15 лет исполнилось павлодарскому мемориальному дому-музею Дмитрия Поликарповича Багаева. Юбилей отметили выставкой «Признание». Имя фотографа и краеведа Прииртышья известно не только в Павлодаре и Казахстане, но и за его пределами. Выставку уникальных работ Дмитрия Поликарповича уже изъявили провести у себя американцы. Как рождаются музеи и из чего складывается память на встрече рассказывали современники Дмитрия Багаева, и те, кто помог увековечить его имя, сохранив дом с уютным фотопавильоном.
Такой дом с фотопавильоном в Казахстане единственный, как и музей фотографа-краеведа. В России подобные дома имеются, например, дом Митенкова в Екатеринбурге, с которым у багаевского дома проходили обменные фотовыставки. В мемориальном доме-музее Багаева проводятся обзорные экскурсии, мастер-классы, краеведческие лекции, выездные выставки, и экспозиции фотографий современных авторов, творческие встречи, вечера памяти, а также занятия кружка фотолюбителей. Иван Лагутин, соратник Багаева, говорил: «Музей – явление уникальное, ему по роли нет аналогов. Желание трудиться в музее не всегда первичное. Главное – иметь призвание почувствовать в себе предрасположение. И не только преданность труду историка, но и любовь к нему».
— Дмитрий Поликарпович Багаев до конца своих дней работал директором своего детища — областного историко-краеведческого музея им. Потанина. Наследие, которое он оставил, мы должны сохранять, дополнять и пропагандировать. За время работы накоплено порядка 1700 негативов, в нашем музее находится около 200 экспонатов в экспозиции. В 15-летний юбилей музея мы выставили его фотоснимки, краеведческие записки и труды. Мы, потомки, можем увидеть его полотна с отображением самых интересных и неизведанных страничек жизни казахского народа, исследованию которых Багаев посвятил всю свою жизнь, — рассказал на встрече заведующий домом-музеем Багаева Талгат Адамов.
Заведующий домом-музеем Багаева Талгат Адамов и знаменитый диванчик в стиле модерн.
В областном музее был уголок Багаева, потом экспозиция перешла в дом-музей, который является филиалом краеведческого музея. Экспонаты были также привезены из Екатеринбурга, переданы дочерью краеведа Валентиной. На ее сведениях основана и реконструкция интерьера дома и павильона. Откликнулись фотографы Павлодара, в том числе нынешний меценат дома-музея Александр Пархоменко.
Между тем, именно фотоклуб «Орион» в свое время стал инициатором создания этого фотографического музея имени Багаева, поведал собравшимся часть истории дома старейший фотограф Павлодара Борис Краснянский. «90-е годы ХХ века, дом хозяева решили продать. И члены фотоклуба «Орион» выкупили его. Здесь «поселились» фотолюбители Павлодара. Сегодня дом принадлежит государству, это культурный центр фотографического мастерства и искусства, с чем я вас и поздравляю!», — сказал Борис Захарович гостям юбилея.
Еще один свидетель и участник истории — Эрнест Соколкин, краевед, бывший хранитель краеведческого музея. Один из тех, кто принимал участие в создании мемориального дома-музея Багаева в 2001 году. Более ста лет существует здание, до 90-х годов здесь жила семья Багаева. Павильон построен в 1905 году, когда Багаев получил патент на открытие фотосалона в Павлодаре по разрешению Семипалатинского губернатора.
— Тогда в 90-х здесь был склад вещей, но мы верили, что павильон будет восстановлен, – рассказывает Эрнест Дмитриевич. — Время было трудное, не было возможности сразу приобщить это здание под музей. Шла официальная передача от фотошколы музею. К концу 1999 года Едыге Ниязов со своей фотошколой ушел из помещения, здания пустовало. Его даже хотели снести — рядом частники построили здание и «положили лапу» на эту территорию. Мы подняли вопрос сохранности дома – помогли журналисты и общественность, работники архивов. И дом сберегли. Потом был ремонт, закупка и размещение первых экспонатов. Ведь Ниязов за свои деньги приобретал в свое время всю мебель отсюда. Мы также брали из фондов все, что было связано с этим домом, это кропотливая научно-исследовательская работа. За месяц было все подготовлено, и 30 января музей открыл свои двери для посетителей. Сведения о музее войдут в новую книгу о культурных вехах области.
Отреставрированное кресло совсем недавно вернули в экспозицию. А знаменитая кушетка в стиле модерн, фотоаппарат, печатную машинку и письменный стол были передана музейщикам в 70-х годах сыном краеведа Леонидом Багаевым. С ним и другими детьми Багаева тесно общался павлодарец Альберт Панасюк. Он был лично знаком с Дмитрием Поликарповичем. Прадед Альберта Александровича был уездным старостой, а дед станичным атаманом. Дмитрий Поликарпович имел ними близкие контакты.
— Рядом жила моя тетя, и я каждое лето находился в этом дворе, — вспоминает Панасюк. — Я был на свадьбе сына Багаева Александра, и в честь меня он назвал своего сына Альбертом. Павлодарцы были очень дружным народом. На этой кушетке меня 2-летнего фотографировали, а скоро мне уже 86… Для всего нашего поколения Багаев — человек большой важности. Он в своих фотографиях запечатлел всю область, наш Павлодар. Помню, как Дмитрий Поликарпович принес и поставил у ворот тяжелую гранитную статую, которую нашел за Иртышом. Эти каменными статуями степные кочевники обозначали границы своих кочевий. С этой находки и началась вся история собирательства, которая переродилась в краеведческий музей.
А художник Виктор Поликарпов рассказал, что также был сфотографирован на этой скамье в 3-месячном возрасте вместе с мамой. И добавил: «Видел, знал, общался. Говорить о Багаеве нужно много. Дмитрий Багаев познакомил в свое время всех нас с поэзией Павла Васильева. В 30-е годы доступны были по публикациям в прессе. Он был знаком с родителями поэта. А Павел Васильев – человек павлодарской закваски, он вынес степь, наши ценности иртышские на самую вершину русской поэзии».
Открытие музея совпало с началом музейной деятельности Алии Жумартовой. Она 5 лет проработала здесь, ей близок каждый экспонат, она помнит создание экспозиций. Сейчас Алия Зарлыковна — главный хранитель фондов областного историко-краеведческого музея им. Потанина. Багаев для нее стал родным человеком.
— Раньше каждый житель Павлодара считал своим долгом прийти и сфотографироваться к Дмитрию Поликарповичу Багаеву – рассказывает Алия Жумартова. — Это был очень бескорыстный человек. Чего стоят письма с фронта, которые приходили в 40-е годы с адресом: «город Павлодар, фотографу Багаеву». Писали солдаты: «Пожалуйста, сходите ко мне домой, сфотографируйте мою семью – моих детей, мою жену, мою невесту, мою мать! И пришлите мне на фронт. А я за это на ваш счет убью двух-трех-четырех фашистов. Считайте, что вы в Павлодаре боретесь за Победу!». В те тяжелые годы было очень трудно со стеклянными пластинками, на которые нужно было наносить серебряную эмульсию. Каждый кадр ценился на вес золота в военное время. Дмитрий Багаев никогда не отказывал, он понимал, что это такое – видеть лица любимых людей. Есть сейчас последователи Багаева, много фотографов, которые запечатлевают и изучают наш край. Правда, теперь часто бывает, что люди хотят, чтоб за эту работу им заплатили. В том и отличие работы Дмитрия Багаева, он все делал бескорыстно. Долгое время многие снимки вообще были неизвестны. Для меня он – высшая планка альтруизма и интеллигентности.
Знаменитый диванчик в стиле модерн, по словам специалистов, очень ценный музейный экспонат – такого в Казахстане больше нет. На нем был сделан единственный снимок нашего знаменитого земляка Машхур-Жусупа Копеева. Это человек, которого при жизни почитали святым, никому не позволял себя фотографировать и даже рисовать, сколько его ни просили, только Багаеву. Дмитрий Поликарпов знал его лично и прекрасно владел казахским языком. Все его фотографии подписаны на казахском латиницей. На этом же диванчике сфотографирована Багаевым и Майра Шамсутдинова.
— Я хочу еще отметить, что во многих музеях Казахстана, и снимки во многих учебниках Казахстана, 90% — это работы Дмитрия Поликарповича Багаева, — говорит Алия Зарлыковна. — В Карагандинской области есть знаменитый музей голода. И там даже не знали, что фотографии принадлежали Багаеву. Тяжелые годы голода 1933-1934, во время установленной большевистской власти снимать эти кадры было просто опасно для свободы и жизни. Багаев прятал фотоаппарат под полой и делал эти страшные снимки: мертвых людей в городе, пухнущих с голода людей, и тех, кто бросает все нажитое и уходит из родного края. Рискуя свободой, Багаев был не просто фотографом. В одном из дневников 30-х годов он писал: «Уходит время. Гибнет эпоха. Душит мордография!». Фотографы это поймут – бесконечные кадры на документы: красноармейские, комсомольские, партийные билеты. Он делал и другие снимки — эти страшные кадры и прятал их в столе, понимая, что это хроника жизни, и это останется будущим поколениям.
Историки говорят, летом он выезжал на месяцы в Баянаул за свои средства, снаряжал подводу, возил аппаратуру. Когда в 30-е годы началось строительство колхозов, он писал: «Уникальный кочевой образ жизни казахов на наших глазах канул в вечность. И я ставлю своей задачей сохранить и запечатлеть то, что еще можно». Эти уникальные фотографии – не постановочные, они подлинные.
— Сейчас ведется большая работа по реставрации совместно с Министерством культуры РК, — поделилась информацией Алия Жумартова. — На нас вышла американская фирма по реставрационным работам, сейчас ведется отбор фотографий Багаева и его негативов, которые подлежат восстановлению. Есть такие планы. Наверное, они будут отправлены в лабораторию в Америку для работы, а после там же будет большая выставка Дмитрия Багаева. То есть, мы шагнули далеко за пределы республики.
1230 единиц хранения — негативы Багаева в стеклянных пластинках не так давно забрали в Алматы, в архив кино-фотодокументов. Там имеются специальные условия для хранения. Есть и стеклянные негативы, которые остались в Павлодаре. Однако, по требованию нашего музея были сделаны дубль-кадры, и в фондах краеведческого музея присутствуют эти 1230 единиц хранения. По ним выпущен каталог снимков Багаева, с которым может ознакомиться любой желающий.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№9, 03.03.16