Четверг, 18 апреля
Меню

Разговор с ветераном

  • Ирина Адылканова
  • 1053
Разговор с ветераном

Бухариден-ата до сих пор видит во сне войну. И в такие ночи вздрагивает, кричит, иногда ругается. Домашние знают: он вновь в бою и вокруг разрываются снаряды, гибнут боевые товарищи и враги. Это прошлое навсегда с ним, оно унесло с собой многое и многих, и в свои 107 лет он, как никто, ценит каждую минуту жизни.

Он не ушел на фронт безусым пареньком: когда пришла повестка, Бухаридену Серимову было 33 года, и казалось, что уклад мирной жизни в стране, уже сложившейся семейной жизни ничто не может нарушить. Судьба ведь и раньше была не самой безоблачной, хотя и обычной для тех времен: старший в многодетной семье сын познал и тяжелый труд, и голод 30-х годов, и переезд на новое место жительства. А когда все, казалось бы, наладилось, пришла настоящая и общая на всех беда.

Война его застала в Новосибирской области, в колхозе Большевик. После краткосрочных курсов бойца отправили в Брянск, в 639-й стрелковый полк. Рядовым солдатам оставалось только следовать приказам, метко стрелять, идти в атаку и стараться выжить. А в начале войны сделать это было очень сложно. Бухаридену Серимову удалось, а многих товарищей он оплакивает до сих пор.

– В начале войны наши войска терпели поражение, шло массовое отступление, потери были такие огромные, что наш полк не раз переформировывали. В мае 1942 года меня ранили, я был отправлен в госпиталь Баку. После выписки и переподготовки в составе 53-й артиллерийской бригады я попал на Второй Украинский фронт, – вновь рассказывает свою историю ветеран.

В его солдатской судьбе был самый страшный бой, который снится чаще всего. Запомнилось его каждое мгновение:

– Эта битва под Ростовом, когда из всего полка, в котором воевал, выжило только несколько солдат. Тот страшный бой я никогда не забуду. Немцы бомбили с воздуха и одновременно на нас двигались танки. Грохот, гарь, дым, людские крики. В какой-то момент наступило затишье. Несколько солдат сели в кружок перекусить. Мы с напарником заряжали пушку, готовились к бою. Но тут опять стали стрелять орудия, один снаряд разорвался на месте, где сидели бойцы. Все они погибли на моих глазах.

Бухариден и находившийся с ним напарник получили ранения. На помощь им бросился санитар, еще совсем мальчишка. Но и он, едва успев перевязать товарищей, сам упал, получив осколочное ранение.

– Мы вдвоем стали на себе тянуть его к речной переправе. Уже подползли к берегу, и вдруг раздалась пулеметная очередь. Где-то в кустах залег немецкий пулеметчик, которого мы не заметили. Напарника настигла смертельная пуля, санинструктор тоже от ранения умер. Выжил только я, — рассказывает ветеран. Почти спокойно, но голос дрожит от пережитого.

Этот день навсегда врезался в память, другие отступили за давностью лет. Много их было, ведь ветеран прошагал всю Великую Отечественную войну. От Сибири до Европы. Он освобождал города Западной Украины, Польши, Германии, участвовал в боевых действиях в Японии. Его война закончилась в Маньчжурии, где он продолжил служить, охраняя границу. У него много боевых наград, в том числе «Орден Славы», ордена «Отечественной войны» I и II степени, медали «За отвагу» и «За победу над Германией», «За победу над Японией». Сегодня и война, и служба остались далеко позади. И мирные годы Бухариден-ата прожил насыщенно, в трудах и заботах о семье. Он работал в колхозе, растил с супругой семерых детей, переехал в Павлодарскую область. Ударом стал для ветерана уход из жизни супруги в прошлом году, с которой прожили больше 75 лет. Но осталась многочисленные потомки — дети, десять внуков, десять правнуков, уже и праправнуки есть. И он учит их радоваться жизни и верить в будущее.