальностью, сочетанием цветов. В его произведениях есть любовь и скорбь, баталии прошлого и предвидение будущего. Ему было дано свыше время и назначение, которое он должен был исполнить. И он оставил немалый след в искусстве Казахстана.
Искусствоведы рассказывают: вся жизнь Кабдыл-Галыма Каржасова была связана с Павлодарским Прииртышьем. Здесь, в ауле Ульгули, он родился. В Павлодар вернулся в 1980 году после окончания Алма-Атинского художественного училища им. Н.В.Гоголя. Член Союза художников РК с 1988 года. Его работы экспонировались на многочисленных выставках в разных городах Казахстана, России. Большая часть произведений автора находится в фондах крупнейших музеев Казахстана и в частных коллекциях в Германии, Франции, Израиля и других стран. В 1997 году он стал лауреатом Президентской стипендии, а в 2001 году награжден орденом «Құрмет». В 2007 году художнику было присвоено звание академика Академии художеств Республики Казахстан.
— Детство художника прошло в творческой атмосфере семьи. Мама занималась изготовлением традиционных казахских ковров. Отсюда тонкое чувство цвета, великолепное знание казахских орнаментов. Музыкальное дарование отца передалось сыну. Галым Каржасов, обладая редким по силе голосом, исполнял любимые народные песни, мастерски аккомпанируя себе игрой на домбре. Ценитель и создатель красоты, художник и сам обладал колоритной внешностью. С большим успехом весной этого года прошла премьера казахстанского художественного фильма «Құнанбай», где Каржасов сыграл одного из биев на великом тое, — рассказывает М.Хусаинова.
Каржасов действовал в направлении казахского декоративно-прикладного искусства. Его путь не остался в рамках и канонах композиции декоративности, он выражал свои мысли в картине. Философия читается в линиях и цвете. Как писатель словесно пишет повесть и доносит состояние человека до читателя, так Каржасов сумел передать состояние и настроение героя, а также определенного времени года, и периода суток цветом. В этом его достоинство, сила и талант.
Он сумел привести декоративность к станковой живописи, считают знатоки. Но видение цвета у Галыма Каржасова — от Бога, колористом человек должен быть рожден. По мнению художников, пришедших на памятную выставку, секрет его композиционных решений заключается именно в этом. Он умел видеть и интерпретировать прекрасное, точно передавая настроение посредством цвета и света. Это и есть настоящий многогранный путь художника.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, газета «Наша Жизнь» №33, 18.08.16