Немного времени остается до момента, когда Астана, да и весь Казахстан, распахнут двери гостям EXPO 2017. В павильонах международной выставки, как известно, будут представлены лучшие на сегодня образцы «зеленых технологий». В современном мире ударить в грязь лицом, говоря о сферах энергосбережения, использования безвредных и возобновляемых источников энергии, никак нельзя. А уж тем более стране-хозяйке мероприятия. Сегодня объявлены в розыск технологии, способные удивить. Некоторые проекты достаются с пыльных полок. Они были убраны туда, когда от них отмахнулись ответственные граждане ввиду плохого восприятия средними умами, нежелания заниматься хлопотным делом и продвигать необычные идеи, когда уже все в мире придумано. Только теперь у таких проектов появился шанс стать открытием. Их авторы надеются, что после мероприятия и отчетов о его проведении разработки не вернутся на пыльные полки и не останутся под спудом, а начнут приносить практическую пользу.
Маленький невзрачный макет на фоне плаката с перечислением наград находился среди проектов, претендующих от Павлодарской области на участие в EXPO 2017. В Доме дружбы организовали экспозицию, с которой бегло ознакомились новый аким региона Булат Бакауов и сопровождающие его члены делегации. Все они, уделив немного времени каждой презентации, отправились на совещание, чтобы обсудить подготовку к эпохальному событию. И появилась возможность разглядеть внимательнее экспонаты. Как выяснилось, невзрачный макет из металла и картона показывал, как будет выглядеть отечественная ветроустановка — устойчивая конструкция, высотой в три раза ниже «башенных» зарубежных турбин. Она предназначена для использования в составе ветровых электростанций мощностью от нескольких ватт до сотен мегаватт с присоединением их к электросетям с напряжением от 35 до 500 киловольт. Два электрогенератора позволяют работать при обычных ветрах и ураганных порывах до 50 метров в секунду, тогда как зарубежные универсальные установки работают до 25 метров в секунду. При низкой себестоимости эффективность отечественной турбины выше. Это доказывают расчеты и чертежи, 15 запатентованных в ходе разработки изобретений и два десятка технических требований. В реале работу ветротурбины не наблюдали. На опытный образец у государства и коммерческих структур пока не нашлись средства. Ее автор, известный ученый, изобретатель и практик в области электроэнергетики, государственный деятель, представляющий страну на многих международных форумах Марат Камбаров. Перечисление его регалий и достижений займет страницу. Но и он не первый год ждет достойной оценки и реализации на родине идеи, получившей признание на мировых площадках, в том числе, ставшей победителем конкурсов инновационных проектов в Лос-Анджелесе и Шанхае. Создать адаптированную к условиям нашей страны ветряную установку Марат Нигметович решил, когда 20 лет назад работал главным инженером РГП «Алматыэнерго».
– Мы планировали строительство ветряных электростанций (ВЭС) в известном во всем мире мощном ветровом коридоре Джунгарские ворота, находящемся на границе Казахстана и Китая на севере Алматинской области. Это межгорный проход длиной до 90 километров, шириной до 15 километров. Предварительно несколько лет мы специальными приборами измеряли там энергию ветров. Результаты были ошеломляющими: энергия ветров на один квадратный километр превышает европейские нормы в шесть-семь раз. Ежегодно отмечаются ветра до 40 метров в секунду. Обычные, знакомые нам ветротурбины башенного типа таких порывов не могут выдерживать. А у нас ветровых регионов с попеременно встречными или однонаправленными потоками более десятка. Вот и подумали мы с коллегами создать специфическую установку. И создали ту, что из–за дешевизны и повышенной выработки не имеет конкурентов, — рассказывает Марат Нигметович.
С 2010 года разработка побеждает на различных конкурсах. Вот только многочисленные обращения за поддержкой в создании опытного образца так и остались без отклика.
Шесть лет мы с коллегами обращались во все инстанции, которые должны поддерживать инновации: МОН, институты бывшего МИНТ, Самрук Казына, Минсельхоз, в четыре региональных СПК. Субъекты бизнеса обращались к нам, но их требования по продаже разработки были чрезмерно завышенными. Но Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева опубликовал в 2013 году мою книгу «Возобновляемые энергоресурсы Казахстана» где есть подробное описание нашей турбины. Я отправил книгу и обращение президенту страны. Они дошли до адресата, были даны поручения. На их волне проект прошел экспертизу и было решено, что СК «Инвест» профинансирует строительство. Затем, с лета 2014-го, вновь наступила тишина. В министерстве индустрии и новых технологий меня спросили: «Что, это изобретение лучше германского Мерседеса, что ли?» Вот и вся реакция, — отвечает на мой вопрос ученый.
Из хороших новостей — строящийся Капшагайский завод электротехники заинтересовался разработкой. Опытный образец планируют создать к концу года.
— Если испытания будут положительными, в чем мы не сомневается, то ветротурбина пойдет на ЭКСПО 2017 в международный павильон продвинутых технологий. Об этом нам уже сообщили, — говорит Марат Нигметович.
А пока он и его сподвижники пытаются не дать о себе забыть, представляя разработку на различных мероприятиях, таких как выставка проектов в Павлодаре. (Для этого есть возможность, ведь Марат Камбаров — еще и профессор Экибастузского инженерно-технического института им. К. Сатпаева). А изобретение имеет все шансы стать гордостью всей страны.
Ирина АДЫЛКАНОВА, НЖ№15, 14.04.16