Пятница, 29 марта
Меню

Мир и творчество

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1897
Мир и творчество

В Павлодаре прошёл второй Слёт молодых миротворцев, организованный павлодарским отделением Международного антиядерного движения «Невада-Семипалатинск» при поддержке акимата Павлодарской области. В Слёте принял участие создатель и лидер МАД «Невада-Семипалатинск», прославленный поэт, наш земляк, уроженец Баянаула, Олжас Омарович Сулейменов.

Цифра 25 стала знаковой для прошедшего слёта. Он состоялся 25 мая и был приурочен трём юбилейным датам – 25-летию независимости Республики Казахстан, 25-летию подписания президентом Нурсултаном Назарбаевым Указа «О закрытии Семипалатинского ядерного полигона», 25-летию детского миротворческого движения «Самал».

 Этот год стал юбилейным (двадцатым) и для одноимённого павлодарского реабилитационного центра для детей-инвалидов «Самал», одного из организаторов и активных участников Слёта. Ещё одним юбиляром на Слёте молодых миротворцев стал его почётный гость – Олжас Сулейменов. 18 мая ему исполнилось 80 лет, но он всё строен и энергичен.

От имени молодых миротворцев маленькая девочка преподнесла поэту подарок – большого игрушечного медведя: спасибо вам за всё, спасибо вам за мир! Молодёжь продемонстрировала знание поэзии Сулейменова. Как написала в своём отзыве участница международного лагеря «Посланники мира» Валерия Петрищева из Омска: «После таких стихов хочется жить и творить, достичь того высокого, к чему издревле стремится человек».

 В Слёте молодых миротворцев участвовали школьники, студенты, их родители и представители неправительственных объединений. В числе почётных гостей вместе с Олжасом Сулейменовым был первый министр иностранных дел независимого Казахстана, профессор Академии госуправления при президенте РК Тулеубай Сулейменов, вице-президент МАД «Невада-Семипалатинск» по ВКО Султан Картоев, председатель Карагандинского отделения МАД «Невада-Семипалатинск» Маргулан Хамиев, учёный-секретарь МАД «Невада-Семипалатинск» Людмила Прус (г. Алматы), заместитель акима Павлодарской области Мейрам Бегентаев.

Прелюдией к Слёту стал спектакль «Монолог Матери Природы», поставленный инклюзивным музыкально-пластическим театром «Триумф», актёрами которого является воспитанники реабилитационного центра для детей-инвалидов «Самал», совместно с учащимися школы № 36. Сценарий для спектакля написала молодая алматинка Ая Алимбаева, которая год назад вместе с мамой работала волонтёром в «Самале» и участвовала в создании инклюзивного театра.

В педагогике «инклюзивное образование» означает воспитание здоровой детворы с детьми с ограниченными возможностями. Обычные ребятишки в ходе таких совместных занятий становятся более отзывчивыми, сострадательными и толерантными, а особые дети – социализированными, общительными, раскрепощёнными, дружелюбными, уверенными в себе.

Спектакль «Монолог Матери Природы» можно назвать экологическим и антивоенным манифестом, призывающим людей бережно относиться друг к другу и окружающей среде. Драматизм пьесе добавляет то, что главные роли в ней играют молодые люди с ограниченными возможностями. В контексте поднятой в спектакле проблемы, их актёрская игра на сцене выглядит очень символично.

В постановке спектакля «Монолог Матери Природы» участвовала молодёжь театра «Триумф» в возрасте от 18 до 32 лет, в основном с диагнозом детский церебральный паралич. Многие самодеятельные актёры прикованы болезнью к инвалидным коляскам. Им помогали волонтёры – ученики 5-10-х классов школы №36, часть из которых занимается в школьном кружке хореографии. Добровольные помощники были задействованы и в закулисной работе, которая осталась незамеченной зрителями, но была не менее важной – каждого актёра по ходу действия нужно было переодеть в новые костюмы, загримировать, а кого-то вывести на сцену.

 Впервые широкой аудитории «Монолог Матери Природы» был представлен в прошлом году на первом Областном молодёжном театральном фестивале в ГДК им. Естая. Тогда театральная труппа получила приз зрительских симпатий, а исполнительница главной роли Матери Природы Луиза Сусуркиева – приз в номинации «Лучшая женская роль». В этот раз спектакль произвёл на публику не меньшее впечатление. Актёрам аплодировали стоя.

— Это действие, которое я вместе с вами наблюдал на сцене, меня взбодрило, встревожило и обрадовало, — высказал своё мнение Олжас Омарович Сулейменов. — Мне очень понравилась реакция зала. Я чувствую, что вы знаете судьбы актёров. Знаете, как долго они репетировали, чтобы выйти на эту сцену, как много смысла они вкладывали во все свои действия. Когда мы увидели видеоряд, там был впечатляющий эпизод – земной шар оказался в детских ладонях, я подумал: будущее Земли в ваших руках, и вы готовитесь к этой ответственной миссии… Мы – «Невада-Семипалатинск», конечно, озабочены тем, чтобы эстафета той борьбы за здоровый мир, которую мы когда-то начали более 25 лет назад, передалась вам.

 Церемонию награждения «Настоящих миротворцев» — активных участников миротворческих мероприятий провёл лично Олжас Омарович. Диплом первой степени получила команда «Жас улан» из села Заря Павлодарского района. Второе место – «Олимп» из школы №22 г. Павлодара и третье – «Миротворцы» из школы №38 посёлка Муялды Павлодарского района.

 Грамоты за активную работу по охране окружающей среды получил экологический клуб «Родник» и руководитель Музея по охране окружающей среды Людмила Данилова из школы №36. Были отмечены и участники театра «Триумф» — актёр Азат Сатыбалдинов и художественный руководитель Елена Ленкевич. После награждения, цветов и оваций я поговорил с ней о театре.

 — Елена Анатольевна, почему для постановки вы выбрали именно эту пьесу?

 — Наш центр «Самал» — это результат отношения людей к матери природе, отношения людей друг с другом. Я считаю, что духовный и психологический фактор этой пьесы отражает, как светлое, так и тёмное человека. Тёмное – это наше несовершенство, страхи, агрессия, алчность. И светлое – это красота, радость, счастье и главное – любовь. Мир созидается только в любви.

 — Сколько воспитанников центра «Самал» участвует в театре?

 — Все дети центра. В конкретном спектакле задействованы дети, которые несут в своём теле ограничения физические, умственные. У кого-то интеллект сохранён, у кого-то нет. Есть дети с более зажатыми возможностями, которые на сцене ничего не смогут показать. С ними мы делаем по-другому – иллюстрации к песням. Как с маленькими детьми – движения руками вверх и вниз – к солнышку, к травке. Здесь важно всё – их улыбка, музыка, костюмы.

 — Как влияет участие в театре на воспитанников центра «Самал»?

 — Они здесь на сцене уже артисты. Они уже не просто сидят зажатые, а делают плавные движения, улыбаются, образ выносят. С каждым разом развивается пластика. Игра в театре их расслабляет. Они растворяются в образе и делают феноменальные шаги. В конце этой пьесы на сцене появляется Игорь Шиллер, он исполняет роль ростка – встаёт с инвалидной коляски и танцует с девочками. До 12 лет он не ходил. Сейчас выступает на сцене. Наш актёр Азат Сатыболдинов, у него церебральный паралич, великолепно стихи читает. На внутренних мероприятиях он вместе со мной – конферансье. Открывайте уши, сердца, дочитывайте по губам.

 — Как взаимодействуют волонтёры и «самаловцы» на репетициях?

 — Иногда я перехожу границы и начинаю требовать от волонтёров-актёров их участия, чтобы они не просто сыграли пренебрежительно, «на отвяжись», а чтобы с любовью посмотрели в глаза своим партнёрам из центра «Самал». Ведь нашим воспитанникам – Игорю, Луизе, Алине, Роме, Ермеку, Вите и другим – это очень важно. Сегодня в сцене с ростком девочки-солистки танцевали. Они впервые посмотрели в глаза и улыбнулись Игорю-ростку. Мы этого добились за два с половиной месяца почти каждодневных репетиций. Опыт сложный, но приятный.

 — Работая в «Самале», вы чувствуете свою особую миссию?

 — Когда я начала работать с детьми, поняла, что проблема не совсем в детях, дети – это отражение внешнего фактора. Детям 24 часа в сутки нужна любовь и забота, которых многим не хватает. Моя задача – не только привлечь детей в театр. Через них я привлекаю и родителей. Я говорю им: мне нужны заботливые родители, желающие понять своего ребёнка, прочувствовать, что чувствует он. То есть, я учу и родителей. Вот такая миссия.

Фёдор КОВАЛЁВ, фото автора. Газета «Наша Жизнь» №22, 02.06.16