Ко Дню защиты детей депутаты Павлодарского городского маслихата отправились с подарками в гости к матери-героине в поселок Жанаул. А поводом для этой встречи стало знакомство двух женщин. Многодетная мать-героиня Халимат Каримова, в одиночку воспитывающая семерых детей, отчаявшись, обратилась за помощью к народной избраннице Аурике Дяк.
— Женщина женщину всегда поймет, — рассказывает Аурика Георгиевна Дяк. – Она плачет, а я ее спрашиваю: сколько вам лет? 39. А сколько у вас детей? Семеро. Я говорю, ну-ка рассказывайте, что у вас случилось! Причем она не за деньгами обращалась, а просила помочь с продуктами – чтобы прокормить детей. К празднику, Дню защиты детей мы, депутаты, решили помочь — я, секретарь маслихата Зауреш Мукашева и Ерканат Абенов. Я в депутатском корпусе недавно, но подобные обращения – не редкость. Очень много таких просьб, на все мы отзываемся по мере возможностей. Не было ни одной, которую бы мы отклонили. Эту ситуация будем отслеживать, берем на контроль. Самым необходимым семью обеспечим.
Мать-героиня Халимат Каримова живет в Жанауле. В 2012 году награждена подвеской «Күміс алқа». Так получилось, что семерых детей поднимает на ноги сама. Приезда гостей из Павлодара не ожидала, и встретила со смешанным чувством радости и неловкости. Заплакала, и обняла Аурику Дяк.
— Сейчас время такое непростое. Многие говорят про моих детей – зачем ты их нарожала? Мне больно это слышать. И мне стыдно, что я пошла просить помощь, — опуская лицо от смущения, говорит Халимат. — Может, мне бы кто-то и в Жанауле помог, но вы же знаете – мы привыкли ничего такого из дома не выносить, чтоб не было разговоров. Я в городе обращалась за помощью, и мне сказали, что пока нашей семье не могут помочь. Я пошла домой пешком. Шла и плакала, потом села, не было сил идти дальше, такое отчаяние было. Подошел мужчина какой-то в костюме и галстуке и говорит – чего вы плачете? Я еще сильнее разрыдалась, не могла остановиться. Он, видимо, понял мое состояние, что я не могу ни слова сказать, ни шагу ступить. Потом объяснила. А он говорит: идите к Аурике Дяк, я вам подскажу, как пройти. Она вас выслушает и обязательно поможет. Кто он такой, я не знаю.
Прописана Халимат у чужих людей. Дом в Жанауле, в котором живет вся семья, не переоформлен. Алиментов никто не платит, адресной помощи из-за казуса с адресом прописки и фактического проживания — не положено. Суммарный доход той семьи, в чьем доме прописана Халимат, превышает минимум, и получение помощи не полагается. А по факту она с детьми живет в другом доме.
— Я получаю только 12 тысяч тенге в месяц. Всего. И несу их сразу на оплату долга за электроэнергию. Осталось выплатить еще 54 тысячи. Старшим моим мальчикам 20 и 19 лет. В прошлом году у старшего сына были сложные операции по квоте в Алматы. Нам очень тогда помогли неравнодушные люди – оплатили мне дорогу и проживание рядом с сыном. Недавно он ездил на обследование – хрусталик прижился, зрение выровнялось. На днях сын приехал, сейчас ищет работу. В основном, пока отказывают из-за состояния здоровья. Еще полгода ему нельзя поднимать тяжести. Хотя парень окончил строительный колледж, есть водительские права, в прошлом году он работал на КамАЗе.
Двор подметен, рядом – небольшой огородик. В доме – скромно и чисто. Вежливые и опрятные ребятишки с интересом вышли знакомиться. Пока мужчины выгружали мешки и пакеты с продуктами, женщины сразу приступили к расспросам: чем конкретно нужно помочь?
— Мешок картошки, чтоб посадить. Решить вопрос с летним лагерем для детей-школьников. Младшего сына надо отдавать в садик, путевка его ждет, – а отвести не в чем. Я не могу устроиться на работу, пока дети дома. Вот это самая основная проблема. И еще им нужна одежда и обувь детям. И канцелярские товары, — обсказала насущные проблемы мама большого семейства.
Вопрос об устройстве школьников решили на месте. Секретарь аппарата Павлодарского городского маслихата Зауреш Кувантаевна Мукашева сразу же стала звонить и объяснять, что за ситуация сложилась в семье Каримовых. В общем, средних брата и сестру возьмут в летний пришкольный лагерь. Также пообещали помочь устроиться старшей дочери на лето в трудовой отряд старшеклассников. Разговор о поддержке в трудоустройстве старшего сына должен состояться на днях.
На вопрос, а где же муж, Халимат снова едва не расплакалась: «Я не хочу об этом говорить. Нас никто не трогает. Участковый приезжает постоянно, проверяет, что нас никто не обижает. Мы только недавно начали с детьми наконец-то спокойно жить!».
В итоге, решили собрать одежду и обувь на все сезоны для детей Халимат: девочек 15, 8 и 6 лет, и мальчишек 13 и 4 лет. И канцелярию для школьников: их в этом году будет на одного больше – прибавится первоклассница. Халимат, поначалу опешив от стремительного напора разговоров и, самое главное, дел, успокоилась. Ведь порой для того, чтобы человек вышел из ступора отчаяния, ему нужно не решить его проблемы, а помочь понять, что его поддержат, что у него обязательно все наладится. Еще чуть-чуть — и все задачи он будет решать самостоятельно.
— Спасибо! Осталось только детей собрать, одеть-обуть. Кто чем поможет, всему будем рады. А дальше – я сама! – говорит Халимат Каримова.
Депутат Абенов считает, это правильный настрой. Не иждивенческий, а решительный. Рука помощи нужна в моменты отчаяния. Оказать поддержку – тоже дело непростое. Помощь принято оказывать деликатно и своевременно. То есть, дружелюбно, по делу, и ровно до той поры, пока она нужна. А дальше, разобравшись с жизненными неурядицами, человек сам справится.
— Что касается этого случая, мы не оставим обращение без внимания, будем в рамках своих возможностей оказывать содействие. Семья большая, детей много – надо помочь. А если в целом говорить о благотворительности, мне близок такой мудрый подход: не давать рыбу, а подарить удочку. С одной рыбой человек будет сыт один день, а с удочкой он уже сможет сам себя обеспечить, — отметил Ерканат Абенов.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора. Газета «Наша Жизнь» №22, 02.06.16