Воскресенье, 29 января
облачно, небольшой снегПавлодар, -11°C
460.43 6.65 501.04
Меню

Музыка из сердца народа

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1071

Павлодарский дом-музей Шафера представил новый проект. Музыкальный диск «Хоровод народных мелодий» соединил домбру и фортепиано, виртуозно исполнивших 23 мелодии разных этносов, населяющих нашу область. Презентацию приурочили ко Дню единства народа Казахстана, а также посвятили 25-летию Независимости РК.  Сотрудники музея сообщают, что новый музейный сборник может стать музыкальным подарком для гостей и участников предстоящей международной выставки ЭКСПО-2017 года в Астане.

«Япурай» начинает диск, кюй Курмангазы «Адай» — завершает. В хороводе кружат азербайджанская лезгинка, башкирский танец «Семь девушек», белорусская «Лявониха», венгерский «Чардаш», еврейский танец «Хава нагила», киргизский танец «Даткайым», польская полька «Шла девочка по лесочку», пляска казанских татар, украинский «Гопак» и другие. Какие-то мелодии на слуху у каждого. Так, например, задорную польку в советское время в аулах считали казахской народной песней, поскольку историю о девичьей любви исполняли сладкоголосые соловьи Жамал Омарова и Куляш Байсеитова.

— Мир и согласие – это, действительно, главное достояние нашей страны, которая в этом году будет отмечать 25-летие независимости. Этому явлению искренне завидуют представители других стран, — говорит Татьяна Корешкова, директор Дома-музея Шафера. — Свобода, единство, стабильность и процветание — вот главные ценностные ориентиры на успех казахстанского суверенитета. «Поиск точек соприкосновения, расширения зон согласия и доверия» — именно этот базовый принцип этнополитики был сформулирован Нурсултаном Назарбаевым на первой сессии Ассамблеи народа Казахстана еще 24 марта 1995 года. Он отмечал, что наша главная линия – это развитие всех этносов через поиск компромиссов и укрепление объединяющих начал.

А музыка объединяет. Также как любовь, уважение и доброе отношение друг к другу. Уникальность сборника в том, говорит Татьяна Сергеевна, что в центре всех мелодий звучит казахская домбра, как символ гостеприимного Казахстана, под мирным шаныраком которого проживает более 150 народностей и этносов. Сопровождает звуки домбры фортепиано. Исполнили многообразную музыку разных народностей Казахстана Арсен Бейсенов и Елена Панченко.

Пару слов хочется сказать о музыкальном творческом союзе, с любовью играющий сердцем. Арсен – композитор, музыкант оркестра казахских народных инструментов Павлодарской областной филармонии им. Исы Байзакова, преподаватель, молодой ученый. После учебы в музыкальном колледже и консерватории окончил аспирантуру. Елена – композитор, музыкант, педагог, концертмейстер.

— На поиск материала, расшифровку мелодий и запись нот, а также исполнение музыки ушло чуть больше месяца, — рассказали о работе над диском исполнители Арсен Бейсенов (домбра) и Елена Панченко (фортепиано). — Ценность этого диска сейчас очень актуальна. Посмотрите, что творится в мире: кругом то тут, то там вспыхивают военные конфликты. А мы хотим показать этой своей работой, что для нас не принципиально, кто есть кто. Кто какой национальности, кто какого вероисповедания – все люди равны. Все мы молимся об одно и том же, хотим одного и того же. Нам нечего делить, и у нас есть наш общий дом – Республика Казахстан.

На вечере была представлена музыкальная культура киргизского народа. С редкими мелодиями на патефонной пластинке в уникальном сопровождении гостей познакомил Наум Шафер.

—  Эти записи были сделаны в самые страшные годы – пик репрессий 30 годов ХХ века, — пояснил Наум Григорьевич. — Я всегда это подчеркиваю – к советской эпохе нельзя относиться однозначно. С одной стороны мы пережили ужас репрессий. А с другой стороны советская власть спасла от небытия мелодии буквально всех жителей союзных республик, включая самые малые народности. Правительство оплачивало запись этнической музыки – это был расцвет народного искусства. Все это есть у нас в фонотеке.

Помимо мелодий из нового сборника, музыканты исполнили произведение с удивительной историей. Это «Еврейский танец № 1», который Н. Шафер написал еще в 1950 году в Акмолинске. Когда Наум Григорьевич учился в Казахском государственном университете им. С.М. Кирова в Алма-Ате, он показывал это произведение композитору Евгению Брусиловскому. Этот танец никогда раньше не исполнялся. И вот состоялась премьера.

«Эта музыка более 65 лет лежала в моем архиве беззвучно. И вот она зазвучала!», — поблагодарил музыкантов Наум Григорьевич. Мелодия, которую Наум Шафер сочинил, когда ему было 19 лет, не вошла в сборник «Хоровод народных мелодий», но стала основой для нового музейного проекта.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора. Газета «Наша жизнь» №19, 12.05.16