За прошедший век Павлодар потерял 15 красивых каменных зданий и три величественные церкви дореволюционной постройки, которые представляли историческую и архитектурную ценность и были украшением нашего города, — подсчитал павлодарский историк-краевед Эрнест Дмитриевич Соколкин. С 30-х годов прошлого века продолжается уничтожение старинных памятников архитектуры. Кто-то может подумать, что до сих пор стирается политически неудобная история Павлодара. В ближайшее время начнётся снос заброшенной гостиницы «Россия». Нынешние владельцы обещают построить на её месте новое здание, сохранив прежний архитектурный облик. Но это будет новодел, не имеющий исторической ценности. Сейчас таким же многолетним бездействием городских властей на уничтожение обречены ещё два дореволюционных здания по ул. Ленина – бывшая гостиница «Ливадия» и Народный дом.
Весь цивилизованный мир был возмущён вестью о том, что исламские террористы из ИГИЛ варварски разрушили и разграбили древние храмы Пальмиры. Досадно было то, что религиозные фанатики, глядя на мир сквозь узкую щель своих догм, не в состоянии были понять, что посягнули на историческое достояние всего человечества, а не просто на наследие «неверных».
Павлодар – не Пальмира, но тоже пережил подобный вандализм в годы становления советской власти. Тогда орудовали не религиозные фанатики, а фанатики-атеисты. По данным Эрнеста Соколкина, в Павлодаре одним из первых под снос попал дом, в котором до 1925 года жил один из главных священников Троицкого собора А.Павлов, а после него до 1930 года располагалась первая городская и уездная библиотека. Это был большой, красивый, деревянный особняк на кирпичном фундаменте, построенный в 80-х годах 19 века. Он стоял на перекрёстке нынешних улиц Естая и Ак. Сатпаева. В 1934 году на его месте возвели здание областного казначейства Госбанка.
Исторические документы свидетельствуют, что в 1937-1938 годах в Павлодаре начался снос кирпичных церковных храмов – Свято-Троицкого собора, место которого заняла гостиница «Казахстан» и Воскресенской православной церкви, стоявшей на православном кладбище, где сейчас Горсад. На кладбище были разрушены фамильные склепы основателей и именитых людей города – Дёровых, Карбышевых, Суриковых и других купеческих семей.
В 30-е годы началось поэтапное уничтожение величественного Владимирского собора, строительство которого началось в 1910 году, но из-за революции остановилось на завершающем этапе. Собор был построен на месте деревянной Флоро-Лаврской церкви, сгоревшей в городском пожаре 1901 года.
В 30-х годах Владимирский собор стали сносить. Разрушили купола и колокольни. На остальное силёнок не хватило – ведь строили тогда на века. Остов собора стоял на территории завода «Октябрь» до 1975 года, пока не был окончательно разрушен отбойными молотками (самое верхнее фото).
Основание было настолько крепким, что его можно было бы отреставрировать и достроить в наши дни. Теперь почти всю эту огромную территории занял торговый дом «Старый город», а Владимирский собор сохранился только на фотографиях Дмитрия Багаева.
В период Великой Отечественной войны снос исторических зданий приостановился и активизировался с 50-х по 90-е годы. Эрнест Дмитриевич составил полный список уничтоженных исторических зданий. Вспомним лишь некоторые. Немногие павлодарцы знают, что первым каменным домом в нашем городе была тюрьма. Её построили в 1880 году. Снесли вместе со зданием и казармами военкомата. Тогда же город лишился исторических строений, где жили С.К.Теплов, певица Майра, писатель Бекхожин, художник Батурин. В 1974 году в Затоне была разрушена деревянная Батуринская арка.
Не стало дома, где в 1920 году жил писатель Мухтар Ауэзов. Также были снесены добротные дореволюционные дома на высоких фундаментах, украшенные резьбой, принадлежавшие купцам Петкову, Кошелеву, Сурикову, Верещагину, Евдокимову, Вахитову, Губину, Сурову, первому ремесленнику Дудолядову и другим. Бесследно исчезла старая первая аптека, дом атамана, клуб приказчиков, здание дворянского собрания, церковно-приходского училища. Среди этой разрушительной вакханалии в 2000 году чудом удалось спасти два дома купца Рамазанова по улице Ленина. Помогло личное вмешательство тогдашнего акима города Николая Чмых. Сейчас в одном из зданий находится музей песенного творчества им. Майры.
Невосполнимой утратой для города стало варварское уничтожение уникального деревянного строения с ажурной башенкой по ул. Мира, 40. В 1924 году оно строилось под первый вокзал, но здание сразу же передали под школу №108 для детей железнодорожников. Она просуществовала там с 1925 по 1975 год, приютив затем в своих стенах Дом пионеров. После развала СССР дом приватизировала частная организация. Потом он долгие годы стоял заброшенным, постепенно разваливаясь и разворовываясь, пока не сгорел. В 2010 году на его месте установили деревянный сруб, в котором разместили Музей воинской славы.
Незаметно перешёл в частную собственность и был снесён дом матери героя Советского Союза генерала Дмитрия Карбышева. Теперь здесь стоит частный особняк с высоким кирпичным забором, на котором повесили мемориальную доску: здесь стоял дом матери Карбышева.
Несколько месяцев назад в Павлодаре снесли деревянный дом надворного советника Георгия Красильникова, построенный им в конце 19 века. Этот дом чудом уцелел во время пожара 1901 года, когда в этом районе выгорела вся деревянная застройка. Георгий Красильников заведовал библиотекой Народного дома, а его жена была директором и преподавателем в женской гимназии. Позже в их доме размещались районный отдел культуры, редакция газеты «Нива» и даже областная прокуратура.В 90-х этот деревянный дом вывели из реестра охраняемых зданий и передали в частную собственность. Его адрес: ул. Кирова, 1 перешёл стоящему рядом ресторану «Аул». Долгие годы дом разрушался, стыдливо прикрываемый листами гофрированного железа.
Горожане проиграли битву с властями за сохранение здания бывшей гостиницы «Россия» по ул. Ленина, 170, возле Ленпарка. Историю этого уникального строения рассказывает историк-краевед Эрнест Соколкин:
— В 1910 году купец Пугачёв, владелец булочных и колбасных производств, построил гостиницу «Россия». Гостиница была первого класса. За счёт неё он изрядно разбогател. Гостиница до советской власти просуществовала 10 лет. Потом её национализировали и разместили в ней уездный исполком. До 1930 года он находился здесь. Потом здание отдали под Дворец Труда. Там работала Биржа труда, безработные становились на учёт. С 1940 года почти до 1960 здесь размещался облисполком. Затем объединённая детская больница. В 90-х отдали здание под общежитие работников культуры – актёров, библиотекарей, сотрудников музея. Мы ходили сюда в гости к коллегам. Потом произошла авария отопительной системы, всех выселили отсюда. Здание ремонтировать не стали. С середины 90-х годов этот дом стоит пустой.
Заколоченные двери и окна не стали препятствием для бомжей, наркоманов и хулиганья, которые облюбовали пустующие помещения. Говорят, что именно они устроили пожар, в котором сгорела часть крыши и перекрытий между этажами. Потихоньку неизвестные люди стали разбирать дом на стройматериалы, а дворники превратили его в свалку мусора.
В 2012 году это изуродованное маргиналами и чиновничьим безразличием здание исключили из государственного реестра охраняемых объектов. В 2014 году по городу прошла весть о том, что власти приговорили это наследие старины на снос ввиду невозможности его восстановления, и что на этом месте запланировано строительство трёхэтажного административного здания площадью 4000 квадратных метров, в три раза больше нынешнего. Только тогда местная интеллигенция подняла шум в СМИ и собрала 600 подписей под обращением к акиму Павлодарской области Канату Бозумбаеву, требуя восстановить дореволюционную достопримечательность.
Власть имущие вроде бы пошли навстречу пожеланиям общественности и даже предположили, что в отреставрированном здании могут расположиться три музея – истории города, павлодарского Дома географии и серебра. Волну страстей погасили. А в марте 2015 года бывшую «Россию» всё-таки продали в частные руки за 36 миллионов тенге. Согласно условиям тендера, инвестор решил снести руины и построить на их месте новую гостиницу, соответствующую историческому облику и городскому ансамблю. По условиям тендера все работы по сносу и строительству должны быть проведены в течение трёх лет, построенное здание должно сохранять свой гостиничный профиль в течение пяти лет. Дальше на усмотрение хозяина. Пока здание бывшей гостиницы «Россия» обнесено глухим высоким забором, но активных строительных работ там не заметно.
Теперь точно по такой же схеме, с попустительства чиновников, идёт постепенное разрушение здания низшей сельскохозяйственной школы, построенного в 1898 году (ул. Ленина, 138). В 1902 году особняк передали уездному комитету попечительства о народной трезвости, который открыл здесь Народный дом для бедных и средних слоёв населения. В этих стенах был зал на 150 мест, в котором показывали немое кино, собирались общества любителей музыки и драматического искусства, ставились спектакли, проводились праздники, читались лекции о трезвости и т.д. Народный Дом просуществовал 10 лет. Потом до 1920 года здесь располагалась мужская гимназия, а до 1991 года множество других учебных заведений, из которых вышли многие известные павлодарцы. С 2001 года здание стоит пустое. Оно находится в государственной собственности, но не под его охраной.
Народный дом
Рядом по адресу: ул. Ленина, 136 ожидает повторения судьбы гостиницы «Россия» здание бывшей гостиницы «Ливадия». Эту гостиницу в 1909 году построил купец Иоанн Шмидт. Первый этаж сложен из кирпича, второй – из дерева. На крыше – фронтон со шпилем. По рассказам Эрнеста Соколкина, это была гостиница для людей среднего достатка, так как более состоятельные останавливались в «России». С марта 1918 года здесь работал первый Совет рабочих, крестьян и солдатских депутатов. В конце 20-х годов «Ливадию» отдали под склады, а в 1933 году здесь был открыт первый городской кожвендиспансер. В 80-х в этом здании были организованы склады медтехники. В начале 90-х зданием распоряжалась частная фирма. В 1998 году с «Ливадии» сняли статус памятника архитектуры, охраняемого государством, и продали в частную собственность. С тех пор этот особняк пустует и постепенно разрушается. На фасаде разбиты окна, а во дворе царит настоящая разруха.
Бывшая гостинца «Ливадия»
Сравните, как на фоне этой бесхозяйственности и уничтожения истории родного края, звучит вот такое краткое сообщение, промелькнувшее недавно в новостях: «В поселке Хаякава (Япония) расположена самая старая гостиница в мире — «Nishiyama Onsen Keiunkan». Ее открыли в 705 году нашей эры, и в этом году ей исполнилось 1311 лет. За это время гостиница если и закрывалась, то только на ремонт. И все эти столетия ею вот уже 52 поколения подряд владеет одна и та же семья». Понятно, что у Павлодара не такая глубокая история, как у этой японской деревушки. Вопрос другой: какой след в истории Павлодара оставим мы после себя? Какие архитектурные сооружения, возведённые у нас за 25 лет независимости Казахстана, останутся на века и будут представлять в дальнейшем архитектурную, художественную и историческую ценность? Пара-тройка религиозных объектов и особняки возле Иртыша?
Что мы за хозяева, если не можем сохранить ценности, которые нам достались даром по наследству от царской России и СССР? Что мы за созидатели, если, возводя новые объекты, делаем их не на века, а лишь бы успеть к приезду президента или вовремя освоить бюджет, и в итоге получаем не город, а временные, ненадёжные декорации?
Фёдор КОВАЛЁВ, фото автора и Д.БАГАЕВА, НЖ№13, 31.03.16