Вторник, 23 апреля
Меню

Новосибирские встречи. Наследники Рерихов

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2950
Новосибирские встречи. Наследники Рерихов
Николай и Елена Рерихи с сыновьями Юрием и Святославом, Индия, 1930-е.

Возрождение России начнётся с Сибири – утверждал Николай Рерих, всемирно известный русский художник и философ-мистик первой половины 20 века. И начало этому положено в Новосибирске – уверены  последователи его учения, сотрудники новосибирского общественного Музея Николая Рериха, третьего по величине в России после московского и санкт-петербургского. Моим гидом по выставочным залам стала наша землячка Людмила Андреевна Константинова, 16 лет живущая в Новосибирске и участвовавшая в создании этого музея.

Символы мира

Музей Рериха в Новосибирске занимает большое двухэтажное здание с мансардой в исторической части города, напротив государственного художественного музея. Над рериховским музеем реет «Знамя мира» — белое полотнище с тремя красными кругами, разработанное самим художником.

— Эти три красные точки – символ триединства, Николай Рерих не придумал, он нашёл его в культуре каждого народа, начиная от каменного века. Эти три точки можно встретить и в наскальных рисунках, и на древнегреческих амфорах и на православных иконах, — комментирует Людмила Константинова. – Рерихи очень по-разному расшифровывали этот символ: прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в кольце вечности, или наука, искусство и религия в кольце культуры. В разное время аналогичное «Знамя мира» вручалось президентам многих стран, есть оно и у президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

«Знамя мира» брали с собой в космос космонавты. В нашей экспозиции хранится знамя, побывавшее на 12 высочайших горных вершинах мира, там его разворачивал альпинист Валерий Першин.

Возле здания музея Рериха установлен «Колокол мира». Таких колоколов на планете несколько. Первый установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 1954 году. Все эти колокола звонят одновременно 22 апреля – в День Земли и 21 сентября – в Международный день мира. Около входа в музей стоит небольшая часовня, построенная в 2014 году в честь 700-летия Преподобного Сергия Радонежского. Это точно такая же часовня, какую держит в руках святой старец Сергий Радонежский на картине Николая Рериха, написанной в 1932 году, оригинал которой хранится в Третьяковской галерее.

— Эта часовня не действующая. Это мемориал в память Преподобному Сергию Радонежскому, — объясняет Людмила Андреевна. – Сергий был очень почитаем в семье Рерихов, как святой, который возродил Россию. В 14 веке он объединил всех князей вокруг молодого московского государства, благословил Александра Донского на Куликовскую битву. Во многом благодаря Сергию стала возможна победа, люди объединились и сбросили многовековое иго.

Дух экспедиций

Новосибирский музей Рериха поразил меня своим размахом. Здесь несколько выставочных залов с качественными репродукциями известных картин художника, с его подлинными работами – живописью и графикой с начала 20 века до 40-х годов. Есть даже студенческий рисунок Николая Рериха «Голова Юноны», сделанный им в 1983 году в Императорской академии художеств. Российский период творчества Николая Рериха был посвящён истории страны и русского народа. После эмиграции в США, с началом экспедиций по Востоку в живописи стали преобладать величественные горные пейзажи и религиозно-мистические аллюзии.

Интересны уникальные фотографии семьи Рерихов, сделанные в экспедициях по Маньчжурии и Алтаю. В витринах их личные вещи – белый фланелевый плащ Елены Рерих, походный кожаный саквояж и кобура от маузера, принадлежавшие, предположительно, самому Николаю Константиновичу или его старшему сыну Юрию. От этих артефактов веет духом приключений, как в фильмах про Индиану Джонса. Здесь же первые прижизненные издания книг Николая и Елены Рерих 20-х годов, в частности «Цветы Мории».

Изюминка экспозиции – уникальная находка, сделанная Рерихами в экспедиции по Алтаю – Деревянный резной даосский алтарь 19 века с фигуркой женского высшего божества Гуань-Инь, вырезанной из горного хрусталя. Этот артефакт передала в дар новосибирскому музею участница экспедиции Рериха, которая много лет возглавляла аналогичный музей в Нью-Йорке.

Семья Рерихов

Семья Рерихов, уроженцев Санкт-Петербурга, эмигрировавших в США, внесла значительный вклад в развитие мировой культуры, заставила многих людей задуматься о вечных жизненных ценностях и служить идеалам гуманизма. Каждый из членов семьи был самодостаточным и интересным творцом. Супруга Николая Рериха Елена Ивановна (1879-1955) – философ, писательница, эзотерик. На основе её дневников было создано религиозно-философское учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Старший сын Рерихов – Юрий (1902-1960) – востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф. Младший – Святослав (1904-1993) – русский и индийский художник.

Глава семьи Николай Константинович Рерих (1874-1947) вошёл в историю, как художник, нарисовавший более 7 000 живописных полотен, занимавшийся проектированием и росписью церквей, как сценограф русского балета Сергея Дягилева, как писатель – автор 30 томов литературных трудов, как археолог и путешественник, организовавший и проведший в 20-х годах Центрально-Азиатскую и Маньчжурскую экспедиции. Рерих известен, как общественный деятель, защищавший русскую старину, автор и инициатор «Пакта Рериха» — первого в истории международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.

Рерих был основателем Института гималайских исследований «Урусвати», более десяти культурных и образовательных учреждений в разных странах мира, активно участвовал в деятельности полусотни общественных организаций. Но главным трудом всей жизни Николая Константиновича и его супруги Елены Ивановны можно назвать созданное ими религиозно-философское учение «Агни-йога» или «Живая Этика», объединившее западную теософию и оккультизм с восточной эзотерикой. На волне интереса европейцев к таинственному Востоку у Рерихов появилось много последователей. По фотографиям видно, как со временем менялся и облик художника – бородка-эспаньолка стала длинной, как у китайских мудрецов, европейские костюмы сменились восточными одеяниями. Рерих приобрёл вид гуру.

Рерихианство в Павлодаре

Рериховское движение быстро распространилось по всему миру. Достигло оно и Павлодара. В 90-х годах у нас были зарегистрированы два Рериховских общества, ставящих целю распространение философского учения Рерихов. Видным исследователем в среде рериховедов стал павлодарец Николай Дудак, доктор технических наук, профессор ПГУ им. Торайгырова, опубликовавший множество работ по данной теме.

К слову, 6 июня 1926 года Николай Рерих был проездом в Павлодаре, когда возвращался на проходе по Иртышу из Центрально-Азиатской экспедиции по Алтаю. Об этом он кратко обмолвился в своём путевом дневнике «Алтай-Гималаи»: «На пристанях всё гуще и гуще толпа. Павлодар точно высыпал к пароходу». В память об этом мимолётном событии, павлодарские рериховцы установили на Речном вокзале мемориальную доску. Сейчас в связи с реконструкцией здания её сняли, но обещают восстановить.

Ещё одни штрих: в 2015 году Агентство ТАСС сообщило, что на международном туристическом форуме «Visit Altai» в Барнауле заместитель руководителя Управления предпринимательства, торговли и туризма Павлодарской области Асхат Жармагамбетов предложил разработать совместный туристический маршрут через Восточный Казахстан и Алтайский край России по следам экспедиции Рериха. Замгубернатора Алтайского края Виталий Снесарь ответил, что готов пойти навстречу казахстанским коллегам, потому что рериховское международное сообщество довольно большое. Будет ли осуществлён этот проект пока не известно.

Как создавался музей

О том, что интерес к наследию Рерихов довольно велик я убедился, побывав в новосибирском музее. За час моего пребывания там прошли четыре экскурсионные группы, не считая одиночных посетителей. Среди них было много иностранцев, и экскурсоводы свободно всё объясняли им на английском. Меня заинтересовало, почему третий по величине в России музей Рериха был открыт именно в Новосибирске? Неужели, только потому, что Рерих был здесь проездом из экспедиции? Всё оказалось интереснее.

— В 1934 году Николай Рерихов со своим старшим сыном Юрием был в Маньчжурской экспедиции и остановился в китайском городе Харбин, где было много русских эмигрантов, — рассказывает Людмила Константинова. — В доме напротив жил Борис Николаевич Абрамов, который стал учеником Николая Константиновича. Вокруг Абрамова сложился круг единомышленников. Он вёл тесную переписку с Рерихами. Мы в обществе издали письма, которые писала ему Елена Рерих. Абрамов, как и Рерихи, стремился вернуться на Родину. Для него это стало возможным, когда пришёл к власти Никита Хрущёв. Борис Абрамов приехал в Новосибирск в 1959 году вместе со своей ученицей Натальей Дмитриевной Спириной. Борис Николаевич был уже пенсионного возраста. Он не смог получить здесь жильё и уехал в город Венёв Тульской области, а Наталья Дмитриевна осталась. Она поселилась в академгородке и стала преподавать музыку в музыкальной школе. Писала стихи, которые высоко оценила Елена Ивановна Рерих. Из Харбина Спирина тайно привезла с собой труды Николая Рериха. Они тогда были под запретом. Но потом, в 1974 году, когда на всей планете широко отмечалось 100-летие со дня рождения Рериха, в СССР стало можно говорить о нём, как о художнике. По городам Советского Союза прошли выставки подлинников его картин. Наталья Дмитриевна стала бессменным экскурсоводом.

— Как картины запрещённого Николая Рериха попали в СССР?

— В 1957 году в Россию вернулся сын Николая Константиновича – Юрий. Он был единственным из Рерихов, кому позволили вернуться. С собой он привёз более 400 полотен своего отца. 60 из них и пять картин младшего брата Святослава Николаевича он подарил Новосибирску. Они выставлены в государственном художественном музее. Это постоянно действующая экспозиция. Картину Николая Рериха «Победа» Юрий Николаевич преподнёс Дому учёных в академгородке.

— Как вы познакомились с творчеством Рерихов?

— Я жила в Павлодаре, работала экономистом на одном заводе. Шёл 1995 год. Однажды ко мне попала «Роман-газета», где была опубликована книга Николая Рериха «Сердце». Это – книга-учение. Потом я стала искать информацию  о Рерихе и встретилась с такими же людьми. У нас образовался круг. Мы узнали, что в Новосибирске живёт ученица Рериха в третьем поколении Наталья Дмитриевна Спирина. Узнали, что она организовала Сибирское рериховское общество и с 1976 года проводит международные рериховские чтения. В 95 и 96 годах мы приезжали сюда. Это были годы, когда прозвучал её призыв построить мемориальный дом-музей Рериха на Алтае в селе Верх-Уймон – это ближе к горе Белухе. В этом доме жил проводник Варфоломей Атаманов, который водил экспедиции в горы. Здесь в 1926 году останавливалась экспедиция Рериха, здесь Елена Ивановна  написала некоторые главы из «Живой этики». Этот дом восстанавливали всем миром. Теперь – это действующий музей. В 1997 году при поддержке новосибирских учёных рериховскому обществу власти выделили заброшенное здание для организации в нём музея. Денег на ремонт не было, от государства не поступило ни копейки, поэтому здание восстанавливали своими силами целых 10 лет. В 2000 году меня пригласили работать в Новосибирск. Когда я переехала, рериховский центр занимал пару комнат в подвале художественного музея. В это время рядом шла стройка. В 2007 году произошло торжественное открытие музея Рериха. Тот коллектив, который 10 лет строил этот музей, теперь здесь и работает. А всё благодаря одному человеку – Наталье Дмитриевне Спириной, которая в 86 лет вдохновила огромное количество людей на создание музеев в Алтае и Новосибирске. До открытия новосибирского музея Рериха она, к сожалению, не дожила – в 2004 году ушла из жизни. Ей было 93 года.

4 мая исполнилось 105 лет со дня рождения Натальи Спириной. Этот день в календаре её новосибирских коллег стал Днём рериховской поэзии.

Спасибо руководителю Международного центра советской культуры Александру Доценко за организацию поездки в Новосибирск.

Фёдор КОВАЛЁВ, фото автора. Газета «Наша жизнь»№19, 12.05.16