Пятница, 29 марта
Меню

Куда исчезли 36 новых автобусов?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1519
Куда исчезли 36 новых автобусов?

Мнения нового руководства автобусного парка № 1 и его старых рядовых работников о ситуации на предприятии не совпадают. Одни убеждают, что ведут его к расцвету и делают жизнь пассажиров комфортнее и лучше. Другие считают, что стали заложниками бессмысленной для города сделки и последующей гонки за прибылью, которая ни к чему хорошему не приведет.

В пятницу Павлодар облетела странная новость: популярные городские маршруты стали покидать новенькие пассажирские автобусы марки «МАЗ». И к понедельнику все 36 машин исчезли в неизвестном направлении. А ведь эти низкопольные, комфортабельные автобусы торжественно горожанам презентовали совсем недавно, в конце декабря прошлого года. Можно сказать, что это событие тогда постарались представить как доказательство наступления новой, успешной постприватизационной эпохи Автобусного парка №1 и подтверждения правильности принятого решения о продаже известнейшего коммунального транспортного предприятия Павлодара.

Сделка купли-продажи между акиматом и новым собственником состоялась в конце прошлого года. И обновление, как минимум, на 30 единиц техники в течение полугода являлось одним из приоритетных ее условий. Другим перевозчикам предлагалось следовать положительному примеру и улучшать качество работы. По крайней мере, чтобы остаться в обойме при очередных тендерах на обслуживание маршрутов.

«Автобусные маршруты города будут отдаваться частным перевозчикам по тому же принципу – хочешь получить хороший, прибыльный маршрут, по которому ездит много людей, будь добр, обновляй парк, создавай комфортные условия для жителей города!» – цитировало Каната Бозумбаева агентство Pavlodarnews.

Оно же сообщало со ссылкой на представителей АТП-1 Куаныша Кабиденова о том, что благодаря запуску новых автобусов количество рабочих мест увеличилось на 140 (по два водителя и кондуктора на каждый – НЖ). Что не может не импонировать властям и общественности. Участники презентации с удовольствием отвечали на вопросы касательно развития общественного транспорта и позировали на фоне приобретенной техники, а также с сотрудниками автопарка в фирменной форме. Но когда те самые водители и кондукторы спустя пару месяцев стали рассказывать об ухудшении условий труда, уменьшении их доходов, комментарии на эту тему стали недоступными.

Директор Виталий Болдырев отказывался общаться, ссылаясь на плохое самочувствие. В акимате города подчеркивали, что фирма теперь частная, а, значит, вмешиваться в ее дела госслужащим негоже и советовали адресовать вопросы напрямую в АТП 1.

Наверное, споры с коллективом и другие вопросы и трения остались бы навсегда делом внутренним, но в понедельник водители позвонили журналистам и сообщили, что получили и выполнили указание – новые автобусы снять с маршрутов и отогнать на базу сервис-центра «МАЗ». Предположения люди строили разные. В том числе, появилась версия нехватки денег у предприятия для расчета с поставщиками новенькой техники. Сообщили, что на линиях происходят сбои, а десятки водителей могут остаться без работы.

Последнее заявление относится к договорным отношениям между автопарком и сотрудниками, и о нем расскажем ниже. Что касается графиков движения, то этот вопрос – явно не личное дело перевозчика. Однако звонки в акимат и автопарк не проясняли ситуацию. Вопросы журналистов на эту тему «удивляли», а из ответов следовало, что проблемы никакой нет, и все автобусы, как и прежде, колесят по городским улицам. Чтобы установить истину, представители СМИ отправились непосредственно в автопарк в надежде увидеть «МАЗы» в работе и прекратить досужие домыслы.

Но этого не случилось. То, что автобусы действительно не на маршрутах после обмена любезностями подтвердила уже и. о. директора – Надежда Игизбаева. У которой мы спросили напрямую, а где же новые автобусы? Часть состоявшегося диалога приводим без комментариев.

– А почему я у вас не спрашиваю, а где ваша собственность? Это не государственная собственность, – сообщила Надежда Анатольевна.

– А не на этих ли условиях был продан автопарк?

– Это внутренний вопрос.

– Ну, этот внутренний вопрос выносился как главное условие передачи автопарка в частные руки.

– В данном случае – это не передача. Я хочу вас поправить.

– Это было условие продажи – обеспечение города новым, качественным транспортом. Где автобусы?

– Если вам нужны автобусы, ищите их на улицах города. На данный момент они проходят техническое освидетельствование, технический осмотр, потому что, когда оформлялась эта сделка, данные автобусы три года стояли без эксплуатации. Дата выпуска — 2013 год, а сейчас 2016 год. Они стояли где-то, а не на заводе-изготовителе.

– Когда они выйдут на линию?

– Как пройдут процедуру, так и выйдут. Почему мы вам прям вот так должны…

– Потому что в городе не хватает транспорта.

– А как до 24 декабря справлялись?

– Вы работаете по полным графикам?

– Мы работаем по полным графикам.

 

Напомнили на всякий случай

Уже на следующий день директорат АТП-1 рассказывал журналистам, что вышли из строя некоторые детали (например, подушки безопасности). По представленной версии, пока не истек срок гарантии, неполадки решили исправить. Но, видимо, это кажется неубедительным не только горожанам, но и акимату города Павлодара. Который если и не бьет тревогу, но счел своим долгом подстраховаться, направив в адрес предприятия письмо-напоминание.

– Как проходят расчеты за технику, которую они приобрели, согласно условиям договора, такой информации у нас нет, они сами рассчитываются. Другой вопрос, что они должны ее нам обеспечить в течение шести месяцев, и срок истекает 13 мая. Только с этой даты можно конкретно говорить, есть нарушения или нет, есть новая техника или нет. И если нет, мы сможем расторгнуть договор в одностороннем порядке. О чем мы сообщили и предупредили в направленном автопарку в письме буквально вчера. Этот документ был направлен, поскольку отдел ЖКХ в результате ежедневного мониторинга маршрутной сети выявил, что часть автобусов выведена, отсутствует закупленная техника, в частности, на 6, 55, 10, 31 маршрутах. В этой связи мы просим перевозчику комментарий и напоминаем об условиях договора, – говорит руководитель отдела финансов города Павлодара Ольга Крупникова.

Так что и в акимате подтвердили, что 36 автобусов с линий сняты. Но довольствуются пока объяснениями, что автопарк с заминкой справляется. В первую очередь, отправляет технику из запасов, использует привлеченные услуги, в том числе, автобусы малого класса, которые недавно были нелюбезно спроважены с центральных улиц.

– Особых проблем с общественным транспортом город не испытывает, — уверяет пресс-секретарь акима Павлодара Аскар Газизов.

Все по расчету

Пока сделка не «закрыта» на сто процентов, ее общие детали секретом не являются. В отделе финансов сообщают, что общая сумма покупки – 1 миллиард 176 миллионов тенге в рассрочку до конца 2018 года. Пока выплачена первая ее часть в размере 200 миллионов тенге. Второй платеж в 326 миллионов тенге должен поступить в казну до 1 декабря 2016 года. Еще столько же предприятия должно выплатить в следующем году. Ну, и в 2018 году отдать бюджету остаток. Формально, в случае форс-мажора акимат еще может претендовать на возврат имущества, которое пока не является собственностью покупателя в полном значении этого слова. Но, учитывая, что условия сделки очень даже приемлемые, вряд ли стоит ждать ее срыва. И вопрос, кто выиграл от ее проведения – не стоит.

Вообще, новому собственнику автопарка – «Казахстанской строительной компании», повезло со сложившимися обстоятельствами. В Павлодаре еще несколько лет назад, в пору акима Ерлана Арына, как будто начали готовить почву для процветания отрасли. Начали говорить о необходимости реорганизации системы общественного транспорта, оптимизации движения и избавления от «опасных» микроавтобусов. Затем решили даже пригласить специалистов транспортного института из Алматы для проведения исследований стоимостью несколько десятков миллионов тенге. Научно обоснованные выводы лишь закрепили ненаучные выводы властей. Так что, когда крупнейший автопарк был продан частнику, на улицах города почти не осталось конкуренции в виде альтернативного транспорта малого класса. Выходи и зарабатывай на обкатанных годами и очень популярных у населения маршрутах!

Теперь пассажирам осталось дождаться порядка и безупречного обслуживания, а городу – прозрачной отчетности. Так как именно на это делается ставка, и акимат, избавившийся от важного актива, намерен получать прибыль с налогов. Для этого уже летом будут тестировать и вводить систему электронного билетирования, оснащая автобусы валидаторами. И (какое совпадение!) владелец «SmartCard» и АТП-1 — один и тот же.

На брифинге для журналистов Куаныш Кабиденов рассказал о преимуществах системы, что опыт внедрения карт «Онай» в Алматы (проект внедрила их фирма) положительный, что скрытые доходы водителей теперь пополняют кассы автопарков. Что, разумеется, сказывается на благосостоянии транспортных предприятий и улучшении сферы перевозок в целом.

По его данным, постановление о применении карточной системы оплаты приняли депутаты павлодарского городского маслихата, и оно обязательно к исполнению. А лучшей альтернативы предложению «SmartСard» нет. Как не будет ее у населения по форме оплаты. Кстати, в Южной Корее, на опыт которой ссылаются авторы проекта, электронное билетирование хоть и развито, но безальтернативно не поступали и там, оставляя пассажиру право выбора. В общем, понятно желание бизнесменов не только работать в Павлодаре, но и зарабатывать. Водители автопарка говорят, что первыми почувствовали перемены. Но они далеки от ожиданий.

— Нас не устраивает форма договорных отношений. Согласно условиям контрактов, мы за определенную плату оказываем услугу автопарку как индивидуальные предприниматели-водители. Обещали ежемесячно 115 тысяч тенге. Но с этой суммы мы должны платить заработную плату кондуктору, перечислять пенсионные себе и ему. При этом работаем по 16 часов в день. Более всего нас не устраивает размер «плана с круга». Он слишком большой, притом, что если «ушел в минус», эту разницу вычисляют из нашей зарплаты, — говорит водитель Ернур Кудерин на спонтанном собрании обеспокоенных своей судьбой кондукторов и водителей.

Однако в парке с их претензиями не согласны и, в свою очередь, уверены, что водители попросту не желают терять «левый», неучтенный доход.

– Сейчас мы берем на себя все расходы по обеспечению транспорта бензином, ремонтом, наружной мойке. А ведь раньше этого не было! И хозяйствующий субъект делает экономические расчеты, знает, какой доход с круга на маршруте. И мы говорим, что помимо заработной платы и сейчас можете получить дополнительный доход, то, что зарабатываете сверх нормы, – парирует и.о. директора автопарка Надежда Игизбаева.

По ее словам, и ранее водители оказывали услуги как индивидуальные предприниматели. Но, поскольку им это было выгодно, вопросов не возникало.

— Но и предприятие было другое. Пусть, со своими минусами, но и плюсы были существенные, все зарабатывали. Платили за аренду, сдавали план и пополняли ремонтный фонд. И, главное, обеспечивали бесперебойную работу общественного транспорта. Теперь из-за высокого плана, кабальных условий не знаем, как жить будем, как кормить семьи? Вот сейчас, в нынешней ситуации. Сняли нас с автобусов новых, предлагают пересесть на старые. Говорят, что временно. А старые выходят из строя, и ремонта не дождешься. А если не пойдем да не подпишем договор, третий по счету – найдут других водителей. Раз уж речь о прозрачной отчетности и порядке в парке, пусть и нас это коснется! Мы согласны получать заработную плату как нормальные люди. И пусть предприятие перечисляет средства в пенсионный фонд, обеспечивает другие социальные выплаты. Тогда можно поверить, что порядок хотят навести. А пока складывается впечатление, что нас рассматривают только как орудие заработка, – жалуются водители.

Ирина АДЫЛКАНОВА, НЖ№13, 31.03.16