Пятница, 19 апреля
Меню

Выбора не оставили

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1186
Выбора не оставили

С вводом электронного билетирования альтернативного способа оплаты у пассажиров не будет. Техническое оснащение системы обещают завершить летом текущего года, а на период «привыкания» автопарк №1 и власти дают несколько месяцев.

Пока не утихли страсти по «онай» (система электронного билетирования) в Алматы. Все еще возникают скандальные ситуации, связанные с неисправностью оборудования, отсутствием возможности приобретать карточки в районах, сокращением числа более быстроходных и маневренных маршруток. Но павлодарцев уже поставили перед фактом – мы следующие. Как сообщил в интервью газете «Новое время» директор автопарка №1 Виталий Болдырев, к лету в городских автобусах начнется установка валидаторов, а вместе с ней – переходный период на безналичный способ оплаты.

На привыкание дается от трех месяцев до полугода. И привыкнуть придется, поскольку альтернативный способ оплаты – за наличные — после будут исключен. За выполнением правила оплаты будет вестись тотальный контроль с применением штрафных санкций. По данным Виталия Болдырева, предоставленным нашим коллегам, его организует партнер предприятия – фирма «Smart card». Она же создаст в областном центре порядка трехсот «точек» продажи карточек. Обойдутся они пассажиру примерно в 1,5 доллара (в Алматы карта стоит сейчас 320 тенге). При этом организаторы обещают, что количество льготных категорий граждан сокращено не будет. Для льготников, школьников будут напечатаны именные карточки с личными данными и фотографией. В случае утери карточку можно будет заблокировать. Льготники смогут восстановить ее за счет фирмы, а если необходимость использовать ее отпадет – все могут сдать карту, чтобы вернуть оставшиеся средства.

В пользу применения электронного билетирования, как правило, приводят один аргумент – упорядочивание финансового потока. Аким Алматы, где с 11 января полностью отменена оплата наличными, на днях заявил, что, оказывается, «в тени» находилось 60 процентов прибыли. А выведенные на свет божий 6-7 миллиардов помогут не только пополнить казну, но и развиваться транспортным предприятиям. Если это так, и доходы парков значительно вырастут, логично будет не ждать и от наших перевозчиков заявок на повышение тарифов. Это станет аргументом для общественности, если такая просьба все же прозвучит в ближайшие годы!

По нашим сведениям, и другие автотранспортные предприятия Павлодара не прочь перейти на электронное билетирование. Тем более, что и у них вряд ли есть выбор. Однако, как рассказал один из перевозчиков, сейчас они занимают выжидательную позицию, увидев, как с главных доходных магистралей под предлогом оптимизации, по сути, «выдавили» главных конкурентов – микроавтобусы. И они совсем не уверены, что останутся при своих маршрутах по итогам новых тендеров.

А пока результаты топорной работы пожинают пассажиры. Они без устали жалуются на неудобства, связанные с изменением транспортных схем. Непонятно, зачем надо было тратить миллионы на затратные выводы института? Ведь о том, что микроавтобусы попросту «подвинут» на периферийные улицы, было известно еще четыре года назад.

Проделали это, конечно, под благовидным предлогом обеспечения населения безопасным и комфортным передвижением. На деле выходит иначе – вынужденные передвигаться с пересадками горожане раскошеливаются дважды и указывают на недочеты. Недовольным объясняют, что беспересадочного движения никто и не обещал. Тем, кто не в состоянии платить, советуют пешком прогуливаться до мест остановок нужного транспорта.

Ирина АДЫЛКАНОВА, НЖ№4, 28.01.16