Понедельник, 4 ноября
Меню

Мировой посредник

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1236
Мировой посредник

Конфликт – это всегда пересечение интересов. Систем улаживания споров немало. Медиация – пока новое понятие для казахстанцев, хотя закон о ней принят пять лет назад. Если кратко, медиация — это принятие мер по досудебному разрешению конфликтов в упрощенном порядке. Спорщики получают поддержку от профессиональных посредников – медиаторов, и приходят к устраивающему обоих консенсусу. Без суда, следствия, скандалов и упреков – добровольно и равноправно. А самое главное, медиация помогает там, где важно и дальше продолжать нормальные отношения.

В то же время с помощью медиации планируют разгрузить суды. О нынешней ситуации рассказала судья Павлодарского областного суда Гульнара Джапарова:

— С 2011 года по республике было рассмотрено 700 тысяч дел. В 2015 году количество дел выросло до 1 300 000! Штат судей не увеличивается, а нагрузка на суды растет. Миллион триста тысяч споров, а как минимум в тяжбе два человека задействовано. То есть порядка трех миллионов граждан у нас ходят по судам! Это ненормально. Как мы будем выглядеть в международных рейтингах? Поэтому само общество заинтересовано в медиации. Северо-Казахстанская и Западно-Казахстанская области нам сообщают: в досудебном порядке заключено в кабинетах медиации столько-то соглашений. Мы пока похвастаться этим не можем. У нас в 2015 году 3% дел было охвачено медиацией. А в первом полугодии 2016 года эта цифра выросла до 40%.

В феврале 2016 года в Павлодаре создан Центр медиации. Проводятся семинары и конференции. Недавно подписан меморандум о взаимном сотрудничестве между Павлодарским областным судом, акиматом области, филиалом Ассамблеи народа Казахстана, КГУ «Қоғамдық келісім» и Центром медиации ОО «Международный правозащитный центр».

— Центр открылся под эгидой Ассамблеи народа Казахстана на базе павлодарского КГУ «Қоғамдық келісім», — говорит директор Центра медиации Ольга Николашина. — В нашем центре медиации один из первых создан совет медиации, в состав которого вошли представители 24-х областных этнокультурных объединений. Это люди, пользующиеся заслуженным уважением в своих диаспорах, не обязательно председатели. Они могут применить знания по этническим особенностям, культуре, традициям при разрешении спорных ситуаций, возникших на межэтнической основе. Были проведены 3 семинара, из них два обучающих. 1 июля сертификаты профессиональных медиаторов получили 6 человек, из них трое – представители ЭКО: корейского, немецкого и финно-угорского.

Работает телефон доверия, ящик для горячих сообщений, если кому-то проще обратиться письменно. За время работы центра поступило около двух десятков обращений, в основном бытового и семейного характера. Деятельность центра – координирующая.  В совет медиации входит главный консультант – президент международного правозащитного центра Ж. Жакупов. Ведется работа с национальной палатой медиаторов, поддерживается связь с народными медиаторами – советом старейшин и советом матерей. Максимальный срок рассмотрения в практике медиации – 30 дней. В сложных случаях срок можно продлевать еще дважды. Но зачастую проблемы снимаются быстрее. Профессиональному медиатору, чтобы разрешить спор, бывает достаточно и одного часа, чтобы конфликтующие стороны пришли к единому мнению и получили удовлетворение.

— Каждый председатель ЭКО несет огромную ответственность за свою диаспору. Поэтому он обладает качествами народного медиатора – авторитетом, уважением и доверием членов ЭКО. В Казахстане живут представители 130 национальностей. И здесь стоит разъяснить, — нередко при освещении конфликтов бытовая или гражданская ситуация может подаваться как межэтническая. Нужно четко разграничивать: даже если участники разногласий и разных национальностей, но предмет спора – вне этой сферы, то конфликт не стоит называть межэтническим. Нужно просто помочь разобраться в ситуации и сохранить атмосферу стабильности и дружбы в нашей стране, — уверена О.Николашина.

В истории многих народов имеются своеобразные источники современной медиации. В кавказских диаспорах принимают как истину в последней инстанции мнение старейшин. У казаков все решает казачий круг. А мудрость при разрешении конфликтов в еврейской традиции уже стала нарицательной. В Казахстане есть свой исторический путь: раньше предки степных кочевников имели институт суда биев. Сейчас их место занимают медиаторы. Нынешние специалисты отмечают, в разрешении спора прежде всего важна справедливость, добровольность и душевный комфорт.

— В августе 2016 года институт казахстанской медиации отмечает пятилетие. Задача в том, чтобы люди сами участвовали в процессе, и сами составили мирное соглашение, которое поможет им сохранить хорошее отношение, — говорит профессиональный медиатор, руководитель Павлодарского филиала национальной палаты медиаторов Салтанат Кайдарова. – В Казахстане нечасто пока обращаются к этой процедуре, предпочитая решать конфликты через суд, теряя ресурсы – время и деньги. Кто-то думает, раз до суда решается спор и подписывается соглашение, то есть риск неисполнения обязательств. При качественной медиации эти моменты не развиваются. И результат решений во многом зависит от личности медиатора, его профессионального опыта. Главная задача медиации – снижение конфликтности в обществе. И решение вопроса таким образом, чтоб обе стороны были довольны результатом.

Профессиональным медиатором С.Кайдарова работает с января 2011 года. За это время ею проведено более 300 профессиональных медиаций. В своем докладе на конференции она отметила и сложности, выявленные за этот период. У медиаторов в Казахстане нет единого органа, защищающего их деятельность. До конца не определены тонкости финансового вопроса – и на сегодняшний день медиаторам чаще всего приходится работать безвозмездно.

— Нужно развивать и обучать медиаторов, которые будут не только решать споры, но и предотвращать бытовое насилие, конфликты в семьях, — обращает внимание на еще один аспект медиации заместитель председателя совета матерей Ольга Литневская. — Несколько лет назад у нас была такая идея: попросить в ЗАГСах или судах комнату, чтобы люди, которые приходят разводиться, имели возможность побеседовать с нами. Вдруг семью можно спасти и еще не все потеряно? Медиация отвечает этим запросам, нам нужно просто популяризировать среди населения эту возможность решения разногласий. Обыкновенные бытовые ссоры, соседские конфликты, которые не должны загружать полицию и судей, которые могут быть исчерпаны простыми переговорами. Есть еще и забота о детях-сиротах. Особенно о социальных сиротах при живых родителях. Эти вопросы мы тоже должны принять во внимание, предотвратить социальное сиротство. Родители, которые живы-здоровы, должны воспитывать своих детей. С помощью центров медиации мы будем решать эту проблему.

О еще одном опыте медиации, когда стороны являются активными участниками процесса принятия соглашения, а не сторонними наблюдателями, как в суде, рассказал Михаил Парипса. Его опыт профсоюзного работника — четверть века, и занимался он в свое время непосредственно правовыми вопросами.

— Медиация – это досудебное решение конфликта при участии третьей, беспристрастной стороны, посредника. В законе прописаны разные формы защиты – это согласительные комиссии, рабочие арбитражи и целый ряд других. Опыт института профсоюзов нужно использовать, — считает Михаил Сергеевич. — Я общаюсь с председателями и активистами профсоюзных органов не только области, но и республики, и нередко слышал скептические отзывы – «зачем нам еще один институт?». Есть такие же нарекания и со стороны профессиональных адвокатов. Если взять медиацию по сравнению со этими органами, то медиация является наиболее мягкой формой – это альтернативное разрешение споров. В первую очередь она выгодна конфликтующим сторонам. Суд может начинаться вопреки согласия одной из сторон, а в медиации процедура предусматривает договоренность и согласие обеих сторон. Судья назначается, а медиатор выбирается самими спорщиками. Решение судом принимается в строгом соответствии буквы закона. В медиации – в рамках закона, но с учетом интересов сторон. Суд наделен властными полномочиями, а медиатор их не имеет. В суде длительная и формализованная процедура, рассмотрение может затянуться на годы, а медиация – ускоренная процедура. В суде – публичность процесса, в медиации – конфиденциальность. Сейчас есть бизнес, медиация может сохранить разбирательства конфликтов, коммерческие тайны в пределах трех сторон. В медиации заинтересован и простой люд, и крупные предприниматели. В то же время я против, чтобы каждый месяц было по 20-30 новых медиаторов. Я считаю, что нужно смотреть, не сколько их, а кого чаще приглашают для разрешения спорящие стороны. И согласны ли конфликтующие с принятыми решениями. Уверен, что сначала нужно внедрить качество, а потом уже количество.

В нашем регионе уже разработан и презентован сборник образцов соглашений, соответствующих нормам закона и не нарушающих права третьих лиц. Краткая и понятная информация о медиации, и о том, как найти медиатора, имеется на сайте Павлодарского областного суда. А первое число каждого месяца определили Днем медиации. В эти дни будут проводить тренинги и семинары, а также заслушиваться отчеты о проделанной работе.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, газета «Наша Жизнь» №30, 28.07.16