Понедельник, 9 декабря
Меню

«Правительство для граждан» вместо ЦОНов

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 4077
«Правительство для граждан» вместо ЦОНов

С 1 марта 2016 года казахстанские ЦОНы ждет слияние с другими предприятиями. Четыре поставщика государственных услуг станут одним оператором — госкорпорацией «Правительство для граждан». Планируется, что теперь граждане смогут получить госуслуги в сферах социальной защиты населения, земельных отношений и оформления недвижимости не в череде походов по разным инстанциям, а в режиме «одного окна», либо в электронном формате. Название «ЦОН» (Центр обслуживания населения) больше использоваться не будет. Мы попытались разобраться, что принесет очередная реорганизация нам, рядовым потребителям государственных услуг. Проще говоря, пенсионерам, мамам с детьми, предпринимателям и прочим гражданам Казахстана.

Реорганизации подлежат «Центры обслуживания населения», «Центры по недвижимости», «Научно-производственный центр земельного кадастра» и «Государственный центр по выплате пенсий», сообщает Zakon.kz, «путем слияния и преобразования в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале» (1 марта 2016 года вводится в действие Постановление Правительства РК № 39 от 29 января 2016 года).

Будут ли сотрудники республиканских госструктур переезжать в здания бывших ЦОНов, на базе которых решено провести реорганизацию, еще неизвестно. В Павлодаре все пока работают в привычном ритме. Об этом заявили руководители филиалов ЦОН и ГЦВП по Павлодарской области. Директор областного филиала Государственного центра по выплате пенсий Рысты Канаева на вопросы корреспондента «Нашей жизни» пояснила, что население может обращаться к ним по-прежнему, работа у них продолжается, а что-либо другое по теме она комментировать полномочий не имеет.

Глава областного филиала ЦОН Жаннат Нуржауова также отметила, что работа вверенного ей филиала продолжается в штатном режиме, с той лишь разницей, что теперь организация носит название госкорпорация «Правительство для граждан». Пояснение тонкостей преобразования она также назвала вопросом вне ее компетенции.

Впрочем, информация о том, как улучшится качество обслуживания населения, можно узнать на общем для всех 270 казахстанских ЦОНов сайте con.gov.kz. Действительно, при образовании некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» режим и график работы останется без изменений. По информации портала со ссылкой на вице-министра по инвестициям и развитию говорится: целью объединения ставится «создание единого провайдера по предоставлению госуслуг, законодательное закрепление норм, регулирующих предоставление услуг населению и соблюдение единых стандартов качества обслуживания в сферах социальной защиты населения, земельных отношений и оформления недвижимости. В настоящее время через центры обслуживания населения оказывается 212 государственных услуг. На первом этапе госкорпорацией будет оказываться 522 государственные услуги, а на втором этапе более 700. Для отбора услуг будет создана межведомственная комиссия, в которую войдут представители всех государственных органов, оказывающих услуги. Одним из условий передачи услуг в госкорпорацию является их оптимизация и автоматизация».

В сообщении также говорится: после объединения предприятий в них будут применяться единые стандарты оказания госуслуг, действующие в ЦОНах. Например, если сейчас РГКП «ГЦВП» оказывает свои услуги с 9.00 до 14.00 часов, а НПЦЗем с 9.00 до 18.30 часов, то в госкорпорации все услуги будут оказываться с 9.00 до 20.00 часов, включая субботу. Кроме приема заявок на оказание услуги и выдачи готовых документов, сотрудники госкорпорации будут выполнять их обработку. К тому же, для обеспечения доступа к гражданам, проживающим в отдаленных сельских населенных пунктах, будет использована инфраструктура АО «Казпочта».

По данным Inform.kz, государственной корпорации передадут все государственные услуги до конца 2017 года. Об этом сообщил Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей статье «План нации — Путь к казахстанской мечте». Единый провайдер услуг сможет обеспечить прозрачность их представления, сократит ненужные административные барьеры и перечень запрашиваемых документов. Качество оказания государственных услуг будет контролироваться специальным общественным советом, созданным Правительством, единым провайдером в лице новой корпорации, а также НПО.

Также издание, ссылаясь на председателя Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами МНЭ РК Мархабата Жайымбетова, сообщает, что C 1 марта текущего года исходно-разрешительные документы на проектирование строительства в РК будут выдаваться через Госкорпорацию «Правительство для граждан» и портал «Электронного правительства». Причем документы, по его словам, будут выдаваться в полном комплекте, то есть архитектурно-планировочное задание, технические условия, схемы трасс наружных инженерных сетей, вертикальные планировочные отметки, поперечные профили улиц и дорог, выкопировка из проекта детальной планировки. Срок выдачи некоторых документов сократится более чем в два раза, — пишет inform.kz.

Казахстанские СМИ информируют: затраты на содержание новой госкорпорации не потребуют новых вливаний из республиканской казны, поскольку будут составляться из тех средств, которые раньше предусматривались на содержания всех реорганизованных РГП. Еще упоминается, что общий штат объединенной госкорпорации – более 21 тысячи сотрудников. Грядут ли сокращения в четырех интегрированных предприятиях, не сообщается.

Известно, что образцом для госкорпорации «Правительство для граждан» послужил сервис в сфере госуслуг Канады и Австралии. Стоит отметить важный плюс, который приводят в пример разработчики нововведения – антикоррупционность. Поводов для создания коррупционной ситуации не будет, уверены специалисты: при автоматизации процесса приема и обработки документов контакт гражданина и чиновника сведен к минимуму или вовсе исключен.

К тому же, почти вся информация о населении будет в единой базе. Удобно всем – и гражданам, и правительству. Ресурс tengrinews.kz со ссылкой на Комитет связи, информатизации и информации Министерства инвестиций и развития РК, сообщает: «В перспективе даже не нужно будет направлять никакие запросы. Так называемое «умное» или «проактивное» правительство (следующий этап оптимизации) будет само отслеживать жизненные ситуации и выполнять необходимые процессы вместо гражданина. А гражданину нужно будет лишь подтверждать эти действия. Это значительно упростит разрешительные процедуры, обеспечит прозрачность и контроль, при этом исключит дублирование учетных работ и затраты на них», — отметили в Комитете».

Как говорится, поживем – увидим. До 1 марта уже рукой подать. Станет ли «Правительство для граждан» в полной мере отвечать своему названию, покажет наша с вами жизнь. Несомненно одно: создание ЦОНов, действительно, во многом облегчило получение разнообразных документов. Очень хочется, чтобы при реорганизации положительный эффект не утратился.

Ирина КОВАЛЁВА, НЖ№8, 25.02.16