Суббота, 20 апреля
Меню

Репрессированное искусство

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1633
Репрессированное искусство

В преддверии Дня памяти жертв политических и массовых репрессий павлодарские музейщики подготовили цикл мероприятий. В областном художественном музее организовали выставку произведений художников, в чьей жизни навсегда соединились искусство и трагедия. На этой экспозиции важно не просто смотреть на картины, но и знать жизненный путь художников и то, в каких обстоятельствах они творили.

Выставка «Репрессированные художники» включает в себя работы Леонида Брюммера, Владимира Эйферта и Илоны Токай. «Прошу восстановить мне право жить…» — эти слова художника Владимира Эйферта отражают всю глубину отчаяния и в то же время несломленного духа творческого человека, попавшего в жернова режима.

Живописец и искусствовед Владимир Александрович Эйферт родился в 1884 году в Саратове. В его биографии коротко уместились строчки, отражающие жизнь множества людей той эпохи. Окончил Высшие государственные художественно-технические мастерские в 1922 году. Член общества «Жар-цвет» и Общества московских художников. Работал в жанре портрета и натюрморта, эксперт по антиквариату в торговых представительствах, работал в Германии, Швеции, Австрии, Франции. Трудился в Третьяковской галерее, а в 1936-1939 был директором Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. С 1939 года — член Союза художников. В 1940 году назначен председателем закупочной комиссии Комитета по делам искусств СССР.

А в 1941 году – как и многие немцы, попал из Москвы в Карагандинскую область. Работал в совхозе им. Пушкина учителем, бухгалтером в сельпо, заведовал «красным уголком», работал на обогатительной фабрике. В 1944 году — переведен в Караганду, работал художником клуба им. Кирова, руководителем изостудией. Эйферт стоял у истоков карагандинского Союза художников, и был одним из организаторов картинной галереи им. Кустодиева. Его ученики стали признанными художниками.

Леонид Владимирович Брюммер родился в Херсоне в 1889 году в семье известного промышленника, немца фон Брюммера, его мать была француженкой. После окончания Киевского художественного училища Брюммер отправился в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. А в 1941 году был депортирован в Казахстан. Павлодарский период в его работах особо подчеркнут – настроение того времени пасмурное, тревожное. Но вскоре дружелюбие и гостеприимство местного населения сыграли свою роль, и вот рождаются светлые, тонкие картины серии «Полевые цветы Прииртышья».  14 лет Брюммер прожил в селе Песчаное: бедность отразилась на его творчестве, картины порой написаны на маленьких кусках картона. Но не писать он не мог.

В 1955 году со ссыльного художника был снят статус спецпереселенца. Брюммер переехал в Тараз (Джамбул), работал художником-оформителем в центральном парке. Он не продал ни одной своей картины, лишь дарил их. Последние годы жизни провел в доме престарелых, место его захоронение неизвестно, — пишут исследователи его творчества. 11 произведений художника хранятся в Павлодарском художественном музее. А самой богатой коллекцией его картин обладает Жамбылский музей.

Есть и женское лицо в истории репрессированного искусства. Работы венгерской художницы Илоны Токай также представлены на выставке. Илона Токай родилась в 1907 году, была выпускницей Венгерской школы искусств и Римской академии художеств. В 30-х годах вышла замуж  за советского художника А. Акцинова и приехала к нему в СССР. Почти сразу была репрессирована: ссылка без права переписки. Отбывал срок в Костанае. В конце 50-х смогла вернуться на родину. А картины ее, как память о страшном периоде в жизни многих людей, — остались в Казахстане.

Ирина КОВАЛЁВА, фото со страницы Музей Павлодар в Фейсбуке.