Понедельник, 4 ноября
Меню

Дорогой наш Мухомор

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 3088
Дорогой наш Мухомор
Александр Ерашов за работой со своей любимой собакой

Российские финансисты вкладывают деньги в картины Александра Ерашова.

С 11 по 14 февраля в Лондоне проходит крупнейшая европейская ярмарка графики «Works on Paper», организованная Королевским географическим обществом. В ней участвует наш земляк, ныне живущий в городе Липецк (Россия), художник Александр Ерашов, работающий под псевдонимом Аманита (Мухомор). В компании известных европейских мастеров он представит свои работы из серии «Нефть». На сайте worksonpaperfair.com заявлена цена на его графический лист – 4 000 фунтов стерлингов (более двух миллионов тенге). На днях деловой портал finbuzz.ru сообщил, что российские финансисты увидели в картинах Ерашова выгодный предмет вложения капитала, который будет расти в цене. Все эти новости мы обсудили с Александром Ерашовым по скайпу.

Рисунок, экспонируемый на лондонской ярмарке «Works on Paper»

Рисунок, экспонируемый на лондонской ярмарке «Works on Paper»

Александру Ерашову 44 года. До 2013 года он жил в городе Аксу. 20 лет проработал машинистом-обходчиком, позже – инженером на ГРЭС. Рисовать начал с детства. Уже в пять лет его рисунки отмечали на детских выставках и конкурсах. В Аксу он окончил школу искусств, а в Павлодаре художественный колледж. В 2010 году вступил в Союз художников Казахстана.

Узнаваемый авторский стиль художника сформировался в условиях маленького провинциального городка, где не было ни художественных музеев, ни галерей, ни интернета, ни магазинов художественных товаров. Впрочем, тогда холсты и масляные краски молодому самородку были не по карману.

Поэтому свои мысли он стал воплощать на ватмане формата 60x80 с помощью пера, чёрной и красной туши, а то и простой шариковой ручки. Социально-политический сюрреализм Ерашова выдержан в духе советских плакатов, журнальных и книжных иллюстраций.   

Ерашов нарисовал сотни графических листов, большинство из которых сложились в серии «Из жизни моллюсков», «Казахские народные сказки», «Мухоморы», «Мы победили Интернет», «СССР – антиучебник антиистории» и др. Сейчас у коллекционеров популярны серии «Нефть» и «Вожди».

Из серии «Нефть»

Из серии «Нефть»

Ерашов стал известен зарубежным знатокам и ценителям графического искусства после персональной выставки, прошедшей в Лондоне (о ней я писал в феврале 2015 года). Цены на графические листы художника установились на престижном аукционе «Phillips», где в прошлом году была продана его работа из серии «Вожди».

На «Phillips» он выставил портреты людей, похожих на Владимира Путина в треуголке и камзоле а-ля Барон Мюнхгаузен, Дмитрия Медведева в костюме медвежонка в окружении плюшевых мишек и Никиты Хрущёва в цилиндре Дяди Сэма. В каталоге аукциона «Phillips» совокупная оценочная стоимость трёх листов составила от 6 000 до 8 000 фунтов стерлингов.

Одна из работ, представленных на аукционе «Phillips»

Одна из работ, представленных на аукционе «Phillips»

Выскажу своё мнение, что на фоне большинства лотов «Phillips», а это были «творения» художников с мировым именем – политые краской холсты, арт-объекты в виде канистр для бензина или розовых брусков дерева, сатирическая графика Ерашова смотрелась настоящим произведением искусства. В ней присутствовал смысл, мастерство и труд художника. Я думаю, что в будущем историки будут изучать наше время по работам Ерашова, а испачканные краской холсты и канистры примут за мусор или аферу 21 века.

Бизнес-портал finbuzz.ru опубликовал отзывы крупных российских финансистов, приобретших картины Ерашова. Приведу цитаты.

Илья Гончаров, руководитель департамента структурированных продуктов «ВТБ»: «Картину «Д» из серии «Алфавит» я купил, когда США объявили санкции против моего банка. В то время я как раз думал о том, как валюта может стать оружием. Америка, доллары… Вот я и продолжил логический ряд и повесил эту картину у себя в офисе. Она была написана в 2011 году, поэтому не думаю, что Аманита ожидал такого контекста».

Банкир Алексей Поляков с картиной Ерашова. Фото © finbuzz.ru

Банкир Алексей Поляков с картиной Ерашова. Фото © finbuzz.ru

Алексей Поляков, банкир: «В книжном автобусе на ярмарке «Bookmarket» среди детских книжек я увидел тоненький альбом с необычными иллюстрациями. Они поглотили мое внимание. Неизвестный, скромный, но таинственный и мощный Аманита! Вначале я не поверил, что рабочий в каске и с сигареткой выплескивает на зрителя новую вселенную. Потом познакомился с этим, в прямом смысле слова, пролетарским художником, купил много картин и подружился. Это было для меня сравнимо с открытием Оруэлла и Пелевина одновременно. Я не смотрю на его иллюстрации, а как будто читаю короткие чеховские рассказы. Только эти рассказы написаны иероглифами: символами, взятыми из нашей советской жизни. Многие мои друзья считают, что работы Аманиты — это хороший подарок, вслед за мной они нашли в его рассказах-картинах свою историю. Мне нравится наблюдать, как сперва они заинтригованы, потом улыбаются, начинают фотографировать и в итоге оставляют его картины у себя на стене, чтобы перечитывать каждый день».

Из серии «Вожди»

Из серии «Вожди»

В интервью по скайпу Александр Ерашов рассказал о продвижении его работ на Запад, которое ведут его российские и английские кураторы.

— Саша, я прочитал в интернете, что ты подписал контракт с культовым английским издательством «Fuel Publishing». Они объяснили тебе, что их привлекло в твоих работах?

— Они вкладывают деньги в то, что им коммерчески интересно. Но, моё творчество находится в «зоне рискованного земледелия». Главный вопрос – пойдёт ли это на Западе? «Fuel Publishing» уже сделали однажды смелый шаг – издали книжку «Русские уголовные татуировки 50-70-х годов» — купола, кресты, портреты Сталина, надписи разные – «смерть с…м и комсомольцам!» и т.д. Довольно смело так. Это на Западе оказалось востребованным.

— Теперь решили издать альбом твоих работ?

— Со мной они решили такую штуку сделать: знаешь, сейчас издают книжки-раскраски для взрослых? Там просто линейный рисунок. Я такую купил жене. Она сидит, карандашами раскрашивает львов, тигров, какие-то деревья. Англичане решили мои рисунки упростить, вывести в линию, убрать цвет, штриховку и сделать раскраску про Советский Союз по мотивам моих работ. Вот такая, возможно, будет обложка: «Russian alphabet colouring book» (показывает в веб-камеру свой рисунок). Я им три варианта нарисовал. Выбрали этот. Хотя, для себя я бы такую обложку не сделал. Но, они коммерчески заточенные люди. Им нужны узнаваемые на Западе советские образы. Им был нужен ГагарИн (произносит с ударением на И). Я нарисовал несколько портретов Гагарина. Они сказали – нет, нужен только вот такой ракурс. С другого ракурса Гагарина на Западе не узнают. Это самое аутентичное изображение Гагарина, которое мелькало в прессе больше всех. Ну ладно, сделал. Люди, которые вложили в этот проект деньги, говорят: хорошо, если мы их отобьём, но реклама для тебя будет хорошая. В общем, это издание будет не для денег, а для пиара.

Александр Ерашов демонстрирует обложку своей разукрашки для взрослых

Александр Ерашов демонстрирует обложку своей разукрашки для взрослых

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Мне говорят, продолжай серию «Нефть». У людей, зарабатывающих деньги, так: вот эта хорошо идёт тема, давай её продолжим. А художник эту тему исчерпал, и продолжать её уже смысла нет. Я говорю, давайте, что-нибудь другое придумаем. У меня другие темы есть: революцию нарисовать хочу.

— Как ты думаешь, почему у обеспеченных людей возник интерес к твоим картинам?

— Это большая работа, проделанная моими кураторами. Я сейчас в таких тепличных условиях работаю – рисую, у меня голова не болит, как картины продать, где денег взять. Они этим занимаются. Мне хватает на жизнь такую скромную. Участие в аукционе «Phillips» было не столько ради денег, сколько ради самого прецедента продажи. На «Phillips» очень тщательно отбирают работы. Я прошёл отбор – это прецедент. Мою работу купили – это тоже прецедент. Теперь ниже опускать цену уже нельзя. Насчёт заинтересованности покупателей мне примерно объяснили – есть  стереотипы, которые, как закладки нам вложили в мозги – это «глобальное потепление», «перенаселение планеты», и есть такой стереотип, что современное искусство – это круто, и что тот, кому это нравится, тоже крут. Поэтому образованные богатые люди приходят на выставки современного искусства и говорят: да, это всё круто, но сами начинает сомневаться: почему мне это должно нравиться? Видя мои рисунки, они говорят: здесь есть смысл и работа. Один из аспектов искусства – вложенный труд. Самая гениальнейшая мазня может быть сделана за три минуты, а вот какой-то автор из Ермака сидел над своей работой, наверное, три месяца. Это людям уже нравится. Потому что они устали от этой закладки.

Из серии «Нефть»

Из серии «Нефть»

Завершая статью, хочу пожелать Александру Ерашову неиссякаемой фантазии и успехов в покорении западной аудитории. А его друзьям и коллегам, которым художник раньше дарил свои рисунки, можно позавидовать – со временем каждый набросок, сделанный рукой Аманиты, может вырасти в цене и превратиться в целое состояние. Постучим три раза по дереву, чтобы не сглазить.

Фёдор КОВАЛЁВ, фото и картины А. Ерашова, НЖ№6, 11.02.16