Четверг, 25 апреля
Меню

Поэт Павел Васильев — в Инстаграме

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2496
Поэт Павел Васильев — в Инстаграме
Поэт Павел Васильев.

Павлодарский дом-музей Павла Васильева первым из местных музеев перешел в новый виртуальный формат. Музейщики теперь проводят просветительские лекции и по интернету – на ресурсе Инстаграм. Совместный проект музея и сообщества группы павлодарцев @VPAVLODARE в этой соцсети набирает популярность. Есть и хэштег этих мини-лекций — ключевое слово, группирующее тематические сообщения.

#Проектдоммузей

Недавно завершилась викторина «Мой Павлодар, мой город ястребиный», посвященная 25-летию Независимости РК. Тут же стартовала другая, которая продлится весь май – «Поэзии чарующие строки», призванная узнать (или вспомнить) поэтов Павлодарского Прииртышья.

— Идея возникла так, — рассказывает директор Павлодарского музея Павла Васильева Закия Мерц. — Я в инстаграме увидела, как павлодарские группы и сообщества желают пользователям доброго утра. И предложила: пусть публикуются строчки наших поэтов. Например, Музалевского: «Я люблю этот город взлетающий/ над былинной волной Иртыша». А потом решила создать #проектдоммузей. Откликнулась инстаграм-группа под названием VPAVLODARE. Была продумана викторина: история жизни и творчества Павла Васильева и города Павлодара. Нужно было правильно ответить на вопрос. Активность нарастала – меньше ста-двухсот «лайков» за день не было. Проект пришлось продлить по желанию участников. Все сообщения объединили хэштегом #проектдоммузей. Утром дается небольшая информация и вопрос. Днем еще интересные данные. Вечером – правильный ответ. Вопросы были о старинных зданиях Павлодара, о летной школе, где готовили авиаторов, о государственном деятеле, этнографе и фольклористе Мусе Шорманове, о доме, где выступал Торайгыров, о скульптуре «Ласточка» на берегу Иртыша, которой уже сейчас нет, и многом другом из истории нашего города. За пару недель проект стал популярным и востребованным.

Отзывы – мгновенные. По итогам выяснилось: проект понравился 8355 пользователям. В викторине приняли участие 152 человека. Победительницей стала павлодарка Татьяна Бабец. Ей подарили сборник произведений Павла Васильева, экскурсию и фотосессию в Доме-музее. 16 участников, наиболее полно ответившие на один вопрос, музейщики поощрили сборниками П. Васильева.

— За неделю до Дня Победы начался второй проект «Поэзии чарующие строки» о поэтах Павлодарского Прииртышья. Начали с поэтов-ветеранов: Приймак, Гусев, Ваганов, Сарафанов. Публиковали фотографии, сведения и стихотворение. Сейчас идет Музалевский и Жанаталап Нуркенов. Хотелось бы охватить всех. И подписчики просят на постоянной основе проводить такие викторины, более 5500 пользователей отметили этот проект.

«Классная рубрика», «Можно узнать своих героев в лицо», «Прикольно». Переформатироваться на иной лад было несложно, говорят музейщики.

— Мы рассказываем о нашем музее в интернете давно. Наши странички есть в соцсетях — Одноклассники, фейсбук, инстаграм. Мне могут сказать: это не научная работа. Отвечу, что это одно из просветительских направлений – это тоже лекции, — поясняет Закия Саясатовна. — Когда мы изучаем поэта, мы должны изучить время, его окружение, темы его стихотворений. Он пишет о Павлодаре, горожанах, о своих друзьях, событиях, которые здесь проходили. А это все связано с теми, кто живет сейчас. Те, кто заинтересовался, приходят в музей, чтобы узнать больше. Был пост о кинотеатре «Заря», принадлежавшем мещанину Дудолатову. Пришел ответ: «Дудолатов – это мой прапрадед»! О летном училище пишут: мой дед тут учился. Нам написала внучка Музалевского – спасибо, что помните стихи деда. Это наша история, наш город. Ведь молодежь не застала некоторые здания даже в перестроенном виде. Информация о скульптуре пловца и пловчихи, которую Д.Приймак назвал «Ласточка», была популярной. Ее, к сожалению, давно сломали хулиганы. А вообще статуй было несколько: у горсада стояла балерина, у стадиона – футболист, у пединститута сидел Ломоносов, у библиотеки по улице Луначарского — читающий мальчик. И скульптуры в Ленпарке – это все был подарок москвичей Павлодару в 1957 году.

  Некоторые группы в интернете даже начали перепечатывать информацию. После беседы, правда, стали давать ссылку на оригинал. Проект интересен тем, что это официальный, достоверный источник информации, на него можно ссылаться. К сожалению, у нас в городе не многие знают, что известные и знакомые всем фотографии Павлодара сделаны Николаем Мохиревым.

— Эксклюзивный контент, который мы создаем, уже начали перепечатывать. Мы привыкли так: если ты что-то цитируешь, то указываешь автора и источник. А сейчас, оказывается, это не принято у молодежи. Мы исправляем этот недочет. Это наш труд, наши материалы. Нужно воспитывать правила этикета в интернете. К нам часто обращаются за консультациями для научных проектов. Интерес есть. У нас очень много выездных лекций, поскольку музей маленький. Идет работа со школами и вузами. И мы всегда говорим: не ищите в интернете, придите и спросите у нас. Все должно быть документально подтверждено. Это касается и проектов в инстраграме. Мы как-то нашли фотографию в интернете какого-то неизвестного мужчины, который был подписан как Павел Васильев, представляете? А у нас — только проверенные факты!

После этого проекта стало ясно, что интернет – огромная аудитория, которую музейщики зачастую недооценивают. У групп много подписчиков, и многие отправляют ссылки своим друзьям в разных странах.

— Основное направление таких проектов я вижу в эстетическом и патриотическом воспитании молодежи, — уверена Закия Мерц. –  Стоя над Иртышом они обязательно вспомнят Павла Васильева: «Маши турецкой кистью камыша, теки, Иртыш! Любуюсь, не дыша». Или поэтическую эмблему нашего города: «Мой Павлодар, мой город ястребиный». Конечно, если тоньше изучать образ ястреба, который часто встречается в поэзии Васильева, можно многое почерпнуть. А можно просто встать на обрыв и почувствовать высоту, вольный воздух и свободу ястребиного города, устремленного в будущее.

«Я буян смиренный»

В конце прошлого года статус музея хотели изменить. Однако позже этот вопрос предпочли закрыть, оставив все без изменений. Сегодня музей выдающегося поэта 20 века, сына казахской земли Павла Васильева, погибшего в застенках НКВД в 1937 году, продолжает сою деятельность. Все сотрудники работают. В планах открыть выставку «Посулила нам жизнь дороги ледяные» в Шымкентском музее политических репрессий. И организовать ответный визит музейщиков с экспозицией. Сотрудничество по республике продолжается знакомством с музеем Ильяса Жансугурова, талдыкурганского поэта, которого переводил Павел Васильев. Приезд этих гостей также запланирован в этом году. Должен выйти сборник научных статьей по материалам конференции в Рязани. Проводятся встречи литобъединений, работа со школьниками и студентами.

Сегодня можно побывать в уникальном подлинном интерьере, где половицы старого дома в сенях помнят шаги поэта. За этим самым ломберным столиком, сидя в этом самом кресле, Павел Васильев писал стихи. Из подлинников – и старые венские стулья, переданные из Москвы. Есть и прижизненные издания Павла Васильева с автографом, таких книг больше нет. Его нож слоновой кости для разрезания бумаг. Шкатулка его матери. Пепельница – подарок отцу, купленный матерью. Другие детали – подлинники того же времени. Интерьер воссоздан, но без новодела.

В уютной комнате музея очень тихо. Сюда не проникает шум машин. Но доносится ветер с Иртыша. Солнечный свет падает на застеленный пол, и поневоле примеряешь на себя ощущения той эпохи. Здесь по-другому идет время, в голову приходят другие мысли.

Рукописей поэта в музее нет. Рукописи не горят, пишет классик. Они, увы, исчезают по-другому: Павел Васильев три раза арестовывался, и трижды архив полностью уничтожался.

— Дочь поэта Наталья Павловна присылает нам свои рукописные работы, — показывает страницы с крупным почерком Закия Саясатовн Мерц. — Я их перепечатываю, а рукописи остаются у нас и пополняют фонды. Ее новая работа – «Doublespeak Павла Васильева». Иносказания, уклончивый язык в его поэзии. Тема этого двуречия, двусмысленности поэта — первая подробная работа в этой теме, представленная в единственном экземпляре ее статьи.

Еще один экспонат – книжка «Лучшее», которую писала Елена Вялова, супруга поэта, будучи уже на поселении. В этой книге она писала по памяти стихи Пушкина, Блока, Пастернака, Ахматовой, есть и безымянные строчки Павла Васильева. Эта книга хранится у Светланы Ивановны Гронской, и по интернету ее прислали в музей. Первая копия, приравненная к оригиналу, теперь хранится в фондах.

— Архив Васильева — черновики, наследие, рукописи уничтожались. Последним считается стихотворение «Снегири», которое он написал на Лубянке и посвятил своей жене, Елене Александровне Вяловой. Позже нашли еще одну рукопись, была найдена рукописная страница стиха «Крестьяне» из архива Санникова. После возвращения из лагерей Вялова начала работу по реабилитации поэта, шла она тяжело. Были обращения к Фадееву, к Симонову, ответ был: «враг народа не будет реабилитирован», — рассказывает Закия Мерц.

Но потом его восстановили в Союзе писателей, реабилитировали, собирали его стихотворения в архивах. Найти что-то было трудно: ведь даже дома люди сами уничтожали книги Васильева – боялись. Его отец был арестован по доносу за то, что читал стихи врага народа.

— 31 мая мы каждый год принимаем участие в городском митинге памяти жертв политических репрессий. Пострадали многие. Поэта осудили по 58-й политической статье – «теракт против Сталина, шпионаж». Причина – антисталинские стихи. Наталья Павловна, дочь поэта, рассказывала: на первом съезде союза писателей Бухарин назвал его будущим советской литературы. Потом, уже во время травли, Пастернак и Васильев не подписали письмо против Бухарина. Это тоже явилось одним из пунктов. И потом, он писал «удобные» стихи, чтобы прокормить семью – пытался склониться, войти в этот строй. Но не получалось, его характер был такой. Он не мог он уехать или где-то скрыться. Он был бы уже не Павел Васильев. «По указке петь не буду сроду, — лучше уж навеки замолчать» — эти строки были его поэтическим и жизненным кредо, которому он остался верен до конца.

Ирина КОВАЛЁВА. Газета «Наша жизнь» №20, 19.05.16