В начале 2016 года культурный Павлодар отметил 85-летний юбилей Наум Григорьевич Шафер. Шафера-композитора — Нами Гитина (это его творческий псевдоним) чествовали на «Звездном вечере» в январе. А февраль завершился праздником «Чтобы в душах Музыка жила!» — в честь 15-летия основания Дома-музея Шафера. В этом доме музыка звучит всегда, ее здесь хранят, любят и ценят.
Драгоценное собрание редких пластинок признано уникальным. Филологу и музыковеду, исследователю творчества и критику, композитору, публицисту и коллекционеру Науму Шаферу было 70 лет, когда его коллекция наконец-то оформилась в единственный в Казахстане павлодарский дом-музей грампластинок.
Исследователь творческого наследия Дунаевского, Булгакова, Высоцкого, Наум Григорьевич Шафер сохранил для потомков раритетный архив записей, аналогов которых нет больше нигде в мире. В коллекции более 25000 грампластинок, 1500 бобин магнитофонных записей, 1500 аудиокассет. Картотека насчитывает более 500 тысяч карточек на музыкальные произведения. Музей был открыт 21 февраля 2001 года. Сегодня это не просто музей, а именно жилой и живой дом. Здесь живет и работает профессор Шафер с супругой, рядом ведет работу по сохранению музыкального наследия коллектив музея. А каждую пятницу в 18.30 в гостиной звучат стихи и музыка, идут беседы, происходят удивительные открытия.
— Мы предлагаем нашим гостям вспомнить этапы становления, прослушать патефонные пластинки и раритетные записи, — говорит об истории и специфике работы руководитель музея Татьяна Сергеевна Корешкова. — На звуковых дорожках представлена музыкальная летопись с конца девятнадцатого столетия до девяностых годов века двадцатого. Сегодня музей дает возможность слушателям третьего тысячелетия «почувствовать аромат звучания» старинных записей.
Директор дома-музея Шафера Татьяна Корешкова.
Наум Шафер предложил гостям послушать патефонные пластинки из фондов музея. Это разная музыка разных народов и разных периодов: казахская, русская и американская музыка 1930-х, 1950-х и 1960-х годов ХХ века. В одном из интервью нашей газете Наум Шафер как-то пояснил, что его любовь к музыке — не эстетская, а эстетическая.
— Я знаю некоторых коллекционеров, они признают только вокалистов, и Марк Бернес для них не певец. «У него не голоса!». То, что он поет душой, это их не интересует. Для меня он не вокалист, а прекрасной певец, который, по моему мнению, является у нас основоположником бардовского движения. Ведь барды пели песни в его стиле. Я считаю, что есть так называемые вокалисты, и есть певцы. И хорошо, когда все это соединяется вместе, как у Сергея Яковлевича Лемешева. А есть другие, которые поражают силой своего голоса, но не красотой своей души, — считает Наум Григорьевич.
Еще одна страсть Шафера – советская песня. По мнению профессора, ее исчезновение — большая трагедия.
— Она была уникальна во всем мире – нигде не было такой массовой песни, как у нас, — говорит Наум Шафер. — В период перестройки на нее ополчились, мол, она выражала только массовые чувства, а не индивидуальные. Но дело в том, что в этой массовости как раз выражалась индивидуальность каждого человека. Который хотел, с одной стороны, оставаться личностью. А с другой стороны, хотел бы испытывать те же чувства, настроения, мысли, что и все. Чтоб быть единым коллективом и не потерять общность наших душ.
Весеннюю программу музыкальной гостиной дома-музея Шафера откроет встреча, посвященная Международному женскому дню. На ней гости увидят «Зеркальные приметы нашего времени в фантастических романах Натальи Антарес». 11 марта Наум Шафер приглашает поговорить о поистине народном актере – Алексее Булдакове (встреча приурочена его юбилею). 18 марта в гостиной будут звучать симфонии Бетховена. А 25 марта, в честь праздника обновления Наурыз будет представлена казахская народная инструментальная музыка.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№9, 03.03.16