Пятница, 29 марта
Меню

Труба зовет!

  • Ирина Ковалёва
  • 1472
Труба зовет!

Традиционная весенняя эстрадно-симфоническая программа, которую дарит оркестр, как всегда принесла легкую музыку, настроение весны и любви. Традиционным был и именитый гость на сцене. Для павлодарской публики сыграла «Труба итальянского кино». Известный трубач Нелло Сальца исполнил вместе с нашим симфоническим оркестром самые популярные мелодии итальянского кинематографа. Это тот самый музыкант, который записывал самые знаменитые саундтреки к мировым кино-хитам.

Послушать, как звучит та самая музыка, зрители смогли на концерте в исполнении симфонического оркестра областной филармонии им. Исы Байзакова под управлением главного дирижера и художественного руководителя, заслуженного деятеля РК Болата Рахимжанова. В симфоническом исполнении звучали хиты шведской группы «АББА» и английской супер-четверки «Битлз». Но основной частью программы стала музыка кино и замечательный солист.

— Каждый раз это разная программа. Нынешний концерт проходит в рамках года Италии в Казахстане, и в концерте звучит очень много мировых хитов, но большая часть – это итальянская киномузыка, — говорит Наталья Землякова, музыковед павлодарского симфонического оркестра. — Идея концерта родилась в ноябре. В ноябре по линии итальянского посольства в РК к нам приехал, к сожалению, для нас неизвестный трубач Нелло Сальца. Оркестр быстро подготовил программу. И когда на сцену вышел Сальца, он исполнил всего несколько произведений, — при первых бархатных звуках его трубы зал вздрогнул. А в конце концерта весь зал уже был уже поклонниками этого талантливого, гениального трубача. Публика ликовала – давно мы не слышали таких чистых, ясных звуков, которые бередят душу и показывают настоящую красоту музыки. После этого концерта была проделана колоссальная работа, для того чтобы Нелло Сальца приехал в Павлодар.

Немного о солисте. Он выпускник Римской консерватории Санта Чечилия. Много работал в различных коллективах, в том числе оркестре Римского оперного театра, региональном оркестре Тосканы и национальном оркестре радио и телевидения Италии. С оркестром Академии Санта Чечилия он объездил пять континентов. Солировали на концертах, в которых он участвовал, Каррерас, Пласидо Доминго, Ричарелли, Бочелли, Мадуньо и другие звезды мирового масштаба.

 Но свое имя он прочно связал с итальянским кинематографом. За 30 лет Сальца принял участие в записи нескольких сотен треков к различным фильмам. Например, «Жизнь прекрасна», «Спрут», «Однажды в Америке», «Синдром Стендаля», «Неприкасаемые». Работал с такими режиссерами, как Федерико Феллини, С. Леоне, Ф. Дзеффирелли Г. Торнаторе, М. Моничелли, Э. Скола, Р. Бениньи, Б. Де Пальма, А. Сорди, Н. Моретти. Когда Нелло Сальца записал трек к фильму «Жизнь прекрасна», он и получил титул «Труба итальянского кино». Саундтрек Николо Пиовани к этому фильму получил «Оскара». Но саундтреки тем и отличаются от другой музыки, что он зависит от тех исполнителей, которые записывают эту мелодию. Это был его первый «Оскар». А в 2016 году – вторая премия американской киноакадемии, второй Оскар. Его завоевал саундтрек Эннио Морикконе к вестерну Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка».  Музыка была записана в Праге с Чешским национальным симфоническим оркестром. И с  трубой Нелло Сальца – по приглашению Эннио Морикконе.

О его сотрудничестве с Морикконе пишет итальянское издание «Наполи»: Нелло Сальца родился 52 года назад в Сутри, закончил Санта-Чечилия в Риме, живет с семьей в течение многих лет в Салерно, где преподает в консерватории. Позади яркая карьера: знаменитые оркестры, тысячи концертов и сотрудничество с более чем 400 международными саундтреков. Из них 250 – с Морикконе. Нелло Сальца играет на трубе с 6 лет. И делает это с завидной легкостью, как будто это — его второй голос. Очень активно выступает со своей группой «Нелло Салза ансамбль». Одно из его популярных выступлений называется «Путешествие по саундтрекам и написание песен».

 За «оскаровской» церемонией Нелло Сальца следил за церемонией по телевизору. Позже он признался, что, не дождавшись вручения наград, заснул. Говорит, был уверен, что премия за лучший саундтрек достанется номинируемому уже в шестой раз Эннио Морикконе. А впервые встретился с Морикконе Нелло Сальца в 1984 году: он называет это эту встречу судьбоносной. «В тот день, — говорит Нелло, — не хватало исполнителя-трубача. И через Союз музыкантов пригласили меня. Так начались мои отношения с учителем». Записывали музыку к фильму «Однажды в Америке». И вот — тридцать лет совместной музыки и концертов. «Говорить об Эннио Морикконе только как о звуковом сопровождении – неправильно. Это на самом деле один из величайших композиторов ХХ века. Если бы он родился раньше, то был бы, конечно, как Пуччини или Верди», — говорит Нелло Сальца в интервью «Наполи» о композиторе Морикконе.

 Нелло Сальца — частый гость телевизионных передач. Также он записал несколько сольных компакт-дисков, начиная от классического репертуара и музыки для саундтрека. Победитель многочисленных крупных конкурсов, а также обладатель первого места в двух национальных конкурсов для обучения в консерваториях. Всемирно известная фирма «YAMAHA» назначила его на должность эксклюзивного тестирующего художника, он разработал и поставил свою подпись, как гарантию качества на новые модели инструментов, и дал фирме право запускать две модели трубы в серию.

Незабываемые темы сочиняли специально для него самые известные композиторы большого экрана. Подлинное, эталонное звучание оценили и павлодарцы, услышав шедевры из  «золотой сокровищницы мировой киномузыки». Знаменитый трубач показал свое мастерство и итальянский темперамент, он двигался в такт музыке, пританцовывая и притоптывая. А одну из композиций он сыграл прямо перед зрителями: вошел в зал, прошел между рядами восхищенных павлодарцев, поднялся на сцену и продолжил играть. Звук, рожденный его трубой, будто проникал в самое сердце. Он точно пробуждал те эмоции, которые замыслил композитор: то сладкую грусть, то учащенное сердцебиение от предчувствия чего-то неясного, то восторг, когда от музыки мороз по коже пробирает.

Публика не хотела отпускать музыкантов со сцены, и Нелло Сальца с оркестром сыграли на бис еще пару мелодий. В том числе виртуозно исполненную артемьевскую тему из фильма «Свой среди чужих, чуждой среди своих». Он искренне благодарил зрителей за признание его таланта. А зал рукоплескал стоя.

— Настоящие музыканта, самые талантливые и знаменитые, они всегда легки в общении, без амбиции. Это зависит от уровня музыканта. Их главная цель – подарить свой талант публике, — сказала после концерта Наталья Землякова.

Мировая знаменитость Нелло Сальца запросто держался как на сцене, так и после выступления. Он не отказывал желающим с ним сфотографироваться, подписывал свои диски, раздавал автографы. И, спеша на самолет, уделил время ответить на пару вопросов журналистов — на сумбурной смеси русского, итальянского и английского нам удалось понять друг друга.

— Маэстро брависсимо! – взмахивает руками Нелло Сальца. – Очень все понравилось! С оркестром мы быстро нашли общий язык. Маэстро дирижер – огромный талант! Мы сделали отличный концерт, весенний и замечательный. Мария Мудряк? Да, я знаю эту оперную певицу у нас в Италии. Но я не знал, что эта молодая певица из вашего города.

  Весенние концерты симфонического оркестра отличаются легкой эстрадно-симфонической программой, без «серьезных» классических произведений. Чтобы атмосфера оставалась невесомой, праздничной и воздушной. Это, впрочем, стоит музыкантам тех же усилий, как и при работе с академическими произведениями. Порой еще больших: чего стоит организовать приезд в Павлодар мировых звезд, выкраивание из их строгого графика одного дня для визита к нам. Это и согласование партитур, и репетиции – быстрые, чтоб схватить все сразу налету из-за сжатых сроков. За 10 лет работы симфонического оркестра павлодарцы научились понимать и ценить ту огромную работу, которая проявляется в двух часах приятных звуков любимых мелодий, услышанных вживую.