
В Казахстане вновь принята новая, многоуровневая, модель пенсионной системы, которая «заработает» с 1 января 2018 года. В чем ее принципиальные отличия, как правильно использовать ее возможности и как избежать проблем при назначении пенсии нам рассказали в Департаменте комитета труда, социальной защиты и миграции по Павлодарской области. Наш собеседник – Галина Васильевна Дмитриева, заместитель руководителя по социальным вопросам.
— Итак, Галина Васильевна, вопрос о пенсиях – очень злободневный, касающийся каждого гражданина нашей страны, и работающих, и уже вышедших на пенсию. Расскажите поподробнее, в чем состоят главные отличия новой модели пенсионной системы?
— Для этого нужно будет остановиться на существующей модели, чтобы понять, почему пришлось ее видоизменять. Напомню, что пенсия – это совокупность пенсионных выплат из уполномоченной организации, единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда (Закон Республики Казахстан от 21.06.2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан). Пенсионный возраст в Казахстане для мужчин составляет 63 года, для женщин — 58 лет. В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.
Первый уровень (базовый) — государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается всем гражданам, выходящим на пенсию, независимо от наличия трудового стажа и дохода.
Государственная базовая пенсионная выплата введена с 2005 года в качестве реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года, которая стала основным инструментом в предупреждении бедности и позволила увеличить доходы пожилых людей.
В 2005 году размер базовой пенсионной выплаты составлял 3 000 тенге (30 % от величины прожиточного минимума), в 2016 году он повысился до 52% от величины прожиточного минимума, что составляет 11 965 тенге (рост почти в 3,7 раза).
Численность получателей базовых пенсионных выплат на 1 января 2016 года составила более двух миллионов человек.
Второй уровень (обязательный) – солидарные пенсии, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета в зависимости от трудового стажа, выработанного на 1 января 1998 года и предпенсионного дохода, выплаты из единого накопительного пенсионного фонда за счёт пенсионных накоплений.
При переходе к накопительной пенсионной системе (1998 г.) для граждан страны сохранено право на получение солидарных пенсий из бюджета, при наличии у них трудового стажа не менее 6 месяцев на 01.01.1998 года.
Необходимо отметить, что назначение солидарных пенсий сохранится примерно до 2043 года. При этом, начиная с 2018 года, для женщин и мужчин пенсии будут назначаться в неполном и все уменьшающемся размере в связи с сокращением стажа на 1 января 1998 года.
— И именно с этим связан переход на новую пенсионную модель?
— Да. С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ) всеми работающими, каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 75-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в Едином накопительном пенсионном фонде (далее – ЕНПФ).
По расчетам экспертов, на адекватную пенсию можно рассчитывать при стаже участия в накопительной системе не менее 30 лет и регулярном перечислении пенсионных взносов. В сопоставлении с такими стандартами нынешние выплаты из накопительной системы малы, что объясняется двумя причинами: относительной «молодостью» системы, нерегулярностью участия в накопительной пенсионной системе граждан и низкой инвестиционной доходностью пенсионных накоплений.
На 1 июля 2015 года число индивидуальных пенсионных счетов составило 9,7 миллионов счетов или с увеличением более чем в 3,4 раза по сравнению с 1998 годом (3 миллиона счетов), сумма пенсионных накоплений на 1 июля 2015 года составила 4,9 трлн. тенге.
Пенсионные выплаты из ЕНПФ осуществляются преимущественно по графику (ежемесячно, ежеквартально или 1 раз в год), либо через компании по страхованию жизни при условии приобретения пенсионного аннуитета.
Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов наследуются, и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством Республики Казахстан, гражданам предоставлена дополнительная возможность увеличить свои накопления за счет добровольных пенсионных взносов, которые в будущем станут дополнительным источником дохода пенсионеров. В целом добровольный уровень пенсионного обеспечения стимулирует личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.
Таким образом, действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.
В связи с убыванием трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, постепенно будут снижаться размеры солидарных пенсионных выплат. Это приведет к тому, что к 2030 году размер солидарных пенсий для вновь входящих в систему пенсионеров значительно снизится.
Для того, чтобы не допустить понижения коэффициента замещения по системе, связанного со снижением удельного веса солидарного компонента в совокупной пенсии, стало необходимым проведение модернизации пенсионной системы. Таким образом, модернизация пенсионной системы в Казахстане связана, с одной стороны, с изменением макроэкономических условий за время её существования; с другой стороны — предстоящими изменениями в системе пенсионного обеспечения, связанными со сворачиванием солидарной компоненты (уменьшение трудового стажа на 01.01.1998 г.).
— Как будет проходить эта модернизация?
— По нескольким направлениям. По поручению Главы государства реализован первый этап модернизации пенсионной системы Казахстана: создан Единый накопительный пенсионный фонд, завершена работа по консолидации в нем пенсионных активов. При этом сохраняются обязательства государства по гарантии сохранности пенсионных накоплений.
В целях обеспечения увеличения пенсионных накоплений с 1 января 2014 года введены:
а) субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им одного года. (Так с момента введения данной нормы, на индивидуальные пенсионные счета около 100 тыс. женщин направлены 6,16 млрд. тенге).
б) 5% обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) за счет средств работодателей в пользу работников, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда. (на 1 июля 2015 года работодателями направлены 42,2 млрд. тенге на счета 373 521 человек.)
в) поэтапное повышение пенсионного возраста женщин.
Повышение пенсионного возраста женщин будет осуществляться в период с 2018 по 2027 годы, в течение 10 лет по 6 месяцев ежегодно.
К примеру, женщина, родившаяся 1 января 1960 года, сможет выйти на пенсию 1 июля 2018 года, то есть по достижении 58,5 лет. Если женщина родилась 1 июля 1960 года, ее пенсионный возраст составит уже 59 лет, так как на дату достижения ею возраста 58,5 лет (на 1 января 2019 года) законодательством общеустановленный пенсионный возраст предусмотрен уже 59 лет.
Сохранение возможности раннего выхода на пенсию для женщин:
1) в 50 лет, при достаточности пенсионных накоплений;
2) в 53 года женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста;
3) в 45 лет, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 5 лет, в соответствии с ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».
В трудовой стаж также засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности.
Главным концептуальным изменением второго этапа модернизации пенсионной системы Республики Казахстан является дополнение действующей накопительной системы новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5% от доходов работников, с 1 января 2018 года.
Одной из основных причин модернизации является «сворачивание» солидарной пенсионной системы и соответственно уменьшением размеров солидарных пенсий, в связи с уменьшением трудового стажа, накопленного до 1 января 1998 года, а также необходимостью дальнейшей диверсификации источников пенсионных выплат.
Так, начиная с 2018 года, на пенсию будут выходить лица, не имеющие достаточного стажа для назначения солидарной пенсии в полном объеме, что приведет к резкому сокращению получаемых пенсий для вновь выходящих на пенсию.
Каждое новое поколение пенсионеров имеет право на солидарную пенсию со все более низкими их размерами. Так, средняя солидарная пенсия новых пенсионеров в 2014 году на 12% ниже средней солидарной пенсии вышедших на пенсию до 2014 года.
Участниками условно-накопительной компоненты будут являться работники, в пользу которых работодатель за счет собственных средств будет перечислять 5%-ные обязательные пенсионные взносы работодателей (ОПВР) от размера дохода работника, принятого для исчисления ОПВР.
Для каждого участника системы в ЕНПФ будет открыт условный пенсионный счет, на котором формируются условные пенсионные обязательства.
Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, а также инвалиды I и II групп (инвалидность которых установлена бессрочно), при обязательном стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев).
Так, минимальный стаж участия составляет 5 лет, при котором наступает право на пенсионные выплаты. В странах, применяющих условно-накопительные системы, в целях обеспечения сбалансированности системы обязательно используются ограничения минимального стажа участия: в Италии – 20 лет, в Латвии – 10 лет,
Размер пенсии из условно-накопительной компоненты будет определяться исходя из пенсионных обязательств, сформированных на условном пенсионном счету и ожидаемой продолжительности жизни.
Максимальный размер пенсионных выплат устанавливается в размере 2-х кратной величины от прожиточного минимума.
Пенсии из условно-накопительной компоненты будут ежегодно индексироваться в зависимости от финансовых показателей системы и результатов инвестиционной деятельности ЕНПФ.
Важно отметить, что эти выплаты будут осуществляться пожизненно, вне зависимости от того, сколько лет человек после выхода на пенсию проживет – 10 лет или 40.
В отличие от накопительной пенсионной системы, при которой на индивидуальных пенсионных счетах накапливаются фактические деньги, в условно-накопительной компоненте на условных счетах фиксируются – условные пенсионные обязательства.
Учитывая, что взносы осуществляются за счет средств работодателя, на них не будет распространено право собственности работников и их наследование.
Таким образом, средства тех участников данной компоненты пенсионной системы, кто не дожил до пенсионного возраста, выехал на постоянное место жительство за пределы страны и не имел достаточного стажа (взносов), будут перераспределяться между остальными участниками.
На условно-накопительную компоненту не будет распространяться и государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции.
Вместе с тем, для поддержания института материнства и детства на обязательном уровне пенсионной системы наряду с субсидированием 10% обязательных пенсионных взносов, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, будут субсидироваться 5% обязательные пенсионные взносы работодателя в период ухода за детьми до года, что позволит увеличить пенсии из условно накопительного компонента.
Введение 5%-ых взносов работодателей обеспечит повышение социальной защиты для участников с низким уровнем доходов, усилит личную мотивацию к легализации доходов, создаст стимул для участия населения в пенсионной системе.
— Сегодня базовая пенсия является одинаковой для всех пенсионеров и зависит только от прожиточного минимума, устанавливаемого государством. Будут ли здесь изменения?
— Да, вторым концептуальным нововведением является изменение порядка назначения базовой пенсии с 1 июля 2018 года, в зависимости от стажа участия в пенсионной системе, исключительно при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста (63- для мужчин, 58/63- для женщин).
Сегодня все пенсионеры, независимо от их трудового стажа, получают одинаковую базовую пенсию – 52 процента от прожиточного минимума (11 182 тенге в 2015 году). Неважно, пять лет стажа у человека, или 35 лет.
Теперь же базовая пенсия будет назначаться в зависимости от трудового стажа и стажа участия в пенсионной системе. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия, как накопительная, так и базовая, выплачиваемая за счет бюджетных средств.
При этом, во внимание будет браться стаж, выработанный как в солидарной системе (трудовой стаж на 1 января 1998 года), а также периоды, за которые уплачивались пенсионные взносы (фактический стаж уплаты пенсионных взносов).
Кроме того, в целях стимулирования материнства и социальной поддержки отдельных категорий граждан предлагается в стаже участия также учитывать:
— время ухода за детьми до 3-х лет;
— время ухода за ребенком — инвалидом до 16 лет;
— периоды службы сотрудников силовых структур;
— проживания супругов сотрудников силовых структур в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства;
— периоды проживания за границей супругов дипломатических служб РК, международных организаций.
По действующему законодательству время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности засчитывается в трудовой стаж для назначения солидарной пенсии.
В случае, если у гражданина трудовой стаж составляет менее 10 лет или стаж вовсе отсутствует, то размер базовой пенсии будет равен 50% от величины прожиточного минимума. За каждый год сверх 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2% и при 35 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ (при стаже 20 лет размер базовой пенсии будет составлять 70% ПМ, 30 лет – 90% ПМ).
Для реализации этой нормы с 01.07.2018 года состоявшимся пенсионерам будет произведен перерасчет базовой пенсии на основании сведений, имеющихся в пенсионном деле.
Указанная мера позволит:
— решить проблемы пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, но получающих низкие (или минимальный) размер пенсии;
— установить единый подход к определению ее размеров;
— стимулировать участие в пенсионной системе и формализацию трудовых отношений.
Ожидается, что в результате средний размер базовой пенсии увеличится в 1,7 раза (или до 87% от прожиточного минимума).
Такой подход соответствует принципу социальной справедливости, так как не только позволит улучшить материальное положение пенсионеров, но и послужит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан.
— Итак, на что нужно обратить внимание будущим пенсионерам, претендующим на достойную пенсию от государства?
— Во-первых, наличие официальных трудовых отношений и регулярных пенсионных отчислений. В основном, это касается так называемых самозанятых. Вы можете работать и обеспечивать себя и семью сейчас, но обязательно нужно подумать о будущем. Сейчас несложно открыть ИП и официально делать пенсионные отчисления и другие налоги, они в Казахстане небольшие. Но это даст вам уверенность в завтрашнем дне.
— Многие не верят в сохранность накоплений, которые отчисляются в ЕНПФ. Инфляция и девальвация делают свое дело.
— Для сохранности ваших пенсионных накоплений существует государственная гарантия, которая нивелирует все инфляционные потери. Поясню на примере: на вашем пенсионном счету 500 тысяч тенге, которые за вас перечислял работодатель. Инвестиционный доход — еще сто тысяч, то есть конечная сумма составила 600 тысяч тенге. Вы их получили и написали заявление на государственную гарантию. Специальная программа посчитает, насколько подешевели ваши накопления. Оказалось, что с учетом накопленной инфляции за все года перечислений вы должны иметь на счету 700 тысяч тенге. Вот эту разницу в сто тысяч тенге вам и доначислят. Но! Если ваш пенсионный фонд работал хорошо, вы получили инвестиционный доход и сумма на вашем счету выше, чем 700 тысяч, то вам компенсация не положена.
— У наших читателей часто возникает вопрос о пенсионном обеспечении граждан России, имеющих вид на жительство, работающих и прописанных в Казахстане. Будут ли они иметь право на пенсию от нашего государства?
— Да, будут, это прописано в нашем законодательстве.
— Спасибо вам за разъяснение.
Елена ВАСИЛЬЧЕНКО, НЖ№13, 31.03.16