В канун Нового года великолепный бал с неимоверными сюрпризами подарил горожанам Павлодарский симфонический оркестр областной филармонии им. Исы Байзакова. Настоящая новогодняя сказка, когда даже взрослые пессимисты смогли поверить в волшебство. Это был вечер одного композитора, произведения которого сами по себе являются праздником. Его музыку знают и любят все. Бессмертные вальсы Иоганна Штрауса звучали в обстановке чудес. Например, на вечере живой музыки присутствовал… сам автор.
Король вальсов ворвался в зал со словами: «Я не посторонний, я написал 117 полек, 16 оперетт и опер!», и остановил выступление оркестра. А затем поднялся на сцену и сверялся с партитурой во время исполнения его произведений.
— Этот человек-праздник – Иоганн Штраус! Под его музыку танцевали королевские дворы и казармы, плясали в изящных атласных туфельках и деревянных сабо. В его вальсах кружили утонченные аристократки и простые крестьянки. Это тот Штраус, которого уже современники называли королем. Который был способен в Америке 19 века собрать такой, можно сказать, флешмоб: 200 тысяч зрителей, 100 дирижеров, 20 тысяч музыкантов с рук самого маэстро играли «Голубой Дунай»! – представила зрителям гостя музыковед симфонического оркестра Наталья Землякова.
Маэстро был очень любезен и отвечал на вопросы о его жизни и творчестве. Иоганн Штраус был не первым в династии. Прежде был его отец. Как оказалось, Иоганн Штраус-старший запрещал детям заниматься музыкой. Первую скрипку, которую взял в руки сын Иоганн, он просто растоптал. Музыка была под запретом!
— А потом он и вовсе ушел к любовнице, бросив пятерых детей,- признался Иоганн Штраус павлодарской публике. – В 18 лет я должен был содержать семью, и через суд вытребовал право создать свой оркестр. И в Вене появился еще один Штраус. Это была война.
Венские газеты вышли с заголовком «Добрый вечер, Штраус-отец!» — «Доброе утро, Штраус-сын!». Общения не получилось. Но спустя много лет сын дирижировал на похоронах отца «Реквием» Моцарта. После смерти отца музыканты оркестра преподнесли сыну дирижерскую палочку, и он стал его преемником.
Как дань память, объявили «Радецкий марш» — легкий марш-парад Штрауса-отца. Дирижер оркестра Болат Сагатович Рахимжанов пояснил:
— Очень много лет Венский симфонический оркестр под Новый год исполняет произведения Штрауса. Два из них звучат всегда – это «Марш Радецкого» и «Голубой Дунай». В марше нужна помощь зала. Это даже королевские особы делают. Я вам сейчас покажу: нужно топнуть ногами и похлопать в ладоши. Помогайте!
После короткой репетиции маэстро Рахимжанов дал знак оркестру начинать. Зал очень старался! Топать и хлопать во время этого марша – старая традиция. Говорят, это повелось еще с той поры, когда марш исполнили впервые: сдержанным австрийским офицеры и высшему свету произведение так понравилось, что не отреагировать они не могли.
Увертюра из оперетты «Летучая мышь», «Сказки Венского леса», полька «Гром и молния», «Конногвардейский марш», вальс «Весенние голоса» — живая волшебная музыка Штрауса звучала со сцены. И любимейший вальс Штрауса, который ему сыграли музыканты, когда он решил уйти со сцены – «Императорский вальс». Концерт продолжила полька «Ольга». Здесь – отступление.
У Штрауса — три брака, множество романов. Но, несмотря на это, была одна романтическая история, о которой поведал зрителям сам Иоганн Штраус: «Оля Смирнитская – девушка, которая разбила мне сердце». В 1838 году в Павловске под Петербургом открылся вокзал – комплекс с концертными залами, рестораном и парками. В общем, крупный развлекательный центр. В 1856 году Штрауса пригласили в Россию, ангажировав на 11 сезонов.
— На афишах было написано «Выступает Иван Страус» — так называли его в Петербурге, — рассказывает Землякова. – После первого концерта его на руках несли до дома. Мода на него была невероятная – прически а-ля Штраус, букеты цветов с названиями его вальсов. А у дам в серьгах и перстнях были портреты Штрауса. Ольге Смирнитской было 19 лет, ему 33 года. Они стали встречаться, много музицировали, ведь Ольга Смирнитская была первой женщиной-композитором. Сочиняла романсы, вальсы, и Штраус даже исполнял их. Они начали переписку, которая была найдена только в конце 20 века. Главной темой стала музыка, которую он писал для нее и о ней. Год спустя Штраус сделал предложение. И получил грубый отказ: Ольга была дочерью генерала, дворянкой. А он – безродным музыкантом.
Письма Штрауса к ней сохранились. «Я предпочитаю умереть, чем выносить такую муку. Я слишком люблю тебя», — строки того трагического периода. Это была любовь, которую он никогда не смог забыть. Все его браки были не очень счастливые. А Смирнитская вышла замуж за ровню-дворянина, стала матерью четверых детей.
Когда Штраус перестал ездить в Павловск, то передал бразды правления оркестром своему брату Йозефу. Помимо Штрауса-отца, в Вене было уже три Штрауса: братья Иоганн, Йозеф и Эдгар.
— Это уже была марка — «Штраус», — говорит о семейном бизнесе Штраусов Наталья Землякова. — У каждого – свой оркестр. Но если Иоганн сочинял, как дышал, то Йозеф, хороший музыкант, только мечтал так легко писать музыку. Он с детства мечтал стать инженером, окончил институт. Но… Была семья, и эту семью возглавляла мать. Анна была строгой матерью, она была тем банком, который собирал деньги: не для себя, для будущего ее сыновей. И все три Штрауса выступали. Бывали случаи, когда строили три площадки, и за каждым пультом был один из Штраусов — Иоганн, Йозеф и Эдгар. Иногда они и сочиняли вместе. Так, знаменитая полька «Пиццикато» авторства братьев Иоганна и Йозефа.
В зале – ожившая музыка Штрауса: вальсирующая пара в бальных нарядах кружит между рядами зрителей. А музыканта улыбаются, играя магическую мелодию «На прекрасном голубом Дунае».
— Вы являетесь родоначальником легкой музыки, — обратилась к Штраусу Наталья Землякова. – Правда, сейчас она называется поп-музыка. И в этом году в Вене вышла книга, где вы признаны королем поп-музыки. Мы же с оркестром расскажем вам о нашем времени и о нашей музыке.
Гостю из 19 века предложили послушать арию «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди» в исполнении солистки филармонии Олеси Скориковой. Маэстро Штраус недоверчиво прислушивался, но оценил. А молодые ребята из вокального ансамбля «Vivo» в необычной манере исполнили хиты 20 века. Песни пели — а капелла, с битбоксом, «пропевая» инструментальное сопровождение. И произвели фурор – публика кричала «Браво!». А симфонический оркестр исполнил самый знаменитый киновальс 20 века из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитора Евгения Доги. И снова чудо.
— Эта музыка — дыхание любви, — остановил Штраус оркестр. – Ведь вальс – это, прежде всего, душа женщины. А я вижу в зале столько прекрасных женщин. Маэстро, прошу вас!
И под звуки чарующей музыки Иоганн Штраус спустился со сцены. Он дарил зрительницам алые розы. А с одной из них прошелся в туре вальса. Так же неожиданно, как и появился, Иоганн Штраус (в исполнении актера театра им. Чехова Александра Репина) исчез.
Дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Болат Рахимжанов вместе с музыкантами хором поздравили публику с Новым годом. Маэстро выступил в неожиданном амплуа — надел красный колпачок Санта Клауса. И пока музыканты играли финальную мелодию, оставил дирижерский пульт и дарил им подарки. К слову, сыграли и еще раз на «бис» под аплодисменты зала.
Необыкновенный концерт стал эффектным восклицательным знаком 2015 года. Эта праздничная авантюра симфонического оркестра подарила публике радостную искрящуюся атмосферу: приятные легкие мелодии мировых шедевров классики в обрамлении экскурса в историю музыки. «Этого не может быть!» — растерянно говорили серьезные взрослые зрители, и улыбались, снова поверив в новогодние чудеса. Это тот самый миг, когда талант гения, профессионализм музыкантов, великая Музыка и немножко задора — творят настоящее волшебство.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора. НЖ№52, 30.12.15