Так единодушно говорят родители школьников и учителя о новой реформе образования, которая подразумевает ведение обучения на трех языках – английском, казахском и русском.
Что, во-первых, для этого нужно? Как минимум, чтобы учителя и ученики владели этими языками. Владеют ли английским языком большинство преподавателей химии, физики, математики и других точных наук, которые, согласно новым правилам, должны на нем преподавать? Нет, в подавляющем своем большинстве. И навряд ли выучат, потому что многие преподаватели находятся в том возрасте, когда новый язык, тем более в совершенстве, выучить невозможно.
А ученики? При существующих школьных методиках маловероятно обучить не то что английскому, но и казахскому языку. У многих из нас дети изучали казахский язык в детском саду, школе, институте, и какой толк? Многие ли из этих детей могут не то чтобы свободно общаться, но хотя бы поддерживать обычную беседу на казахском языке? И это когда обучают казахи – носители языка! А что уж говорить про английский…
Во-вторых, как это ни грустно, у большинства людей и, соответственно, у детей – средние способности. В классе обычно один-два круглых отличника, пять-шесть хорошистов. Остальные учатся средне. Так вот, вы можете представить себе, каково будет учиться троечнику, если он и на родном-то языке с трудом усваивает предмет? Или даже отличнику, если, не дай бог, у него не окажется способностей к языкам?
Так что, подводя итоги, можно сказать следующее: обучение на трех языках возможно пока в теории: для этого нужны идеальные учителя, в совершенстве владеющие языками и своим предметом, и не менее идеальные ученики. Такое в жизни практически не встречается.
Ну и, наконец, самое интересное то, что нигде в мире не ведут преподавание в школах на двух и более языках. Мировая педагогическая общественность почему-то считает, что школьник может усвоить учебные материалы только на родном языке. И другие языки обычно изучаются там факультативно. Но наше министерство образования решило внести революционные изменения в педагогическую науку.
Валерий ГРИГОРЬЕВ, НЖ№17, 28.04.16