Понедельник, 6 февраля
облачно, небольшой снегПавлодар, -16°C
458.69 6.52 501.3
Меню

Бонжур, Франция. Мерси, БЗ!»

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 886

Такими словами приветствовали павлодарского фотомастера Бориса Захаровича Краснянского в галерее «Айна» областной библиотеки им. Торайгырова. Его персональная экспозиция «Франция» — около 50 фоторабот, сделанных в разные периоды. Между этими рядами с фотографиями 20 лет жизни. В одной стороне — черно-белые, отпечатанные вручную снимки 1993 года. Напротив – цветные, снятые на цифровую камеру моменты в поездке 2014-го.

На вернисаже рассказали такой случай: как-то известного казахстанского художника Сергея Калмыкова спросили, был ли он заграницей. Он ответил: «Нет. Но я видел выставку “100 лет французского искусства ”». Посмотреть Францию, увиденную и запечатленную БЗ, стоит вот почему. Это не «растиражированная» Франция. А такая, какой ее запомнил ее Краснянский в конце 90-х века ХХ-го, и уже начале XXI века.

— Это удивительная выставка – она ломает все представления о выставках, какие они обычно бывают! – высказал свое впечатление павлодарский фотограф Илья Величко. — Говорить о фотографии очень тяжело, и критикам порой приходится создавать какие-то штампы, орудовать какими-то «заготовками». И придумывать приемы, которые использует автор. Эта экспозиция позволяет нам увидеть, что автор может быть абсолютно любым. Сегодня таким, завтра – другим. И дело не в фотокамерах, на которые он снимает, и не в технических приемах. Дело в самом фотографе. Эту выставку нужно обязательно прийти и посмотреть еще раз, чтобы понять, что же в этих двух рядах — общего. И сделать для себя удивительное открытие.

Борис Захарович Краснянский — большой труженик, у которого можно много чему поучиться. Как отмечают все, кто с ним общался, Краснянский — человек высокой культуры, гармоничного развития, принципиальный и требовательный к себе. Старейший член фотоклуба «ОРИОН» (с 1975г.), член Союза фотохудожников России, почетный член французского фотографического общества «Темный фонтан».

В 1993 году по инициативе участников общества «Темный фонтан» павлодарские фотомастера поехали в Европу. Кстати, сокращенное имя «БЗ» пошло именно из Франции —  выговаривать «Борис Захарович» французам было сложно. Фотовыставку после первой его поездки он назвал «Французский альбом». Спустя 20 лет – новое путешествие. В 2014 году в обществе фотографов «Темный фонтан» в Экс-ан-Провансе состоялась выставка павлодарцев. Борис Захарович представил 25 своих черно-белых работ. Отчет с небольшой частью французских фотовпечатлений он после предоставил в Доме-музее Багаева.

Нынешняя выставка – объединяющая.  Эмоции разные, между ними 20 лет. Но, словно отражаясь друг в друге, эти снимки показывают самого Бориса Краснянского, его отношение к улочкам, пейзажам, людям. Это особый флер и шарм, красота, загадочность, глубина и обаяние. Борис Захарович рассказывает о каждом снимке, и сюжеты оживают.

— Здесь я прожил четыре дня. Вот интерьер, созданный хозяевами дома, — показывает на фотографию Краснянский. — Разве это не приводит в восторг? А вот другой снимок: тоже интерьер дома, но с другой историей. Семья закончила свою жизнь – наследников нет. Хозяин передал муниципалитету свою собственность, и теперь там музей. Это не придуманная жизнь. В каком городе? А вот это секрет. А эта фотография – дом прислуги в саду возле замка. Вот и сам замок. Это фотография крыш. И уникальность тут вот в чем. Меня всегда удивляло и удивляет до сих пор. Европейцы не застраивают земли, которые удобны для производства сельской продукции. Это крутой берег, и они по нему террасами строят свои дома. Это бесподобно! Вот еще панорама. Скальные породы, и где есть хоть мало-мальская возможность что-то выращивать, будет использовано именно в этих целях. Меня настолько впечатли их жизненный уклад, изысканное сочетание старины и нового – это бесподобно. Вот калитка и сразу заросшая речка. Вот – портовый город. А это горный замок Маркиза де Сада. Сейчас, видите, туда можно подняться на машине. А как они раньше туда добирались? Шли тропинки по этой крутизне. Конечно, все это, бесспорно, впечатляет!

20 лет спустя Краснянский посетил Прованс. Обстоятельства были уже другие – время, фотовыставки, впечатления, фотокамера, люди. Это эмоции настоящей живой французской улицы. Уличный мастер, уличный продавец бижутерии, уличный гитарист. И особенное светописное фото в уличном кафе: свет яркого солнца, свет в тени, изгиб стекла бокалов, изгиб линии шляпы, закрывающей женское лицо. Увидеть французскую фотовыставку Бориса Краснянского можно до середины июня.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора. НЖ№20, 19.05.16