Пятница, 29 марта
Меню

Новосибирские встречи. Настоящий Ермак

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 3381
Новосибирские встречи. Настоящий Ермак
Андрей Ермаков на фоне Центра русского фольклора с афишей спектакля «Ермак».

Новосибирск и Павлодар – пограничные города. Нас связывает не только общая география, но и общая история. В том числе история казачества, переселенцев из России в Сибирь, которой у нас не придаётся должного внимания. На днях по приглашению руководителя Международного центра советской культуры Александра Доценко я посетил Новосибирск, где встретился с простыми людьми, бережно хранящими культуру русского народа. Один из них – Андрей Ермаков – человек, увлечённый фольклором, русской борьбой и методами оздоровления. Настоящий сибирский богатырь.

Столица Сибири

Новосибирск – неофициальная столица Сибири, третий по численности населения (полуторамиллионный) город России, рассматриваемый многими политиками и экономистами (Шойгу, Дерипаска и др.) как вариант для переноса столицы Российской Федерации. Из Павлодара в Новосибирск мы с Александром Доценко ехали на поезде сутки с пересадкой в Кулунде. Общались с попутчиками-россиянами. Выяснили, что многие сельчане ездят в Новосибирск работать вахтовым методом на стройках, так как в провинции работы для них практически нет.

Новосибирск для них и житница, и здравница – туда едут со всей области и за крупными покупками и за нормальным лечением. Несмотря на невзгоды, сельчане остаются патриотами и поддерживают Путина. Но уже раздражаются, когда по центральному ТВ слышат об улучшении жизни россиян, а в своих сёлах видят обратное. Ещё одно путевое наблюдение – это улучшение качества обслуживания на российской железной дороге. Приятно удивил отремонтированный в 2014 году вокзал Кулунды. Он стал уютным и ухоженным, как в маленьком европейском городке. Проводницы по пути в Новосибирск оказались внимательными и по-домашнему радушными.

Единственное, что было непривычным для нас, жителей Казахстана – это обилие в вагонах и на станциях плакатов, предупреждающих о терроризме, советующих сторониться бесхозных сумок и коробок, сообщать о них в полицию, а в случае захвата в заложники успокоиться и «убедить себя в необходимости временно испытать угрозу своей жизни». И через каждые 10 минут на весь вокзал напоминания через громкоговоритель, как вести себя во время терактов. Такое ощущение, что Россия на военном положении.

Новое и старое

В Новосибирске нас встретил Андрей Ермаков – знаток русского, сибирского, казачьего фольклора, тренер по русской борьбе, практикующий традиционные, народные методы оздоровления. Александр Доценко познакомился с Ермаковым в 2013 году, года тот приезжал в Павлодар на  Международный фестиваль русской культуры «Русская осень» с новосибирским государственным ансамблем песни и танца «Чалдоны». Узнав, что российский гость не видел Павлодара, Доценко провёл его к Благовещенскому собору, потом на набережную и показал дымящие вдали трубы Аксу (бывшего Ермака) – вот город, который был назван в честь родоначальника твоей фамилии.

Андрей Ермаков и Александр Доценко.

В этот раз Андрей Ермаков стал нашим гидом по Новосибирску. Город мне запомнился гармоничным соседством старинных деревянных особняков, украшенных кружевной резьбой, с современными, зеркальными высотками. Ещё одна особенность – на улицах много молодёжи, причём, по-европейски стильно одетой. Также в глаза бросилась активное возрождение православия. В Новосибирске много красивых церквей и часовен. Несмотря на рабочий день, со службы в храме выходило много людей, отмечу – молодых, интеллигентного вида людей. В поезде и в парке я видел женщин, читающих Библию. В некоторых отделах магазинов – личные иконки продавцов, а у водителей на приборной панели – целый иконостас. Новосибирск показался мне чистым и умиротворённым.

Андрей Ермаков отвёз нас к себе домой в новый микрорайон с бело-голубыми многоэтажками «Чистая слобода». В его квартире мирно уживается новое и старое – ноутбук с иконами и книгами фантаста Беляева. Холодильник с кованным прадедовским ножом-сечкой для резки капусты, который при ударе звенит больше минуты. Телевизор с музыкальными инструментами, самый диковинный из которых – миниатюрные гусли-канарейка, сделанные павлодарцем Максимом Гладких, ныне живущим в Алтае. Ермаков случайно познакомился с ним, проходя через село Чарыш с одной из экспедиций. Как тесен мир, однако. Рядом с одеждой и снаряжением для туризма – казачья справа (одежда) с вышитым поясом 19 века, плёткой, деревянным батожком, огромной булавой и другим инвентарём для русских единоборств.

Массаж топором

Андрей Ермаков продемонстрировал Александру Доценко старый казачий метод массажа топором, попутно рассказывая о том, как фольклор, народная медицина и боевые искусства стали частью его весьма современной жизни. На первый взгляд «прорубание» мышц топором зрелище пугающее, особенно если это делает малознакомый бородатый человек, чьё жилище наполнено диковинными артефактами. Но если оставить шутки в сторону – при грамотном выполнении этот массаж безопасен и довольно эффективен. Но, чтобы не травмироваться, лучше довериться профессионалу. С топором не должно быть никакой самодеятельности.

Для такого необычного массажа подойдёт обычный острый плотницкий топор. Но если по его лезвию провести пальцем, пореза быть не должно. Массаж топором делается стоя. Начинается с ног похлопыванием обухом. Потом тоже самое – лезвием. Мелкими, быстрыми ударами «прорубается» каждая мышца. С ног, по спине, включая плечи и шею.

— Меня этому методу научили ребята-системщики (Система единоборств Михаила Рябко, впитавшая воинскую культуру славянских народов, — авт.). Один казак увидел, мой шрам на руке после спортивной травмы, узнал, что рука после этого плохо гнётся, достал свой кривой нож-кукри и стал мне понемногу мышцы на руке «прорубать», — рассказывает Андрей Ермаков. – Личные наработки этого вида массажа держатся в секрете, а принцип открыт. Могу рассказать. Самый главный принцип – физиологически мышца держит напряжение 40 секунд, значит воздействовать на неё топором нужно не меньше минуты. Тогда идёт расслабление, снимаются мышечные спазмы, восстанавливается кровоток, голова проясняется. Второй принцип – рубить нужно не вдоль, а поперёк мышцы, опуская лезвие под 90 градусов. Бить по кости нельзя. Третий принцип – правильное дыхание во время массажа.

Борьба за жизнь

Андрей рассказал, что благодаря отцу спортом он начал заниматься с детства. С 6 лет – плаваньем, с 8 лет – греко-римской борьбой. В армии служил в спорт-команде, там начал тренерскую работу. Спортом занимался серьёзно – по 6 тренировок в неделю. Был победителем областных соревнований по борьбе, кандидатом в мастера спорта. Участвовал в кулачных боях. Эти нагрузки не прошли даром для организма. Начались проблемы со спиной. Порой молодой человек был вынужден по нескольку дней ходить на костылях. Потом на тренировках вдруг участились головные боли. В 23 года парень обратился к врачам. Те сказали, что если он продолжит занятия спортом, то к 35 годам его ждёт инсульт. В 25 лет Андрей получил тяжёлую спортивную травму – оскольчатый перелом кости плеча и остеомиелит, которые на пять лет вывели его с борцовского ковра. Травмированная рука перестала гнуться.

— У нас в Новосибирске живёт гиревик Боря Баташов, он, стоя на борцовском мосту, 600 килограммов держит. У него травма электрическая была – пальцы обгорели. Но он не оставил спорт, — рассказывает Андрей Ермаков. – Я познакомился с ним в спортзале. Он дал мне комплексы с гирей  на укрепление связочного аппарата. Борис сказал: для начала гирьку берём, поднимаем вверх насколько можно, так от 10 секунд до минуты держим в статике. Потом, когда рука разработалась, поднимаем гирю над собой и тянем её вверх. Следующий этап был на турнике подъём с переворотом. Я тогда с поломанной рукой 30 раз подтягивался при своём весе 96 килограммов. Спрашиваю Борю, а ты сколько раз делаешь подъём с переворотом? Он говорит, у меня нет такого понятия. Полтора часа могу. Очень помог тогда он мне. Главное – вселил надежду. На его примере я увидел, что травма – это не конец жизни.

Школа русских богатырей

Восстановившись после травмы, Ермаков занялся тренерской работой. Позже увлёкся русским стилем борьбы, познакомился с ребятами, занимающимися по Системе самозащиты Алексея Кадочникова. Как положено у русских богатырей обменялся с ними ударами. Они поняли, чего он стоит.

— Я привык бороться на мягком полу, а у них все тренировки, все броски были на деревянном, — рассказывает Андрей Ермаков. – Помню, стали делать полёт-кувырок через человека. Я первый раз прыгнул, слега ударился. Второй раз прыгаю, и тут – страх. Как грохнулся об пол! Потом всё тело чёрное было. Думаю, если третий раз таким же будет – сдохну. Тренер объяснил, когда страшно, появляется внутренний зажим и будет травма. Поэтому надо понять, что будет больно, но если бояться, то будет ещё больнее. Этот навык потом пригодился в поединках и помог выжить, когда я свалился с высокого обрыва.

Знакомство с русским стилем борьбы открыло Андрею путь к народным методам оздоровления. Эти секреты он стал перенимать у практиков, испытавших их на себе. В частности, освоил старославянскую правку живота, по методике Александра Огулова. Многие из древних знаний Ермаков применяет на практике в походах и археологических экспедициях, в которых иногда участвует.

— Когда занялся русским стилем борьбы, смотрю, ребята себе на тренировках ноги себе череночками круглыми катают, как тесто скалкой, — рассказывает Андрей Ермаков. – У меня мозговая матрёшка сработала, вспомнил сибирскую сказку «Железный богатырь», которую читал в детстве (книга «Сказки старого Тыма» Василия Пухначёва, — авт.). А там русская женщина взяла маленького богатыря и накатала ему тело сначала медное, потом железное, и он стал непобедимым. Потом от казаков я узнал, что раньше так готовили воинов – с трёх месяцев начинали катать ребёнка, как тесто, деревянным черенком. Но так, чтобы это было в удовольствие. А потом круглый черенок можно было заменить 16-гранным, потом 8-гранным, медным, железным. А с 4 лет они сами себя катать начинали. Постепенно снижали чувствительность к боли.

Настоящий фольклор

Ещё одна сторона жизни Андрея Ермакова – русский, сибирский, казачий фольклор, которым он интересуется с 24 лет. Сам он – потомственный сибиряк. Ермаковы – старообрядческая фамилия, возможно, возникшая от имени казачьего атамана, завоевателя Сибири Ермака Тимофеевича. Отец Андрея родом из посёлка Сузун Алтайского края, там жил дед Яков Варламович и прадед Варлам Фастович.

— Мне рассказывали, что мой прадед Варлам Фастович призовые места по джигитовке в Новосибирской области занимал. Его в первую мировую ранило и наполовину парализовало. Но он всё равно лучше всех в деревне вальс танцевал и лучше всех на коня взлетал. Такой казак был лихой, — говорит Андрей Ермаков.

— Когда я впервые пришёл к нашим казакам, они песню пели «Чёрный ворон», — вспоминает он. — В «чапаевском» исполнении в кино я её раньше слышал. А когда они запели, мурашки по коже пошли. Я понял, что фольклор настоящий нигде не пускают. Его нет на телевидении. Есть общепринятые песни, которые называются русскими народными, которые по сути такими не являются.

Ермак Тимофеевич

В 2015 году Андрей Ермаков сыграл главную роль в музыкально-драматическом спектакле «Ермак», сыграл самого Ермака Тимофеевича, хотя до этого на сцене выступал редко.

— Меня однажды заметила руководитель государственного ансамбля песни и танца «Чалдоны» и пригласила на роль Ермака, — рассказывает Андрей. – Я получил благословение батюшки и сказал: ну, держитесь! Мне один актёр сказал: ничего не придумывай, просто играй, как чувствуешь. А мне хотелось широту дать. Текст был большой. Хорошо, что отец меня с детства по стихам гонял, я легко всё запомнил. Потом два боя сценических на шашках поставил. Премьера прошла в театре «Красный факел» на ура. Казаки говорят, хорошо выстрелили. (Фрагменты из спектакля «Ермак» вы можете посмотреть в конце статьи, — авт.)

Наша беседа с Андреем Ермаковым закончилась за чашкой чая в горнице гостеприимного центра русского фольклора и этнографии. Я обратил внимание на настенное панно, стилизованное под лубочную живопись. На нём конных казаков встречают песнями мужчины и женщины в русских народных костюмах. Один из персонажей был в очках и с видеокамерой на плече. Андрей Ермаков объяснил, что эту картину нарисовал местный художник-сказитель Александр Кайманаков, а изображены на ней участники фольклорного центра. Например, с камерой – Роберт Лахно, мастер народных инструментов, который ведёт видеоархив этнографических экспедиций. Ниже с пером и бумагой – поэт Иван Овчинников, член Союза писателей России, который до последних дней своей жизни работал в центре. На прощание Андрей Ермаков подарил Александру Доценко книгу стихов Ивана Овчинникова.

В завершение хочу поблагодарить руководителя Международного центра советской культуры Александра Доценко за организацию этого путешествия. Окончание в следующем номере.

Фёдор КОВАЛЁВ, фото автора, НЖ№17, 28.04.16