Пятница, 20 июня
Меню

Даешь стране угля!

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 810
Даешь стране угля!

Добыча угля в нашей стране, внутренне потребление и объемы экспортных поставок продолжают снижаться. Однако добывающие компании пытались бороться с мировой тенденцией понижения спроса и внутренними разногласиями с парнерами врозь. И впервые обсудили насущные проблемы вместе в Павлодаре.

Совещание под председательством премьер-министра Карима Масимова провели в нашем регионе, занимающем одно из ведущих мест по добыче угля. В Павлодар съехались представители и руководители угольных компаний страны. Как выяснилось, серьезные проблемы испытывают все. Кризис снизил объемы производства в нашей стране и России. К тому же, соседняя страна усилила меры поддержки собственных компаний. А партнеры казахстанских предприятий за рубежом и даже внутри страны ведут себя не «по-джентльменски», усугубляя нелегкое положение. Но главным препятствием для развития является мощная мировая тенденция отказа от «угольной» энергетики. Как подстроиться под эти обстоятельства, решали сообща.
Первым неутешительные данные озвучил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев:
– Как от казахстанских, так и от российских потребителей нет жалоб на недопоставки угля нашими компаниями, только отказные письма от заранее заявленных объемов. В апреле текущего года министерства энергетики Казахстана и России подписали индикативный прогноз потребления казахстанских углей энергогенерирующими предприятиями соседней страны с 2016 до 2022 годы с целью выявления фактического потребления. На текущий год запланированы 22 миллиона тонн, в последующем прогнозируем уже 20, – сообщил Канат Бозумбаев.
По его словам, подъема угольной промышленности в Казахстане в краткосрочной перспективе не предвидится, пока цифры говорят об обратном. За 2015 в стране добыты 102,2 миллиона тонн угля, что на 6,2 процента меньше предыдущего показателя. Экспорт составил 29,2 миллиона тонн, или 96,1 процента к предыдущем году.
– Потенциально оценивается объем добычи на разрезах Экибастуза в 70–80 миллионов тонн в год, но нестабильная ситуация позволяет добывать только 60. Многолетние тенденции снижения объемов добычи и потребления обусловлены принятием Российской Федерацией угольной программы до 2030 года, в которой предусмотрены замена на станциях казахстанских углей на кузнецкие, замещение угля газом на энергопроизводящих предприятиях в России. Кроме того, констатируем снижение спроса в связи с экономической ситуацией, – отметил глава Минэнерго.
По его мнению, необходимо делать упор на повышение качества углей, очистку и обогащение с применением новых технологий углехимии. Ставку в развитии энергетической отрасли продолжают делать и на использование метана. Газ внесли в проект Горного кодекса как самостоятельное полезное ископаемое. Но прибывший на заседание глава ERG Александр Машкевич уверен, что углехмия в настоящий момент нерентабельна, и применение дорогостоящих технологий себя не оправдает.
– Мы выполняем поручение правительства и проводим системную модернизацию, которая помогает прийти к стандартам зеленой экономики: усредняем уголь, построили завод по спецкоксу, проектируем установки по активации угля, удобрений, сорбентов. Но углехимия работает, когда цена нефти выше 100 долларов, когда ниже – она не работает, – говорит Александр Машкевич.
Он не отрицает необходимость следования мировым трендам с учетом перехода на использование более безопасных методов энергогенерации, предлагая работать как в «идеологическом» направлении на перспективу, так и в практическом, корректируя актуальные моменты. А таких моментов немало. Как оказалось, палки в колеса отечественной угледобыче вставляют не только российские конкуренты, перекрывающие всеми способами доступ к портам. Но и свои, казахстанские компании-партнеры.
Речь о железнодорожной транспортировке.
– На 2016 год говорилось о росте тарифа железнодорожных перевозок не более чем на 4,5 процента. Но 1 августа уведомили, что тариф на перевозку угля в парке КТЖ повышается на 7,8 процента. Это произошло потому, что в рамках трансформации весь парк перешел предприятию «КТЖ Экспресс». Пользуясь своим положением, это предприятие повысило тарифы на пользование вагонами. Причем самих вагонов не хватает. Например, на экспорт нам не хватает 2,5 тысячи вагонов, мы недопоставим 150 тысячи тонн угля. На перевозку в Россию не хватает пять с половиной тысяч вагонов, мы недопоставим 350 тысяч тонн угля. На внутренние перевозки недостача – 13 тысяч вагонов. И мы просим не допустить роста тарифов, который уничтожает возможность развития угольной промышленности, и сохранить госрегулирование в этой сфере. Мы также просим определить гарантированный объем вагонов! – обозначил позицию глава ERG.
Машкевича смутила также политика повышения цен на дизельное топливо. По его мнению, она, хотя и правильная, но требует корректного применения, например, с включением дополнительных вычетов на приобретение горючего для добывающих компаний.
Представители компании «РУСАЛ», владеющей половиной акций разреза «Богатырь», оказались недовольными банковской политикой лимитированного кредитования, что также тормозит развитие. Наиболее злободневные межгосударственные вопросы решено было озвучить на межправительственном совещании стран ЕАЭС в Сочи. а с внутренними вопросами предоставили разбираться рабочей группе, созданной по поручению премьер-министра страны.
Ирина Адылканова, фото Валерия Бугаева, газета «Наша Жизнь» №32, 11.08.16