Среда, 24 апреля
Меню

12 столетних листов проекта «Век»

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1775
12 столетних листов проекта «Век»
Графика Н.Н.Каразина

В Павлодарском художественном музее открылась первая уникальная выставка проекта «Век» — графика художников с мировой известностью. Действовать экспозиция будет только месяц — на больший срок доставать из специальных условий хранилища эти старинные работы нельзя. В зале лектория музея — слегка приглушенный свет. Это обязательное условие: яркого освещения листы бумаги 19 столетия могут просто не выдержать.

Это не просто произведение искусства, это подлинники, имеющие историческую ценность, говорят искусствоведы. В экспозицию вошли произведения, которые пересекли столетний рубеж — работы казахстанского художника Николая Гавриловича Хлудова, а также произведения трех российских всемирно известных художников: Валентина Александровича Серова, Николая Николаевича Каразина и Алексея Ильича Кравченко. Выставка отражает общие тенденции развития искусства Казахстана и России первой четверти ХХ века. Часть представленных на выставке картин, имеющих непреходящую ценность для национальной и мировой культуры, показана широкой публике впервые, многие из работ не выставлялись в течение многих лет.

Офорты Серова.

      Офорты Серова.

— Замысел проекта родился в конце минувшего года, — поясняет Елена Викторовна Дубовая, искусствовед, главный хранитель фондов Павлодарского областного художественного музея. —  Музею уже 50 лет и за это время мы собрали хорошую коллекцию – ее нужно показывать зрителю, делиться богатствами фондов. Но, так как у нас нет постоянной экспозиции, то было решено сделать такой проект: для первой выставки мы отобрали 12 работ, которым за сто лет.

Работы ценны своим историческим планом. Как драгоценности в ларце, в лектории музея открываются зрителю сокровища коллекции фондов. Блистающий аккорд – офорты Серова, в том числе его автопортрет.

В.А.Серов. Автопортрет. 1898 год. Бумага, офорт.

В.А.Серов. Автопортрет. 1898 год. Бумага, офорт.

О мировом интересе к Серову стоит упомянуть отдельно. Только что отгремел серовский бум в России. Напомню, в Москве выставка работ Валентина Серова, приуроченная к его 150-летию, вызвала небывалый ажиотаж. За четыре месяца посетили почти полмиллиона человек! Люди занимали очередь за полтора часа до открытия музея, ждали на морозе, чтобы попасть в залы и посмотреть работы великого художника. Такого давно не было — ближе к закрытию народ просто выносил двери в музее! Сроки экспозиции дважды продлевали. «Из-за небывалого интереса в ночь на воскресенье 31 января 2016 года выставка работала до последнего посетителя», — сообщают российские СМИ. — «Кассы музея закрылись только после часа ночи, а потом люди, сколько хотели, спокойно ходили по залам».

Чем же интересен Валентин Серов? Специалисты видят в его творчестве синтез лучших традиций русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров, новаторства современных живописцев. «Серов не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда. Универсализмом и парадоксальностью своего таланта он предвосхитил архетип творческой личности ХХ века. Исключительная одаренность Серова позволяла ему одинаково ярко проявлять себя в разных сферах изобразительного искусства — в станковой и монументальной живописи, графике, театральном и декоративно-прикладном искусстве. Но главное — Серов был выдающийся портретист, он создал обширную по количеству и редкую по качеству исполнения и глубине характеристик галерею образов современников, которая отражает всю противоречивость эпохи рубежа веков», — говорится на сайте tretyakovgallery.ru.

В Павлодаре есть свой Серов. В новой выставке – шесть столетних работ Валентина Серова. Офорты – оттиски на бумаге с медных пластин — были присланы в музей в 60-е годы ХХ века из Третьяковской галереи. Сокровища русского искусства распределялись тогда по разнарядке и в провинциальные музеи. По технологии с пластины можно сделать около 15 оттисков. После добросовестный художник должен распилить на части пластину и раздать друзьям, чтобы работы более уже никогда не повторялись. Владение техникой офорта сейчас большая редкость. Выполнение гравюры на металле требует навыков и мастерства. А изображение глубокой печати создается особым образом – процарапыванием и травление кислотами.

— Делались эти пластинки самим Серовым, они подписаны им, — рассказывает Елена Дубовая. —  Последние годы Серов очень увлекся офортом. У него был замечательный учитель, преподаватель Петербургской академии художеств Василий Матэ. Он был известный гравер, даже Репина учил делать офорты. Серов загорелся новой идеей, он вообще любил все новое. И в 1898 году Мусины-Пушкины пригласили его на лето к себе, и специально купили ему офортный станок. Серов начал заниматься офортом, много времени посвятил ему. И последнее лето своей жизни в 1911 году он занимался именно этими работами, которые были посвящены Крылову. Басни Крылова и офорты Серова – две равновеликие величины сошлись на бумаге. Стоит вспомнить, что Серов не только портретист людей, скажем так, у него везде присутствуют рисунки животных. Причем, с очень правильной анатомией — все гениально и просто сделано.

В.А.Серов. Волк и пастухи. Бумага, офорт.

       В.А.Серов. Волк и пастухи. Бумага, офорт.

Проект по иллюстрации басен Крылова офортами Серова придумал член купеческой династии Анатолий Мамонтов, занимавшийся издательским делом в Москве. Для 12 басен Серов сделал отличные офорты. Но реализовать проект в полном объеме не удалось – Мамонтов «прогорел», и тогда было опубликовано всего два рисунка.

— Все рисунки хранятся в Третьяковке. А у нас в художественном музее есть три офорта по басням, два портрета – автопортрет художника и портрет Василия Васильевича Матэ. И еще одна удивительная узнаваемая работа: она есть в живописном виде, затем он перевел ее в офорт – «Октябрь в Домотканово», — показывает уникальные графические листы Елена Викторовна.

Далее в экспозиции показаны четыре яркие работы Николая Гавриловича Хлудова. Этим работам более ста лет. Художник знаменит тем, что он не был профессионалом, но признан основателем профессионального изобразительного искусства Казахстана. Всю свою жизнь положил служению искусству в городе Верном (Алматы) и сделал там школу-студию для мальчиков коренной национальности. Одним из первых его учеников стал Абылхан Кастеев — первый народный художник Казахстана.

Работы Н.Г. Хлудова.

Работы Н.Г. Хлудова.

Две другие работы – авторства худжников Николая Каразина и Алексея Кравченко. Роднит их только возраст и значимость личностей художников для мировой культуры. Сами графические листы – разные. Но за каждой – история эпохи.

Единственная его работа Николая Николаевича Каразина, имеющаяся в нашем музее, датируется 1860 годом. Каразин — русский художник-баталист и писатель. Он участвовал в Русско-турецких и Бухарских походах, его приглашали в качестве военного художника. А его маленькие рисованные календарные открытки сейчас очень популярны в интернете. Также известны его знаменитые батальные полотна.

— Это тип дворянина-интеллектуала, — рассказывает искусствовед Елена Дубовая. — Он профессиональный военный, в чине капитана вышел в отставку и занялся творчеством. А к концу жизни он иллюстрировал книги русских писателей и свои сказки. Причем, у него были интересные эксперименты — конструктивистские приемы, до которых только лет через 40 конструктивисты ХХ века додумались. Выпускник кадетского корпуса, не был бы таким разносторонним человеком, если бы не его предки: он внук общественного деятеля, основателя Харьковского университета, Василия Назаровича Каразина и известного русского историка, автора «Деяний Петра Великого» Ивана Ивановича Голикова. Так что этот небольшой графический лист, также переданный из Третьяковской галереи, – лишь повод приоткрыть завесу, рассказать о его жизненном пути и его великих пращурах. Это рассказ о целой эпохе уникальных личностей.

Одна работа — яркий атмосферный лист 1914 года «Звенигород. Ворота монастыря» рассказывает о выдающемся романтическом живописце и колористе своего поколения Алексее Ильиче Кравченко. Художник камерного плана, представитель эпохи модерн, путешественник, гравер и иллюстратор, в 1935 году он был назначен профессором Московского института изобразительных искусств.

А.И. Кравченко. Звенигород. Ворота монастыря. 1914 год. Картон, темпера.

А.И. Кравченко. Звенигород. Ворота монастыря. 1914 год. Картон, темпера.

— Кравченко иллюстрировал работы Александр Васильевич Чаянова, экономиста, социолога и писателя, который был сослан в Алма-Ату и в 1937 году расстрелян, — говорит Елена Дубовая. — О нем все время говорил наш живописец, фотограф и краевед Иван Лагутин: он был его самым любимым учеником — у нас хранится лагутинский портрет Чаянова в фондах. Так вот, Кравченко был соседом по даче и иллюстратором произведений Чаянова. А сегодня в нашем музее – его работа, вот так в Павлодаре переплелись нити истории.

Темпера на картоне даже спустя столетие дает ощущение бархатистости.  Кулисное обрамление, стиль и композиции, декоративность работы, контрастные цвета — все, как любили художники модерна. Соединить жгучий кобальт и зеленый — было очень смело по тем временам, поясняют специалисты. А когда этот лист готовили к экспозиции, искусствоведов ждал сюрприз: в уголке листа обнаружили надпись «Кравченко» — с характерным завитком начала века, и дату — 1914, 25/Х.

…Проект «Век» будет возобновлять свои выставки раз в несколько лет – когда другие экспоненты или их работы в фондах отметят вековой юбилей. О постоянной отдельной фондовской экспозиции можно только мечтать – в музее два зала, в которых размещаются сменные экспозиции. Пока же проект «Век» — это практически единственный способ показать уникальную коллекцию павлодарских запасников. А ведь, по словам главного хранителя фондов, интересных работ из сокровищницы художественного музея хватило бы на 20 выставочных залов.

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№5, 04.02.16