Пятница, 29 марта
Меню

Какое оно – завтрашнее дно?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1643
Какое оно – завтрашнее дно?

В эти дни совпали два события. Мы отмечаем национальный праздник – День Независимости. Наряжаем площади, парки и скверы, отправляются в небо фейерверки, вручают ордена и медали, звучат речи о достижениях и величии народа. А рядом банки и обменные пункты то и дело меняют показатели курсов валют – вновь стремительно падает тенге, и жители этой реальности подсчитывают убытки и с тревогой думают о дне завтрашнем.

На днях обсудили и утвердили региональный бюджет, который построен на принципе «жить по средствам». Достроят объекты и дома, за которые взялись ранее. Среди них – четыре многоэтажки в «Сары-Арке», школы и детские сады. Будут отремонтированы бассейн Дворца школьников и дом психохроников в Константиновке. Есть деньги на образование и здравоохранение. По данным областного акимата, неплохо сказалось на развитии области последнее выравнивание курсов рубля и тенге. Промышленность, в частности, сталелитейная, пошла вверх, конкуренты уступают рынки, и индекс физического объема в этой сфере будет лучше, чем прогнозировался. Пусть не на всех предприятиях, но наступает стабильность. Бюджетникам повысят зарплату, а пожилым гражданам проиндексируют пенсию. Все медики получат надбавку и радуются этому. Да, бюджет будет социально направлен. Но много ли от этого пользы, если все остальное дорожает, в том числе, продукция своего производства. От подсолнечного масла до автомобилей. И не факт, что не придется ли переверстывать бюджет вновь – нефть дешевеет, а вместе с ней и тенге с рублем.

Кто-то из комментирующих интернет-информацию об очередном снижении курса национальной валюты сообщил, что на одной из электронных площадок доллар все еще можно купить за 254 тенге. Конечно, «утку» тут же сбили такие же пользователи. Но короткая переписка заставила задуматься о том, что еще несколько месяцев назад эта цифра казалась невероятной. Да что там, год назад вызывал панику курс 185 тенге за «американца»! Люди бегали от банка к банку, изливали впечатления в интернет, причем валюту многим не на что было купить. Сегодня спокойно рассуждают о том, что не вызовет удивление курс один к 400.

Специалисты валютного рынка объясняют, что именно так сказывается преодоление некоего психологического барьера. Говоря доходчиво, до определенного момента ужасает ухудшение ситуации на бирже, а потом приходит отупение, смирение и, вместе с тем, хладнокровие. Но не рискуем ли мы в этом затяжном прыжке потерять страх перед другими проблемами – инфляцией, отсутствием возможности обустроить быт, построить бизнес, проводить достойно отпуск и старость, и обеспечивать детей? Ведь довольствование минимальными благами убивает потребность в лучшем, надежду на прогресс. Худшая оценка для властей, когда гражданин в ответ на очередную новость из области экономики машет рукой и произносит: «а мы другого и не ждали».

Но сегодня нам говорят, что кризис закаляет. Руководство страны, когда-то замешкавшееся в поисках национальной идеи, кажется, нашло ее. Вернее, ее преподнесла сама жизнь. Президент говорит, что кризис закаляет. Что после сложнейших периодов наступает процветание. И когда звучат призывы потерпеть, переждать, затянуть пояса ради светлого будущего, когда не каждый гражданин отправляется спать с уверенностью в завтра, появляется одна задача. Она же девиз большинства – выжить любой ценой! А ведь так хочется просто жить. Сегодня. Поэтому интересно знать, мы уже уперлись в дно? И когда начнем подниматься?

Ирина АДЫЛКАНОВА, НЖ№50, 17.12.15